ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР Ь

Первый бой

Утром часть приняла пополнение. Сре-
ди командиров, только-что прибывиих на
передний край, обратил на себя внимание
подтянутый, с отличной выправкой млад-
mui лейтенант Халин Ийзатулин. Он
несколько дней назад окончил школу,
кубики на его петлицах были совсем но-
венькие.

Застенчивым, неуверенным в ©ебе по-
казался Ийзатулин многим. И т0, как он
отлядывалея на близко  пикировавшие
«Юнкерсы», и то, е каким любопытством
всматривалея он в черные дымы минных
разрывов, вылавало в нем человека еще
необстоелянного. Он и в самом деле был
новичком в боевой обстановке.

Командир подразделения старпеий лей-
тенант Светлов © удовольствием узнал,
что младший лейтенант хорошо владеет
пулеметом. Через ‘час после прибытия
Ийзатулин вступил в командование пуле-
метным взводом. Оетаток дня он посвятил
занятиям в бойцами.

На друтой день подразделение ветупило

в бой за деревню Ю. Артиллерия перенее-
ла огонь на северную окраину деревни, и
пулеметному звзводу поставлена была за-
Дача поддержать атаку южной окраины.

Младший лейтенант шел в свой первый
бой. Точно в назначенное время он, с од-
ним пулеметным расчетом  перебежал

вправо, к бугорку среди несжатого овса.

Через секунду оттуда застрочил пулемет.

Потом пулемет смолк. Прошло минуты
три-четыре, H OH снова заговорил, но
чуть подальше от бугорка, поближе в

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. На фронтовой дороге к одному из участков Запад-

ного фронта.
Фото специального военного

_

корреспондента «Известий» Г, Петрусова.

—~

Они давят врага
гусеницами танков

ВНИКа
лейтенант Трофимов.

Так стоять!

Небольшой гарнизон советских войск н
западном берегу реки. С одной стороны

вода, с трех сторон враг. Трудне  пред-

ставить себе испытания, выпавшие Ha

холю славных воинов, которые обороняют
этот рубеж. Может быть, лучше

всего
скажут об этом выдержки из боевого дне-
подразлеления, где командиром

«...Ha запалном берету реки, ва Ел2ч-
ке земли в квадратный километр, заняли
оборону. Приказ — удержать рубеж.

..Рано утром противник начал артял-

лерийскую. подготовку. ’Беспрерывно рвут-

ся тяжелые снаряхы. Через лва часа

батальон вражеской пехоты начал насту-
пление. Отбили восемь атак, уничтожили

около сотни немцев.
...Шесть раз сегодня переходили нем-
цы в атаку. Мы уничтожили 70 сюллат

и офицеров. Е вечеру сами перешли в
контратаку. отбили у врага выгодную
позицию. расширили участок обороны на
300 метров.

...Весь день кипел ожесточенный бой.
Наступало более ста немцев. Из них было
убито 45 и более 30 ранено. Двоих взя-
ля в плен. Захвачено 7 пулеметов, 2
огнемета, 11 автоматов. 20 BHHTOBOR,
рация, 300 гранат. 10.000 патронов.

...30 немецких автоматчиков дважды
пытались прорвать нашу линию, Полови-
ну их уничтожили. Отвоевали у врага
еще 200 метров».

Ерасноармейцы Елизаров, Степупгин

их Королев занимают воронку от звиабом-

ЧЕТВЕРГ,

10 СЕНТЯБРЯ 1942 г. № 213 (7899)

В ирбитских колхозах

Председателю колхоза «Страна Сове-
тов» Федору Григорьевичу Зырянову 34
50 лет. Уже’ шестой год он руковохит
большим” артельным хозяйством деревни

Чусовляны, что стоит на шумном Камыш-
ловском тракте. Далеко за деревню 10
лёным полянам уходят земли «Страны

Советов». Убирать надо было зерновые ©

плошади больше чем 600 гектаров. Пие-
чина, овсы, ‘ячмень удались хоровие,
Колхоз держит‘ много молочного скота,

овецл свиней. Живут. здесь хоро, доета-
ток чувствуется во всем. В колхозной
столовой, открытой на время страды, He,
переводятся мясо, молоко.

— Трудно стало работать, — говорит
Фелор Григорьевич,—но народ наш, ураль-.
ский, трудностями не испугаешь. Mor
знаем, что природа у нас капризная, про-
зеваеть чуть, смотришь, и потерял уро-
жай. Это — вторая военная страда. Вой-
на нас многому научила. Уборку нынеш-
него урожая мы начали раньше, чем в
прошлом голу, и ведем ее быстрее. Собе-
рем урожай с малыми потерями. Хотя и
труднее нам работать, лошадей много сда-
ли в армию, мужчин многих дома нет, &
уборку ведем ‘неплохо.

Утром, проводив подводы с зерном,
Зырянов уходит на весь день в поля. Гу-
стеют сейчас они, покрываются длинны-
ми рядами бабок хлеба и высокими скир-
ama, Скрипят возы, нагруженные снопа-
ми, картофелем, капустой.

Отлично работает сейчас большинство
колхозников. Вот, например, бритада, ко-

Первая заметка кратка и выразительнау

«В нашей  сельхозартели целый pay
колхозников понял, что в военное время
нужно работать напряженно, ве жалея
сил. Так. например,  Фоминых Улита,
Чукреева Фекла, Юрьева Мария на one
снопов выполняют норму Ha 150—200
процентов.  Мохнатин Иван, sores
Андрей перевыполняют нормы выра
на жатках. Честь и слава  стахановцам
полей».

Tax mo лаконично второе сообщение:

«В нашем колхозе есть еще такие лю-
ди, которые работают спустя рукава. Так,
например, Родионова Наталья, Родионова
Мария, Немчина Елизавета не выполняют
нормы и не каждый день выходят на ра д
боту. Они не понимают, что в тяжелое
для нашей родины время не выполнять
порму — это совершать преступление пе-
ред родиной».

*.

Bee прошлые голы первым по всем ра-
ботам выходил колхоз «Завет Ильича», где
прелседателем много лет работает Лазарь
Викторович Мильков. Вот и в этом году
«Завет Ильича» еще 29 автуста закон- к
чил косовицу. Так рано косэвицы в этом.
колхозе никогда не зажанчивали.

Теперь все колхозники заняты молоть-
бой. Молотилка работает день и н®чь, в
две смены. В сентябре здесь хотят закон-
чить ебмолот. Каждый день из колхоза идут
полводы с зерном на приемный пункт. В
счет гжударственных поставок уже сдано
450 центнеров зерна’ из 674. °

торой руководит Василий Тихонович Мох-
нащин — бритадир - фронтовик. Бритада
эта занимает в колхозе первое место. На
жатке работает Иван Павлович Мохнашин.
Уже восьмую страду ‘он убирает колхоз-
ные поля. Хороший, опытный машинист.
Норма — 4 гектара, а он скашивает не
меньше 6. Женщины стараются не от-
ставать от него. Еше в‘начале уборки они

А как боялись здесь за уборку! Перех
самой страдой заболел  предоедатель, и
вся работа свалилакь на  18-летнюю
бригалиршу Таню Соболеву. Ветавала она
в колхозе раньше всех и за день успе-
вала обойти все места, где работали кол-
хозники. А поздним вечером приходила к
больному  предб®дателю и рассказывала,

южной окраине. Так, то смолкая, то в03-
обновляя огонь, пулеметчики приближа-
лись к деревне. :
Немцы оборонялиь 6 ожесточением.
Оня заняли удобный рубеж — холм, кру-
то полнимающийся над открытой поляной.
Пройти или проползти здесь незамеченным
казалось невозможным. Но именно здесь

бы-и крепко держат свой рубеж. Вчера
их было четверо, и они сидели в другом.
месте, в окопе. Настунали немепкие аз-
томатчики, внерели в полный рост шел.
офицер, за ним шатали солдажы.

— Молчать, не’ стрелять, не двитать-
ся! — приказал Елизаров, и бойцы мол-
ча приникли в земле у своего оружия.

Николай Погудин принял свой танк 5a
заводе, там опробовал ето и выехал на
фронт. И сейчас Погудин волЕт этот же
танк, и мотор у танка тот же, хотя хав-
HO уже миновали сроки ем жизни, и
сталь боров почти не имеет вмятин.

В боях эта машина побывала много

сжечь, — говорит Макаров, — во зато
один наш ©овсем целый танк, экипаж ко-
торого пал смертью храбрых, я вытащил
из-под самото нос» у немцев.

Ha восьми танках Макаров провел в
боях около полутора тысяч часов.

—- Не знаю точно, учета не вел, —
рассказывает  Мажаров, — но за время

и лвигалея вперед Ийзатулин.

С наблюдательного пункта вилно было,
как. вынырнув из 08а, младший лейте-
нант и лвое пулеметчиков перебежали по
открытому месту и скрылись в воронке.
Заработал их пулемет. Несколько очере-
дей, — и отонь немпев стал реже.

Опять сменил младший лейтенант or-
невую позицию. На этот раз он один при-
близилея еще на 15—20 метров кв де-
ревне. Лулеметный расчет был выведен
из строя. Но пулемет строчил по окраине,
и немцы викак не могли заставить его
замолчать.

Третий час боя был уже на исходе,
хогла связной доложил командиру части,
что командир пулеметного взвода ранен.

— Лве пули в ноту м олна опаралала
голову. — пояснил связной. — Но млад-
птий лейтенант велел передать, что он
еще продержится.

Й как бы в подтверждение этих слов
ожил умолкший было пулемет.

Люли, еще не успевшие узнать как
следует, что представляет с060ю этот
только вчера появивиьийся в части чело-
век, почувствовали: там, в 150 метрах от
противника, лежит у пулемета командир,
которым часть может гордиться.

Ийзатулину было перелано приказание
хомандира части продержаться до вечера.
Он ответил:

— Буду держаться. :

Немцы пытались подкрасться к упрямо
несмолкавшему пулемету, но откатыва-
лись, при чем каждый раз после этого на
поляне оставалось два-три убитых немца.

Ночью Ийзатулин приполз на команд-
ный ПУНЕТ и Приташил станковый пуле-
мет. Он. нашел еще в себе силы доло-
жить, 9т0 приказание им выполнено —
`он продержалея до темноты. Новая гим-
настерка ето и светло-желтые ремни бы-
ли уже сильно тронуты боем.

Перед тем, как отправиться в тоспи-
таль, Ийзатулин сказал:

— Постараюсь не задержаться.

Все вилели, что этот человек умеет вы-
полнять приказы и we бросает слов на
ветер.

Его будут ждать в части.

И. ОСИПОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

раз. Одними гусеницами танк передавил
больше двухсот немцев.

Погудин принес © с0б0ю на фронт тт
деловитость и заботливость, ¢ которыми
он пришел в армию из колхоза, где был
заместителем председателя. ‚

— Коня к весенним работам зимой на-
чинают готовить. И тут я свою малину
5 новому бою готовлю cpasy же после
сражения. Я знаю, что по моей BOSS
танк не остановитоя, & от немецкого сна-
ряда я ухожу маневром. Нужню только
перехитрить врага. teed

Танк бузулукского рабочего Турысина
прошел сквозь огонь 18 атак. Это самый
старый в Н-ской части танк, своего рода
история части. Трижды Турыгин приво-
дил свою малину изуродованной ло не-
узнаваемости. Но через несколько дней,
отразивитиеь, она снов»  лвигалесь на
врага.

— С Турытиным весело ходить в
бой, — рассказывает  стрелок-ралист Тю-
тюнин. —0н у нас певец и плясун. В
бою тоже поет.

Башенный стрелок Новицкий говорит:

— Жизнь экипажа танка зависит от
водителя. У нас весь экипаж сохранился.
Самое большее — царапины или ушибы.
Если водитель неуч или трус, то машине
и экипажу в первом же бою конец. А мы
все Ha своем любимом ходим. И, возвра-
Tasch из боев, сумели вытащить еще
четыре подбитых танка.

Уфимчанин Петр Макаров за время вой-
ны водит уже. девятый танк. ка-
зачьей удалью врывается он в самую гу-
щу гитлеровцев. Семь из восьми подбитых
танков Макаров вывел из зоны губитель-
ного огня. Их быстро восстановили.

— Олия MOH танк врагу удалось

войны не одна сотня немцев, итальянцев,
румын и венгров положила свои кости нод
тусеницами моих танков. Перемял я не
олин десяток орудий, два средних и два
легких танка. А пулеметы и минометы,—
их и в счет брать не приходится: Не вее-
Tia и заметипть, что там, пюд гусеницами,
хрустит. В бою не считаешь — сколько,
а думаешь © том, чтобы хрустело.

:.. Ilo полю ходили новенькие, толькэ-
что полученные с завода танки. Молодые
экипажи показывали командованию части
свое мастерство в стрельбе.

Охин танк все время бил © ходу. Вре-
мя у него получалось приличное, а пели
не были поражены. Друтой танк перед
каждым выстрелом останавливался, тша-
тельно припеливался, мишени пробивал,
но время показывал плохое. Такой танк в
условиях боя сам становится мишенью
для врага. о

Вышел на поле танк командира Ми-
ротпина. Он шел быстро, на секунду 3a-
держивалея для прицеливания и поеле
выстрела тотчае двигался вперед. Потом
опять секундная остановка, выстрел, в
снова стремительное движение. В резуль-
тате—и время хорошее, и цели поражены.

— Командир, наверное, з бою бывал —
заметили наблюдавшие стрельбу. — У He-
го полная увязка с водителем. А это в
бою самое важное.

Водители Погудин, Турыгин и Макаров
тем
с машиной, действуют в полной согласо-
ванности со всем экипажем. В этом их ©и-
ла, этим они побеждают.

Л. КУДРЕВАТЫХ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Эскадрон в пешем строю уничтожил 250 немцев
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 сентября.! левых пушек артиллерийский взвод. К-

(Специор ТАСС).
ванием т. Шаталова sea bof в
строю. Конники упорно отстаивали

Эскадрон под командо-  гда гитлеровцы бросили в атаку танк,
нелем  з за ними пехоту, Шаталов встретил про-
ка-  тивника точным артиллерийским

огнем.

жлый клочок земли. Потерпев неудачу в  Потеряв 4 талка, немцы повернули 00-

лобовых атаках, немцы решили Bete
MHTb эскадрон огнем своей артиллерии и
танками.

ратно. Шаталов использовал заминку про-
тивника и, не теряя времени, полнял кон-
ников в атаку. Они выбили немцев из

Командир эскадрона немедленно орга   деревни. 250 солдат и офицеров нотеряли
низовал из отбитых ранее у немцев по-! гитлеровцы в том бою.

и примечательны, что они, сливаясь

послал

Только один Erop Rperop He cMOr y.re-

жать.

—- Отползем немного,
бормотах он, — там будет лучше...

— Ни шагу назад, — отвечал Елиза-
ров, — это измена!

Фалписты приближались, уже  вилно
было, ках намокли под дождем их птине-

ли. Офицер поднял руку, и пелшие за
ним вокинули автоматы,
— Огонь! — криклул Елизалуюв.

Ударил пулемет, затрешали винтозоч-
ные выстрелы, очереди неменюих азто-
матов.

А Кретов в это время выбирался из
окопа. Он оставил винтовку и, приги-
баясь, побежал назал.

‚ — Ах, подлеп! — крикнул Елизаров
и, быстро повернув дуло своего автомата,
влогонку  убегающему коротБую
очередь. Предатель упал.

Бойцы продолжали обороняться. Уже
много немцев погиблю. замертво свалился
офицер. Но уцелевшие легли и начали
полползать. У бойцов кончились патро-
ны. Лихорадочно осмотрел Елизаров пу-
стые сумии, отивырнул ногой ящик из-
пох пулеметных лент и взглянул н% то-
варищей. Вдруг on Увидел на поясе у
Королева гранату,

— Мы
клиюнул он радостно и, выхватив у Ro-
ролевь «лимонку», выскочил окопа.

— задыхаясь,

решили, что вязка не будет отставать от
косовицы. Это елово колхозницы держат.

Особенно хоропю работает на вязке Ма-
рия Петровна Юркова, пожилая женщина
С затаенной печалью в глазах. Женщины
разговаривают с ней ласково, осторожно.

— Ну, Петровна, не утнаться за то-
бой. Бак из-под машины у тебя онопы
летят. ‘

Юркова— вдова героя, павшего в борь-
бе с немецкими захватчиками. Бригадир
Василий Мохнапгин сражался рядом с ee
мужем. Он видел, как вражеская пуля
оборвала жизнь его односельчанина. Сам
он в этом бою был тяжело ранен. Женщи-
на мужественно встретила тяжелую весть
0 гибели мужа.

— Хороню работает, — тихо говорит
председатель колхоза. — Не опустились
У неё руки. Всех женщин ведет за собой.

«Страна Советов» заканчивает косови-
цу. Еще день-два, и все хлеба будут убоа-

ны, Но, хоть и близок конец косовицы, ра-
ботать здесь начинают с рассветом, как в
первые страдные дни. Eme много дел
вперели... z

В военное время по-иному складывают-
ся в колхозном быту отношения между
люльми. Выросла требовательность их

идем в контратаку! — вос- хруг к другу. Не прощают сейчас в дерев- р

не нерадивых. В столовой, тде по вече-
рам собирается колхозный народ, возвра-

Kak WAYT дела. :

— Михавл Устинов, — говорила она, —
поесть тектаров жаткой убрал. Татьяна
Вуллакова и Анна Доржжкина mo 80 co-
ток вяжут, а норма 30. Вот как рабо-
тают! Так мы скоро управимкя.

*

Ирбитокий район ne уборке урожая
идет в числе передовых в Сверлловской
области. Райком партии по-настоящему,
по-большевистски руководит  колхозами.
Здесь умзют поощрять передовые колх-
зы, подтягивать отстающие. Между коя-
хозами идет ‘боевое соревнование. Широко
распространяется метод передовиков. В
колхозе имени Сталина разработали н0р-
мы и расценки на все уборочные рабо-
ты, несколько повышенные против норм
мирного времени. Райком партии выпу-
стил эти нормы листовкой тиражом в
500 экземплярюв. Нормы колхоза имени
Сталина обсулили во всех селах и лерев-
нях района и приняли. У многих брига-
хиров мы видели эти листки с нормами.
Они помогали им организовать работу на
полях. .

Секретарь райкома
ков говорит:

— В военн№ время мы особенно остра
почувствовали, как много значит пра-
вильный подбор люлей. И тот факт, что
айон неплохо справляется с уборкой, в
значительной степени  об’ясняется тем,
что в0 многих колхозах мы поставили но-

партии т. Паршту-

Жрасноармейцы бросились вперед. Ели-  щающийся с полей. на щите  ежелневно  вых людей, которые сумели отлично на-
заров швырнул гранату. Несколько нем-  появляется очередной «Боевой листок».  Яалить артельное хозяйство.

цев перевернулось. Оставлиихея было уже
немного. Они поднялись © земли и —
назад. А трое бойцов с криком «ура» и
винтовками без патронов неутомимо пре-
следовали их...

Далеко впереди своего окопа красноал-

мейцы остановились. Они заняли большую

воронку от авиабомбы. Это место стало
новым рубежом нашей обороны. `Отвоева-
но еще несколько сот квадратных метров
родной земли, это сделали бойцы Ели-
заров, Степупкин и Королев.
Хоропю сказано в дивизионной газете:
«Вет Tak сражаться, стоять вот так за
кажлый клочок земли».
Гр. БРОВМАН,
спец, корреспондент «Известий».

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ.

Через весь шит протянут лозунг:
«Хорошая работа — помощь фронту!
Плохая работа — помощь врату!»

В. СТАРИКОВ,
соб. корр. «Известий».

ИРБИТ, 9 сентября. (По телефону).

Колхозный фонд помощи эвакупрованным

НОВОСИБИРСК, 9 сентября. (ТАСС).
Вторым родным домом стала Сибирь для
женщин, детей и стариков, эвавуирован-
ных из районов, временно захваченных
врагом. В городах и селах они нашли
себе кров, встретили внимание и заботу
со стороны общественных организаций и
населения. Тысячи эвакуированных сталн
Б заводским станкам, вышли на колхоз-
ные и совхозные поля.

Колхозники сельхозартели имени Шев-
ченко Доволенского района обратились к

трудящимея облаети с призывом созлать
фонд помощи эвакуированным. ни pe-
шили собрать с каждого двора не менёе
чем по 5 килограммов капусты, 1 кило-
грамму лука, 10 литров молока от коро-
вы и по 65 килограммов картофеля с каж-
дой сотой тектара. Колхозники полечита-
ли, что только их артель может лать в
фонд помощи эвакуированным 10 центне-
ров молока, 6 центнеров капусты, 120
центнеров картофеля и много овощей.

Ванда
ВАСИЛЕВСКАЯ

ГЛАВА ПЯТАЯ

Ветер пгумел и выл, сарай  трешал,
словно вот-вот сорвется с места, свалит-
ся вниз в овраг. Балки тряслись, coz0-
менная крыша шелестела, ветер подхва-
тывал клочья соломы и уносил их далеко
за деревню, на равнины, на снежные
поля, теряющиюся в туманах пляшущего
снега.

Олена кричала. Кричала во Bech го-
лос. Ее тело рвала’ дикая боль. Теперь
отозвались все удары  прикладов, все
уколы штыком, все паления на землю,
когда солдаты гоняли ее ночью по до-
роге, холод сарая, жажда, голод. Bee это
бросилось на нее, как стадо голодных
волков, кусало, рвало хищными зубами.
Казалось, что тело разрывается на ку-
ски, что оно горит живым огнем, что его
пронизывают тысячи отравленных лез-
ВИЙ.

Олена кричала. Теперь можно было
кричать. Она ведь рожает — и можно
было сломить печать молчания, которую
наложила напряженная лю  пюслелнего
воля, с момента, когда немцы вытащили
ее из дому, и до самой той минуты, котда
она поняла, что все же, наперекор всему

и вопреки всему, — рожает. Что удары
прикладов, мороз, падения Ha cHer He
убили ребенка в ee лоне. Он был жив и

хотел на свет, рважся на свет, пробивал

себе дорогу, безжалостно  раздирая ее
тело.
Она кричала  нечеловеческим, звери-

ным криком, и этот крик приносил ей
облегчение. В нем тонула боль, исчезал
холод, умолкал ветер, мрачно воющий за
стенами.

Ворота сарая эаюкрипели. Она даже не
повернула о головы.  Схватки были все
чаше, все сильнее, и она кричала, кри-

*) Продолжение. См. «Известия» от 25,
27, 28, 29, 30 августа, 1 2, $ 5 би
8 сентября.

чала, как ей хотелось, как требовало из-
мученное тело.

Соллат остановился в дверях и хотел
прикриюнуть, но понял, что женщина
рожает. Через минуту появился друрой.
Они смеялись,  переговариваясь между
собой. Но ей было безразлично, что она
лежит нагая на соломе, что на нее емот-
pat бесстыдные глаза чужих мужчин.
Она рожала ребенка, и это, как стеной, от-
гораживало ее от мира, в котором цари-
ли немцы, это заслоняло ее от бесстыд-
ных взглядов, это, как броней, заптищало
ее от ‘их глупого хохота. Oma рожала
дитя, и они, повидимому, решили дать ей
родить, так как стояли в дверях и, не
входя, ожилали.

Крик усиливалея. Бабы в соседних
избах  осеняли ‹ебя ‘крестом, устремляя
полные ужаса глаза на клубы метели,
скрывающие сарай. Олена Костюк одна,
без помощи рожала в холодном, пустом!
сарае. Они думали, что она уже умерла,
что погибла от мороза и холода, что дав-
но мертво литя в ее лоне. И вот Олена
рожает, и возле нее нет никого, кто бы
ей подал стакан воды, кто бы освежил!
залекитиеся губы, поправил подушку пол!
голювой, дружески помог ей. Она рожала,
как никто никогда в деревне не рожал, —
голая, в мороз, брошенная на глиняный
пол сарая. Бабы крестились, стискивали
зубы,  зажимали
тотчае брало верх и заставляло снова,
прислушиваться. Вричит еше? Ла, ona
еще кричала, кричала сильным, оглупши-
тельным криком — и откуда только он
брался в этом измученном, избитом, ис-
терзанном теле.

Наконец, крик перешел в вой и 06б0р-
валея, умолк.

— Родила, — шеннула Малючиха, из-
ба которой была ближе всех, и опуети-
лась на скамью.

ия Родила, — повторила маленькая

уши, но  любопьитство--

Зина.

Повесть

С минуту Олена лежала, как оглушен-
ная. Вот он, ее ребенок. Наперекор всему
и всем, он появился все же на свет, дитя
OTA,
которая по-настоящему должна бы уж де-
сять раз кончиться. И вот — сын. Ма-
ленькое красное созданьице.

Она взяла его в руки. Бабки не было,
и она, как собака, перегрызла пуповину,
перевязала обрывком бахромы от илатка,
оборвавиейся еще в первый день, когла
она лежала здесь, перед следствием. Она
обтирала ребенка леденеющими руками,
мечтая о горшке воды, о нескольких кап-
лях волы, чтобы обмыть ему хоть личи-
RO, _

Qn крикнул. Нормальным, здоровым го-
лосом здорового ребенка. У Олены пере-
хватило дыхание. Есть сын. Вопреки
всему, он родился. Первый сын в ее жиз-
ни, первое дитя ее тела, бесплодного хо
сорока лет. А теперь родился.

—- Микола, сын, — захотелось ей ска-
зать, обраловать мужа, отплатить за вею
его’ доброту. Вель никогда, никогда за

‚все эти годы, хотя ему так хотелось ре-

бенка, он не обругал, не оскорбил ее, не
попрекнул горьким словом. Вот взял, мол,
неролиху бесплолную, с виду и сильна, и
здорова, & внутри гнилая, не 10, что
другие женщины, что беременеют. рожа-
ют, кормят.

Она даже не сразу поверила, когда ей,
наконец, показалось, чт она беременна.
Она вель была стара, сорок лет. И все-
таки, оказалось, правда.

А потом Миколу взяли в армию. Он
прощалея © ней, но она знала, что боль-
ше все ему жаль расстаться © этим
еще неролившимея ребенком. ‘

И вот Миколы нет. погиб на фронте, а
теперь ребенок родился, и как-раз — сын.
Релилея в неменкой тюрьме, под бессты-
жими взглядами неменких солдат, кото-
рые не умели уважать таже ролящей ма-

который уже убит, дитя матери,

тери, родился под их бесстыжий хохот.

‚10 смешное, кукольное, с мутными голу-

Ребенок лежал на соломе, на мокрой,  упали © потолка или ях занес в сарай!

холодной соломе. Она схватила ero на
руки и голенькогм прижала к нагой гру-
ди, она лышала на него, пытаясь oTor-
реть. Ее схватил неописуемый ужас. что
BOT он, несмотря на все, родился, а теперь
застынет, как голый птенец, как слепой
котепок на холоде. Олена пыталась отог-
реть его собственным телом, вхохнуть в
него собственное тепло ип чувствовала,
как леденеют ее руки, как ее охватывает
пронизывающий холод, как застывает
кровь в жилах, и нечем было греть мла-
ena. %

Солдаты у дверей о чем-то поговя-
рили между собой, потом один ушел и
через минуту вернулся. — На, — сказал
он небрежно. На солому полетели рубали-
ка, юбка, кофта. Ee соботвенная одежда,
все то, что с нее сорвали вечером перед
тем, как выгнать на дорогу. Олена недо-
верчиво взглянула на солдата. Он глупо-
вато улыбался. Дрожащими руками она
схватила рубашку, завернула ребенка в
полотно, старательно обмотала его. _Ма-
ленькое личико, обрамленное тканью, бы-

быми глазами, похожими нз глаза едва
пнрозревигих щенят. Она захлебнулась от
счастья. Вот есть во что завернуть-фре-
банка. В этот момент она забыла обо всем
другом, это быле самое важное. Казалось,
теперь все уже булет хорошо, кошмар
миновал. Дрожащими руками она надева-
ла юбку и кофту. 9т0 не могло согреть
ее, но она все же почувствовала облег-
чение, покрывая ‘нагое наболевшее тело
хотя бы этими тряпками. Тулуп и пла-
ток, вот если бы тулуп и платок. что
остались в комнате офицера... Но она тут
же призвала’ себя к порялку. Хватит и
того, что есть, ребенок лежал завернутый
в чистое полотно, закутанный, пока-что
холол ему не угрожал. Она положила его
на колени, закутала еше в сборки юбки.
Он лежал спокойно, повидимому, не чув-
ствуя холода, — чего же еще желать? Уж
и то. что она получила, было совершенно
необычным, какое-то чудесное событиа,
которого она не понимала.

ветер со снежных. полей. Ворота со скри-
пом закрылись. Она уперлась головой о
оревна и впала в дремоту, в лихорадоч-
ный полусон. Непрерывным потоком по-
плыли  перемешанные обрывки воепо-
минаний. Oper приказчик... Но как это
могло быть, ведь его убили тогда, он
упал мертвым под уларом крестьянского
кола, и вдруг он стоит и орет, а мимо
проходят красноармейцы, но среди них
нет Миколь, среди них Кудрявый. Кудря-
вый машет револьвером, он несет боль-
шую штуку полотна: Полотно разворачн-
валось,  разворачивалось в бесконечную
дорогу, тянущуюся через деревню, и по

недавно родившийся сын.

Олена ясно видела, что олежлу ей бро-
смл немец, она не могла ПОНЯТЬ этого,
как если бы юбка, кофта и рубашка!

— Смотрите, он уже бегает. — сказала
Федосья Кравчук, и Олена так удивилась,
что очнулась от дремоты. &

В горле жгло, мучительно хотелось
ПИТЬ. „Язык одеревянел, шершавый и ко-
лющий, он лежал во рту, словно чужой.
Тубы потрескались, и она притронулась
руками, —и на пальцах остался след крови.
В ушах был шум, кости ломило, безгра-
ничная слабость поднималась откуда-то
изнутри. Она посмотрела на ребенка. Кос-
нулась его личика, он показался ей ле-
дяным, но она поняла, что это ее сжигает
лихоралочный жар, и опять затремала. Ей
снилась вода, вода, вода без конца, текла
река, разливаясь озером, а у нее были ды-
рявые ведра, и она не могла набрать волы.
Она стала на колени и — ясней, чем на-
яву, видела прорубь. Края были зеленова-
The, темная вода переливалась, двигалась
как живая, булькала, вырываясь на ма.
ленькое болотное пространство, и снова ис-

чезала под льдом, бежала в свой дальний’

путь. На льду толстым слоем лежал снег
и в одном месте сыпалея тонкой струйкой
в воду, словно мука из отверстия жернова.
Упав в воду, снег вдруг позеленел, сбилея
в комок, заплясал в проруби. Олена хоте-
ла поимать этот снег, поднести к перосох-
шим губам, но вода унесла его под лех
и он исчез. Вдруг вокруг проруби появи-
лись длинные трещины,

лед стал е тре-
ском ломаться; Олена почувствовала, я
’

он колеблется, что под ней отк
$ ывает
воднзя пропасть, р _

этой узкой белой дороге семенит ножками

Она очнулась, не в силах поднять го-
лову. Слышала спокойное, ровное дыхание
ребенка. Да, ему-то ведь не хотелось пить.
Но найдется ли в се груди молоко, когда
ему - захочется. Она так давно Ничего не
пила, целую вечность. Нельзя же считать
двух-трех горсточек снега, которые ей
Удалось схватить губами на глазах у нем-
ца. Ох, как ей хотелось пить, как нечело-
  вечески хотелось пить. Болели губы, бо-
лел язык, горло, болезненной  судорогой
сжимало гортань. Внутренноети содрога-
лись от мучительной икоты. Она задрема-
ла, и начинал сыпаться белый песок, бе-
лый, как. летом над рекой. летучий. как
ПЫЛЬ. Весь мир был в облаках летучей
оелой муки; нечем было дышать, рот на-
ит пылью, а тут надо итти по дороге
BO ЧТо бы то ви стало HITH, торопиться
она знала, что нельзя потерять ни одной
минуты. Ноги вязли в песке, беспощадно
жгло солнце. Горели избы, оказывается —
В деревне пожар: Цало во что бы то ни
стало вынести из пламени ребенка, между
тем дул ветер, искры сыпались со всех
сторон. У нее же тлела юбка, платок. И
зачем было в такую жару надевать тулуп,
платок, а тенерь уж нет времени сбро-
СИТЬ с себя все это. Нало бежать, скорее
бежать, пока пламя не ‘охватило малень- р
кую головку. Ах, ла, это ведь горит мост,
высокое пламя подымается вверх, с трес-
ком падают вниз балки... Видимо, она
опоздала, не убежала во-время, и вот те-
перь все валится на нее. В отчаянии она
искала кругом ребенка, — он выпал у нее
из рук, его завалило бревнами, охватил
огонь, Из леса было видно, как вокруг
горящего моста беспомощно суетятся нем-
TL, размахивая руками и крича что-то.

Or этого крика она и проснулась. Над
ней, толкая ее сапогом, стоял немен.
hee т пришла в себя. Немец же-

оказывал: ветать. С трудом, превоз-
могая слабость, она встала па колени, ©
трудом приподнялась, прижимая ребенка к
груди. Он толкнул ее прикладом, направ-
ляя к воротам. Белый заснеженный мир,
открывшийся ее глазам, ослепил ее. Она
послушно шла впереди солдата, шатаясь,

как пьяная. Она понимала, что ee опять
ведут на допрос.

(Продолжение следует),