ний туго шли на работу с советской властью. Наркомпрос никогда не забывал предостеречь от увлечения ЛЕФ’ов, указать им на их корни, которые связывают их с последышевой буржуазной культурой, указать им на то, что их причудливая внешность появилась благодаря отсутствию содержания и что вместе с увеличением нового послереволюционного содержания в нашей стране пойдет и повышение реализма, и основные положения Белинского, Чернышев
ского, Плеханова окажутся единственным правильным критерием и вехами для искусства. В настоящее время это уже сказывается, хотя новый послерево
люционный реализм—вырастет ли он из левого театра или из правого театра, как это теперь уже видно, можно сказать, -простым глазом,—является более вольным, чем прежде, менее зависимым от подражания действительности, включающим в себя большое количество разных удобных для театра условностей. В этом можно видеть некоторую заслугу левого искусства.
Можно сказать, что достижения известных форм театра, подходящих для новой жизни, совершились в правых и левых театрах одновременно. Кульми
национным пунктом реалистических достижений левого театра явился «Мандат». В тоже время так называемые правые театры- дали и подготовляют ряд по
становок не менее значительных для революционной публики. Малый театр, помимо драматургически, может быть, мало удачных пьес, подобно «Железной Стене» и «Ивану Козырю», в будущем году готовит первую последовательно -по-марксистски написанную молодым коммунистическим драматургом пьесу «Загмук». Я знаком также с принципами, положенными Художественным театром в постановку «Пугачевщины» Тренева, и нахожу их интересными в .их отходе от реалистической манеры МХАТ‘а.
До тех пор пока это не выяснилось, было чрезвычайно трудно, даже невозможно убедить правительство итти сколько-нибудь широко на помощь левым театрам, казавшимся, и справедливо,—весьма спорными. Отмечу, что как только окончательный поворот театра Мейерхольда в сторону социального реализма обозначился, правительство поставило вопрос о довольно значительной помощи ему.
4. Таким образом, принципы театральной политики были тверды и многосторонни. Конечно, самим театрам кажется, что правительство делает для них слишком мало. Оно и действительно делает немного, так как для многого у него нет и средств. Бывает и так, что налоги являются прямым препят
ствием к развитию нормального театра. Наркомпрос неизменно боролся со взглядом на театр, как на источник доходов для фиска, и в последнее время проводит вновь ряд мероприятий в смысле облегчения положения зрелищных предприятий.
В дальнейшем необходимо будет, во-первых, позаботиться о более нормальной материальной базе для театра, в особенности для театра провин
циального. Во-вторых, можно уже будет (так как приобретен общий язык) реально и в порядке руководства (конечно, тактичного) влиять на репертуар как правых, так и левых театров, тем более, что репертуар этот, несомненно, растет на наших глазах.
Стало быть, никакой коренной перемены в нашей политике нет, а есть только более успешное ее проведение, как это мы замечаем и во всех остальных областях нашей культурной и хозяйственной работы.
Но если тов. Пельше совершенно не прав, думая, что у Наркомпроса не было театральной политики и смешивая отсутствие политики, вероятно,
с отсутствием односторонности или жесткости этой политики, то несколько иначе рисуется дело, если перейти к осуществлению этой политики.
В самом деле, в то время как у руководителей Наркомпроса не было никаких сомнений в этой области, и линия проводилась без односторонности и жесткости, но тем не менее, совершенно определенно, в результате чего мы
имеем сохранение одних театров и рост в желательную сторону других, то того же нельзя сказать о подведомственных органах даже в самом Наркомпросе.