Касаясь истории искусства, циклы давали не только отдельные монографические очерки выдающихся архитекторов прошлого, но и давали широкое понятие о работах реставрационных, указывая попутно на их методы, основанные на строго научном подходе, давали описание научных экспедиций, ставивших себе целью изучение исторических памятников, их описание и касались вопросов археологии вообще, как непременного звена общей истории искусства.
В тех же целях популяризации, а также научного обоснования зодчества, как искусства п особенно родной страны, Московское Архитектурное Общество приняло на себя труд орга
низации при Музейном Отделе Наркомпроеа Архитектурного Музея, коллекции которого составляют уже значительный фонд и представляют собою большую ценность.

Архитектурный факультет ВХУТЕМАСА.

Место, занимаемое архитектурным факультетом ВХУТЕМАС‘а среди других однородных с ним факультетов художественных ВУЗ ов, особо по задачам и целям, лежащим в основе его методов и учебных программ.
Архитектурный факультет совместно с другими факультетами ВХУТЕМАСА перешел к об‘ективному исследовательскому методу про
фессионального образования современного художника, расчленив вопросы искусства на ряд дисциплин под углом формального анализа, откинув интуитивный метод, господствовавший в старой художественной школе. Для вооруже
ния будущего художника всеми известными способами вещественного оформления его твор
ческой работы было создано перед специаль
ными мастерскими (архитектуры., текстильн., скульптуры) общее основное отделение, где специальные дисциплины (поверхност. форма, масштабность, цвет, фактура и пр.) об‘единяются в ряде концентров.
Целый ряд последних архитектурных конкурсов на Дворцы Труда (Ростов Н/Д, Екатеринослав), Народные Дома (Иваново-Вознесенск) и др., начинающиеся постройкой в на
стоящем году, показывает, что ВХУТЕМАС выходит из полосы «бумажного» проектирования в плановую производственную архитектурную работу.
Задачи архитектора-художнпка в этой работе огромны. Из общего комплекса этих задач основными являются установления планосоорулсения в связи с экономической и социальной стороной современного общества и функционального разрешения его на основе целесообразного назначения вещи.
Архитектурный факультет ВХУТЕМАС‘а своими последними выпусками показал хоро
ший рост как научных, так и творческих сил факультета. Выпуск 1923 года дал решение программы «Музея Революции» в Москве, являющегося монументальным памятником Октябрьской революции, наметив подходы в данных проектах к вопросам нового монумен
тального стиля Революции. Выпуск 1925 года в решении программы «Центрального проездного вокзала в Москве» на 12 путей о одно
временным приемом до 6 пар поездов, показал не только соответствующую масштабу задания
художественную подготовку выпускников, но и стоящую на высоте современных требований техническую подготовку, дающуюся факультетом. Решением данной программы архитектур
ный ф-т показал, что проекты утилитарного технического характера могут вполне удовлетворительно разрешаться художественной шко
лой, при наличии современной архитектурной подготовки, чего яе могла сделать старая худо
жеств. школа, уделявшая все свое внимание при дипломном проектировании дворцам и соборам.
Сооружения технического утилитарного характера, в которых происходит производственная жизнь пролетариата (заводы, фабрики,
мастерские и т. п.), душные давящие коробки— продукт давящий морально и физически рабо
чий класс буржуазии—ждут своего нового оформления, в связи с колоссальными задачами оздоровления и перерождения труда, выдвинутых Социальной Революцией.
Как программой дипломной работы 1925 г., полученой от Наркомпути.так е целым рядом своих курсовых программ архитектурный ф-т стремится увязать свою учебную программу с требованием производственно-хозяйственных органов Союза, Идя ио этому пути, факультетом для следующего выпуска даны следующие за
дания: i> Военный городок на Стрелковый нолк (задание Строительного Управ. Р.В.С.Р.). 2) Рабочий курорт союзного значения (задание Глав. Курортн. Управ. Наркомздрава). 3) Перепланировка Дорогомиловского н Рогожско-Симо
новского (зал М. К. X.). 4) Перепланировка районов и Центрального рынка в Москве. 5) Стадион на Ленинских горах (зал С.М.Х.С.).
Масштаб перечисленных заданий требует для своего решения больших технических знаний и большой обще-художественной культуры, все это гармонично сочетая, дает архитектурный
факультет ВХУТЕМАС а, выпуская в жизнь свободных от архитектурного фетишизма прош
лого современных архитекторов-художников, идущих чрез идеологию рабочего класса к оформлению кристаллизирующегося нового быта в сооружениях монументального стиля, созидаю
щих новую материальную культуру, созвучную эпохе Социальной Революции.
Д. Шибаев.