Oe

[№3

ey
ВЕ
це
pail
ГС]
от
06%

Diu

sa
ex
щи
ЩЕ
На,
‚
НР,

ОИ
[и
(и

yma!
pest!

cos!

- скольких месяцев занимает первые и вто-

` орденом Ленина.

ЧЕТВЕРГ, 9 МАРТА 1944 г. № 58 (8360)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

У СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР 1-го СОЗЫВА
Прения по докладу о государственном бюджете РСФСР на 1944 год

Речь депутата Г. Г. Измайловой

Товарищи депутаты!
сия Верховного Совета РСФСР происхо-
дит в период Великой Отечественной вой-.
ны. Вот уже третий год наша страна ве-!
дет героическую борьбу с немецко-фа-

шистскими захватчиками. За этот период турного уровня широких масс татарско- предприятий.

все народы Советского Союза как никог-.
да сплотилиеь вокруг нашего правитель-!

ства и великой партии Ленина— Сталина, Центрального Комнтета партии о том, что в городах Елабуге, Чистополе, Мензелин-

проявляют невиданный патриотизм как
на фронте, так и в тылу. Бее их мысли в
дела направлены к одной цели — к ско-
рейшему изгнанию врага с нашей свя-
шенной земли.

Ленин писал:

«Никогда не победят того народа, в
котором рабочие и крестьяне в боль.
шинетве евобм узнали, почуветвовали
и увидели, что они отстаивают свею,
Советскую власть — власть трудящих-
ся, что отстаивают то дело, победа ко-
торого им и их детям обеспечит возмож-
ность пользоваться всеми благами
культуры, вееми созданиями человече-
ского труда».

Вот почему весь советский народ, как
единая семья, встал на защиту cBoere
любимого отечества.

Трудящиеся Татарской республики за-
вонно гордятся тем, что в победоносном
наступлении Красной Армии они вместе
0 всеми народами Советского Союза ку-
ют победу над злейшим и коварным вра-
roM.

В великой битве за Советекую Родину
на всех фронтах идёт громкая слава 0
богатырских подвигах сынов татарскоге
народа,. многие ‘из которых удостоены
высокого звания Героя Советского Сотюза.
Тысячи воинов-татар награждены ордена-
мл и медалями. Среди них: Ильдар Ман-
нанов, Матсун Фузеев, Катаухов, млад-
ший лейтенант Бурган Хасанов, генерал-,
майор Гапи Сафиуллин и др. Во всём быть,
достойными героев фронта, итти в ногу
с наступающей Красной Армией стало!
законом трудящихся Татарии.

Производственный план 1943 г. до-
срочно выполнен наркоматами мясомолоч-
ной, пищевой и лёгкой промышленности.
Предприятия города Казани также до-
срочно выполнили нлан 1943 года. Сверх
годового плана было выпущено дополни-
тельно на 104 млн. руб. продукции. Та-
тария дала фронту в 1943 г. боевой тех-
ники и боеприпасов, снаряжения и про-
довольствия на 440 млн. руб. больше,
чем в 1942 г.

Ряд предприятий на протяжении не-

рые места во. Всесоюзном социалиетиче-
ском соревновании. Среди Hux — Казан-
ский меховой комбинат, награждённый

-` @реди` рабочих, колхозников и интел-
лигенции Татарии с каждым днём стано-
вится всё больше и больше таких людей,
труд которых достоин героических под-
вигов на фронте. Скорнячки Казанского
мехового комбината Богатырева Антони-
на и Зифа Гатауллина награждены орде-
нами Ленина. Они выполнили годовой
производственный план за 11 месяцев
на 200 проц.

Всеобщим почётом и уважением поль-
зуется Ираида Громова — инженер од-
ного из заводов гор. Казани. Её рациона-
лизаторское предложение, внедрённое в
производство, дало заводу свыше 2 млн.
руб. экономии и намного облегчило труд
рабочих.

Товарищи депутаты! В своём докладе

(Татарская АССР)

нальной политики, неустанной заботы Со-

ветекого Правительетва и лично товарища Году предусмотрели ассигнования Ha жи-

Сталина о под`ёме благосостояния и куль-

го народа.

Товарищи депутаты! Следуя указанию
забота о семьях фронтовиков является по-
ловиной всех наших забот о Красной Ар-

мии, партийные, советские и общеетвент
ные организации Татарской республики
провели в этом направлении значитель-
ную работу.

Но ненолным данным, в` 1943 году
оказана материальная помощь 136 тые.
семей фронтовиков. Выдано 40 тыс. цент-
неров продовольствия, 486 тыс. кубомет-
ров дров и 196 тые. пар обуви и одеж-
ды. Отремонтировано и предоставлено
23 тыс. квартир семьям фронтовиков.

Товарищи депутаты! Многие колхозы
Татарской республики за годы войны ста-
ли работать лучше и дали стране и фрон-
ту значительно больше сельскохозяйст-
венной продукции. В 1943 году свыше
тысячи колхозов республики своевремен-

но выполнили свои обязательства ‘перед

За годы Великой Отечественной войны! государством по сдаче хлеба и полностью.
`уУ нас стало больше фабрик и заводов,
`систематически перевыполняющих план.

обеспечили себя семенами.

Однако республика в области сельского
хозяйства не использовала всех евому
резервов, вследствие чего мы имеем от-
ставание сельского хозяйства. Сейчас
республиканские организации, колхозни-
ки и рабочие промышленных предприя-
тий Казани прилагают все усилия к TOMY,
чтобы использовать имеющиеся возмож-
ности и внутренние ресурсы и в этом го-
ду при той помощи, которую оказывают
партия и правительство, покончить с от-
ставанием сельского хозяйства.

Товарищи депутаты! Город Казань,
один из старейших наших городов, по

передовых центров страны. Быстро pac-
капиталовложений для ремонта и рекон-
струкции ряда коммунальных
наркоматы, как, например, пищевой про-

мышленности, мясомолочной промытилен-
ности и лёгкой промышленности, могли

т. Посконов правильно критиковал работу деле увеличения жилого фонда, но они

пищевой промышленности Татарской рес-
публики. Надо отметить, что, хотя пище-
вая промышленность Татарии в 1943 году
работала лучше, — годовой план по 06-
ластной промышленности выполнен на
117,4 проц., & по районной промышален-
ности на 110,3 проц.,тем не менее раз-
витие районной пищевой промышленно-
сти значительно отстаёт. Только в 34
районах республики имеются пищевые,
комбинаты.

В феврале 1944 года Совнарком и 0б-
ком партии приняли решение о расшире-
нии собственной сырьевой базы пищевой
промышленности и о дальнейшем разви-
тии этой отрасли промышленности в
районах. Критика народного комиссара
финансов, несомненно, нами будет учтена.

Товарищи депутаты! Рабочие, колхоз-
вики и интеллигенция орденоносной Та-
тарской республики, воодушевлённые вы-
сокой сталинской оценкой роли советеко-
го тыла в дни Отечественной войны, ©
ещё большим напряжением сил борются
з& то, чтобы увеличить выпуск продук-
ции, необходимой для окончательного
разгрома немецко-фапгистеких захватчи-
ROB.

Ярким показателем возрастающей си-
лы социалистического государства, ещё
большей мобилазованности всего совет-
ского народа на Великую Отечественную
войну является неуклонно растущий
бюджет.

Бюджет Татарской республики, состав-
лявший в 1940 году 390 млн. рублей,
возрос в 1944 году до 469.928 тыс. руб-
лей.

Наш бюджет из года в год перевыпол-
няется. Трудящиеся Татарии помогают.
Красной Армии не только самоотвержен-
ной работой, но и своим трудовым руб-
лёМ..

В 1941 голу государственный заем был
реализован в республике на 109,5 млн.
рублей, а в 1943 году подписка на Воен-
ный заем составила 366 млн. руб.

Трудящиеся Татарии внесли десятки
миллионов рублей в фонд обороны стра-.
ны, более 205 млн. руб. внесено на
строительство танков и самолётов. На’
196 млн. руб. было приобретено билетов
денежно-вещевой лотереи.

Несмотря на рост расходов на нужды
войны, растут и расходы на социально-
культурные нужды трудящихся. В 1940
году ассигнования по бюджету на эти ме-
роприятия составили 272 млн. рублей, а
в 1943 году нз эти же цели израсходован

- 301 млн. рублей.

Такой рост расходов на дальнейшее
развитие культуры в нашей республике

всякое время года, при всякой погоде.

своему благоустройству резко отетаёг от

тий и городского транспорта. Некоторые товарища Сталина.

Настоящая сес-Гявляется ярким показателем неуклонного этим вопросом не занимаются. Необходи-
проведения ленинско-сталинской ara

мо, чтобы названные народные комисса-
риаты обратили на это внимание ив 1944

=
‘яищное строительство для раоочих своих

В Татарии имеются города фреепубли-
канского подчинения. В последнее время

‚скс, Бондюге, Куйбышеве организованы

‘новые предприятия, увеличилось населе-

ние, а состояние жилищно-коммунального
хозяйства остаётся  неудовлетворитель-
ным. Я пронгу сессию Верховного Совета
РСФСР предусмотреть ассигнования на
благоустройство этих городов в сумме од-
ного миллиона рублей.

Остановлюсь на работе Наркомата про-

Отетавание коммунального хозяйства в
некоторой степени зависит и от работы
Управления  проемышленно-строительных
материалов этого наркомата. Оно сейчас
работает значительно хуже. По нашей
республике в 1940 году
составлял 19 млн. 160 тые.
‚ 1943 году он сократился в три раза и со-
ставил 6 ман. 142 тыс. штук. Такое же
положение с выработкой алебастра: если
в 1940 году алебастра производилось
5.286 тонн, то в 1943 году— 1.227 тонн.

Промышленный и жилищный фонд так-
же находится в неудовлетворительном со-
стоянии. Большинство предприятий тре-
бует капитального ремонта. Подсобное
хозяйство развито совершенно недоста-
точно. В этом, несомненно, сказывается
слабое руководство со стороны Народно-
го комиссариата промышленности етрой-
материалов РСФСР.

В Татарской республике имеются до-
статочные сырьевые ресурсы для созда-
‘ния стекольной промышленности. Однако
этому вопросу Наркомат промышленности

мышленноети строительных ый

мания. Я просила бы организовать в Та-
тарии выпуск оконного стекла, т. к. по-
требность в нём исключительно велика.

Татарская республика имеет много
водных магистралей и мелких рек, но они
очень плохо используются для внутри-
республиканских перевозок грузов. Сов-
нарком Татарской республики просит Co-
вет Народных Комиссаров РСФСР оказать
ему помощь в деле создания мелкотон-
нажного флота.

В нашей республике имеются все воз-
можности развития текстильной про-
 мышленности, однако и эти возможности
должным образом не использованы. Нача-
тое в 1942 году строительство в горо-
дах Елабуге и Мамадыше до сих пор не
‘закончено. Необходимо, чтобы Наркомат
текстильной промышленности оказал нам
необходимую помощь в быстрейшем пус-
ке этих новостроек.

Товарищи депутаты! Призываю вас ут-
вердить представленный  Совнаркомом
РСФСР на рассмотрение \ сессии Bep-
ховного Совета РСФСР государственный
бюджет на 1944 тод с поправками Бюд-
жетной комиссии. Трудящиеся Татарии,
как и все народы нашего Союза, твёрдо
уверены в близости нашей победы. Скоро
наша священная земля будет полностью
освобождена от немецко-фашистеких за-
хватчиков. Залогом этому являются неру-

тущие промышленность города и чиелен- шимая дружба народов СССР, их любовь
ность населения требуют дополнительных! к своей Родине, их жгучая ненависть к

врагу, их сплоченноеть вокруг партии

предирия- большевиков, Советского Правительства и

Залогом этому ›яв-
ляется то, что нами руководит и нас ве-
дёт от победы к победе великий полково-
‘ден, Маршал Советского Союза, наш

бы оказать помощь городскому Совету в родной и любимый товарищ Сталин.

(Бурные аплодисменты).

ар ear

обжиг кирпича!
штук, ав

строительных материалов не уделяет BEE-

ПГевченковские дни
на Украине

КИЕВ, 8 марта. (По телеф. от соб. корр.).
Канев-—святыня украинского народа. Здесь
на. Чернечьей горе, что возвышается над
Днепром, покоится прах великого сына
Украины Тараса Шевченко.

Более двух лет место это было мертвым.  го. немецких дзотев,
Ступеньки, ведущие к могиле Тараса, за` ванных траншей, минных полей. Против-
ник усиленно занимался строительством солдат и офицеров и полностью овладели

росли травой и бурьяном. Немецкие ван-

красный
ценнейшие
ские войска освободили Канев, жители го-

музей разграблен, расхищены

зиться к этому месту, вновь поднялись на

рядок, расчистили площадку,
мелкий ремонт зданий музея.

Сейчас в связи
рождения Т. Г. Шевченко к могиле велико-
го Тараса ежедневно приходят колхозники,
бойцы и школьники, жители районного
  центра. Десятки венков возложены Ha MO-
гилу.

произвели

стоится митинг, посвященный его Памяти.

Общественность столицы Украины гото-
вится отметить 130-летие со дня рождения
  Т. Г. Шевченко собраниями и выставками.
Для проведения юбилейных торжеств
создана государственная комиссия. Ее воз-
главляет заместитель председателя Сов-
наркома. УССР поэт Микола Бажан. На
заводах, в учебных ‘заведениях и школах
Киева украинские писатели и поэты вы-
ступают с докладами о жизни и творче-
стве Шевченко.

10 марта в Киевском театре оперы и ба-
  лета им. Шевченко состоится большой
  торжественный Шевченковский вечер.
: После ..вступительного слова народного
комиссара просвещения УССР академика
Павло Тычины с докладом выступит поэт
Максим Рыльский. Украинские мастера ис-
кусств исполнят шевченковские произве-
дения.

Пуск Константиновского
химического завода

КОНСТАНТИНОВКА, 8 марта. (ТАСС).

Строители и монтажники Наркомата хими-!

‘ческой промышленности закончили восста-

‚новление первой очереди Константиновского
химического завода, досрочно сдав B

эксплоатацию ряд цехов. Выдана первая.

продукция. Началось восстановление цехов
второй очереди.

Гидроэлектростанция
построена колхозниками

ФРУНЗЕ, 8 марта.
корр.). В Дунганском колхозе имени Фрун-
зе состоялся пуск гидроэлектростанции,
сооруженной колхозниками. Электриче-
ский свет получили жилые дома, хозяй-
ственный двор колхоза, клуб, достроен-
ный в дни войны, школы, больница, ро-
дильный дом, детский сад. На электро-
энергию будет переведена колхозная мель-
‘ница. Получит ток радиоузел. Предпола-
гается электрифицировать молотьбу риса.

Гидроэлектростанция не только удовлет-
ворит все потребности артели имени
Фрунзе, но и даст энергию трём ближай-
шим колхозам.

(По телеф. от соб.

столовые

Почти все районы столицы отметили Ме-
ждународный женский день открытием но-
вых яслей, детских садов и столовых.

Благоустроенные ясли получили дети
фронтовиков Свердловского района. В пер-
вую очередь приняты ребята, матери кото-

рых заняты на производстве. Ясли органи-

зованы «Ka-
либр». :
Детские сады открылись в Сокольниче-
ском, Пролегарском, Молотовском, Фрун-
зенском и Советском районах. Вчера сюда
пришли первые сотни ребят рабочих Запад-
ной железной дороги, завода «Динамо», ра-
ботниц совхоза «Бодрое» и т. д.
Оборудована детская столовая в Киров-

на Дорхимзаводе и заводе

‘препятетвиями — высотами, глубокими и

далы осквернили дорогую могилу. Пре-.

экспонаты. Как только совет-  4 марта — первого

`дения — возведенные немцами линии оба-
рода, два года не имевшие права прибли- роны ззламываютея наступающими вои-

Чернечью гору. Они привели могилу в по-;

со 130-летием со дня!

10 марта в Каневе, у могилы поэта, со-

Tam, rae гремят бои...

(От специального военного корреспондента «Известий»)

фронта продолжается. Район, где сейчас

`Наступление войск 1-го нови
происходят бои, изобилует естественными

быстрыми реками, оврагами. Здесь мно-`

хорошое оборудо-

оборонительных сооружений. Начиная с’
дня нашего наступ-

сками. Каждый день приносит освобож-
дение сотням украинских населённых
и:

Немцы оказывают упорное сопротивле-
‘ние, бросают в контратаки крупные силы
‘танков и пехоты. В районе города, захва-
‚ченного с ходу нашей пехотой, гитлеров-
цы попытались восстановить положение,
пустив в дело группу тяжелых танков. На-
  шей пехоте принелось противостоять бро-
  нированному кулаку врага. Ha-emepro
  стояли наши нехотинцы! Ни на шаг не от-
 стунили они. с завоеванного рубежа.
 Контратаки немцев были отбиты. Тем вре-
  менем подоспели наши подкрепления, сло-
мили сопротивление врага, и движение
внерёд продолжалось вешё более быстром
‚темпе. Заняв перекресток шоссейных до-
  рог, немцы пытались задержаться на нем.
Наши войска обошли их справа и слева и, !
сжав клещи, начали уничтожать врага гу-
‘бительным огнем артиллерии.

На одном из участков после того, как’
наступающими были разбиты основные
‚силы врага, немцы послали в бой полраз-
деления, наспех собранные из санитаров,
‚обозников и интендантов. Они держались
недолго. Большей частью их уничтожили. !
Много солдат и офицеров сдалось в плен.

На подступах к большому селу коман-
дир нашей танковой части послал в раз-
ведку два танка. Здесь предполагалось!
сосредоточение значительных сил против-
ника. Посланные виеред танки должны!
были принять на себя огонь вражеских ба-
тарей и определить, чем располагают нем-
цы. Эту задачу командир части поручил
лейтенантам Журавлеву и Конкину.

Танки двигались вдоль шоссе, протиь-
ник ничем себя не обнаруживал. Но едва
машины иеревалили пригорок, за которым
открылось село, немцы встретили их ура-
ганным огнем. Завязался неравный бой.
Отстреливаясь и маневрируя, Журавлев и
Конкин засекали количество и расположе-
ние огневых точек врага и немедленно со-
обийли об этом в часть.

Сбить противника лобовым ударом было
трудно. Вомандир части принял иное ре-
итение. По радио он приказал Журавлеву и
Вонкину продолжать бой, отвлекая на себя
внимание немцев, а сам с главными сила-
ми пошел в обход, чтобы разрубить узел
сопротиваения ‘неожиданным для врага
фланговым ударом.

Два советских танка дрались с много-
кратно превосходящими силами немцев.
У машины Конкина снарядом разбило. гу-
сеницу. Танк потерял способность двн-
таться. Журавлев не бросил товарища. Он
прикрыл его огнем своей пушки. Тем вре-
менем механик-водитель Балашов-вылез из
стальной коробки и под пулями стал
устранять повреждение.

Снова пошел танк. Разгоряченный боем,
Конкин повел его прямо на позицию не-
  мецкой пушки, замаскированной кустар-
ником. Он заставил ее замолчать, а потом
 и раздавил, навалившись всей тяжестью
стальной машины.

ВИНИТИ

Пока лва отважных экипажа вехи бой,

главные силы успели обойти село. На пох
ной скорости танки ворвались в распело-
жение немцев.

Судьба вражеского узаа
сопротивления была решена. Танкисты 3a-
хватили здесь три самоходных пушки,

перебили и передавили гусеницами сотни

селом.

Олин из пленных на допросе показал:

— У нас былое всё для длительного с5-
противленгя. Не ненимаю, как произошла
эта катастрофа...

В одном из освобожлённых украинских
сёл старая крестьянка рассказала нам, что
три дня назад в её доме стояли немецкие
танкисты. бело было в глубеюом немецком
тылу. Немцы ньянствовали, воревали кре-
стьянских кур, грабили имущество жите-
лей. Неожиданно они услыхали артилле-
рийскую канонаду, узнали о прорыве рус-
ских. Село оказалось на линии огня. Все
четыре танкиста, жившие в доме старой

‘колхозницы, разбежались, бросив свою

мапгину.

Накануне нашего наступления нам слу-
чилось быть в одном танковом соединении.
Мы видели, как тщательное и серьёзно го-
товились советские танкисты к бою. Они
заботливо проверяли моторы, вооружение.
Я разговаривал с Героем Советского Союза
механиком-водителем Виктором Бугаевым.
У него задорно блестели глаза. `

— Ах, и побьём же мы немцев, — го-
ворил он. — Видели, какие машины? А
пушки какие! А какой народ у Hac B Oa-
тальоне — огонь!

*

На Украине весна. По раскисшим доро-
гам, наперекор распутице, движутся ко-
лонны боевых машин. С ревом мчатся са-
моходные пушки, тромыхают широкола-
пые танки с десантами автоматчиков.

Замечательные образцы стойкости и
мужества показали наши пехотинцы. На
одном из участков наступления шла в
атаку стрелковая рота старшего лейтенан-
та Пронина. Впереди высота, на ней нем-
цы. Ноги вязнут в грязи. Рота бегом
устремилась в атаку. Да ещё пушки за со-
бою тянули пехотинцы. :

Заняли высоту. Оттуда Пронин, указал
солдатам` на лежавший впереди хуторок.
Врикнул:

— Вперед, товарищи!
клятого немца!

И рота снова пошла в атаку на’ хутор.

Подразделение офицера Бубана вырва-
лось далеко вперёд. Немцы, подтянув ре-
зервы, окружили его: Наши солдаты дра-
лись жестоко. Несколько часов без отды-
ха кипел бой на узком участке. Разметав
плотное кольцо врагов, Бубан полтёл даль-
ше, выполняя задание. Я

Вдоль дорог наступления по сторонам
чернеют брошенные немецкие грузовики,
ящики с минами, пушки. На. рубежах, где
проходила немецкая оборона, зияют раз-
вороченные нашими снарядами блиндажи.
В канавах, наполненных мутной весенней
водой, лежат трупы немцев: Мёртвые л0-
шади, обломки повозок. Словно. буря
огромной силы прошла, разметала, разбро-
сала врагов: :

В последние два дня под тёплым ‘весен-
ним солнцем кое-где выглянули озими.
Расти и колоситься им уже на освобож-
дённой от немцев советской земле.

В. ПОЛТОРАЦКИЙ.
1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 8 марта.

Выбьем. про-

Выполнен план ремонта тракторов

КАРАГАНДА, 8 марта. (По телеф. от
соб. корр.). Машинно-тракторные станции

полнили план ремонта тракторов на 100,5
проц, Первенство’ в соревновании одержала

ском районе. Это 50-я столовая для ребят! Карагандинской области, соревнуясь за ус- Жан=-Аркинская МТС, выполнившая план

i eS СНВ. С
Новые ясли, детские сады,

военнослужащих в Москве.

пешную подготовку к весеннему севу, вы-

ремонта Ha 111 процентов. -

НА 1-м УКРАИНСКОМ ФРОНТЕ

Ночь

марта

Настоящей зимы в этом году на Украи-  когда на окраине города появились три

не не было, и дорог совсем не сталь,
почва на полях набухла талым снегом,
дождями, разливами, вздулась, как тесто

в квалине. и там, где землю месили колеса,

военных машин, она не просыхала, а толь-
ко густела и была крутая, тяжелая, мото-
ры не могли ее пересилить, и колонны по-
долгу стояли в пути.

Но был приказ наступать, и солдатская
воля тоже была — наступать, и армия
продвигалась в болотах, в трясине, вытя-
гивая за собой на солдатских руках воен-
ные грузы, пушки, снаряды, и немецкие
табы не верили донесениям: русские
снова вышли на фланг, в глубину...

Но есть и в этой мартовской топи мото-
ры, которые мы здесь слышим всегда, во
Мы
слушали их в ноябрьских дождях, в ян-
варских коротких буранах, в февральской
неразберихе снегопадов и ливней, в мар-
товском бушевании грязи.
нас сквозь толетые стены деревенских до-
мов, настигает в пути, в бездорожье, слы-
шится в туманах, когда даже кони и люди
ищут дорогу на ощупь, вырывается на
реки, где нет еще ни переправ, ни мостов,
й с хода обваливается на хрупкии дед,

уходит под воду и плещущей бурей встает

из воды — уже на том берегу. Ночи, ту-

маны, реки наполнены ревом железа. Нет
 ни дорог, ни погоды, но железо движется
к бою. Уральский металл, сибирекая сталь.

Советские танки. 5
Есть город на Украине, и в нем были
немцы. Город считалея глубоким их ты-
лом, жили в нем интенданты, чиновники
из Берлина, жили удобно, обзавелись пу-
ховыми перинами, обложились подушка-

МИ, обставились диванами, креслами. и В.

этот перинный рай грохот войны не до-

холил, звуки тонули и вязли в пуху.
Русские танки распороли грандиозную

перину немецкого тыла.

странетве.
предупредить,

хорадочная погрузка мешков, ящиков, бо-

Их шум будит

Они появились.
внезапно. перемешав в немецких штабах
всякое представление о времени и про-
Интендантов не успели даже.
интенланты выскочили из
города впоныхах, а их склады остались, и
‘только на’ станции еще продолжалась ли-

первых танка и маленькая группа пехоты
на них, сорок бойцов.

Это было далеко от линии фронта, где
немцы еще пытались держаться. Несмотря
на панику первой минуты, немцы все же
сохранили способность считать, хотя бы
до трех, и считали, не веря своим глазам:
три танка, только три, и с ними горсточка
автоматчиков. Немцы решили, повидимо-
му, что в танках сидят сумасшедшие, —
нельзя же брать такими силами гоТод.
Немцы вытянули на соседнюю с городом
высоту евои самоходные пушки, обетоя-
тельно готовились к бою, но танки уже вы-
скочили в район станции, снесли тремя
снарядами вышку водонапорной башни и
немецкий наблюдательный пункт вместе с
нею, ослепили вражескую артиллерию,
врезались в столпотворение погрузки, раз-
метали в стороны охрану, закрыли выход
для тридцати семи эшелонов и пошли ма-
неврироваль ‘по городу в ожидании подхо-
да основных сил.

И они продержались, три первых танка
лейтенанта Михаила Тищенко, и то, что
немцы сочли сумасшествием, было хоро-
шо расечитанной дерзостью советских ко-
  мандиров. Тридцать семь эшелонов так и
остались в наших руках. Городская элек-
тростанция не только не была взорвана,
  но стояла с работающими котлами, вклю-

ченными  рубильниками, и лампочки
исправно горели в домах.
Идут по земле Украины  советокие

танки. Нет пути, нет дорог для машин.
Весна, осень, зима перепутались, пере-
мешались в мартовской непогоде, и JEL
не держит на реках, а танки проходят
на запад. Когда-то, в лучшие для него
времена, немец Гудериан написал книгу
  «Внимание, танки!» Ему грезилась Евро-
па под немецкими гусеницами. Тенерь
из Берлина доносится вопль: «Внима-
ние, — советские танки!»

Дело не только в броне. Её хорошо де-
лают на Урале, в Сибири. В танках си-
дят, танки ведут в наступление люди, —
их хорошо воспитала нанга страна.

До прихода в армию Михаил Тищенко,
ныне Герой Советского Союза, был брига-
  диром колхоза на Черниговшине. перед
войной служил в артиллерии. В 1941 го-

чек. Тридцать семь эшелонов, готовых к
отправке, стояли в ожидании паровозов,

+

город Бобруйск. Он прибыл в училище
в субботу. Прошла одна ночь, в воскрес-
ное утро уже лилась кровь на границе,
немецкая авиация появилась над наши-
ми городами, Гитлер начал войну. 22 ию-
ня 1941 года курсант Михаил Тищенко
начал проходить курс наук, не в учи-
лище, — в суровой школе войны. С
45-миллиметровым орудием он вошёл в
бой и ведёг этот бой третий год, и в
ходе войны стал танкистом, и теперь
командует танковой ротой на Украине.

Хорошая школа. Для победы нужна не
только прочная броня нужен прочный
железный характер. Вот одна из ночей
лейтенанта. Идёт дождь, как вчера, как
месяц назад. Ждать погоды нет времени,
мы наступаем. Ночью танки входят в
узкое горло прорыва — один километр
ширины, первая пробойна в линии не-
мецкого фронта на этом участке. Танки
идут в темноте. Этого немцы не умели в
лучшие свои времена. Это— русский ма-
невр, ночной танковый рейд.

Танки проходят через минные поля,
завалы, заграждения, проходят ночью, по-
тому что путь заранее разведан, изучен
вплоть до каждого поворота, чтобы
командир мог вести свою группу веле-
пую, внутренним зрением. Михаилу Ти-
шенко 25 лет. У него голубые глаза,
светлые волосы, простой, незлобивый ха-
рактер, он совсем ещё юноша в своих
привычках и взглядах, в манере держать-
ся, но у него за плечами почти три года
войны. Он ведёт свои танки во мгле. Он
должен вырваться к предместью боль-
шого города, обходом, с западной. сторо-
ны. Он идёт по немецким тылам.

Ночь достаточно темна, а танкисты
закрыты к ‘тому же в тяжёлой стальной
коробке — непроницаемая, — железная
ночь перед ними. Но приказ есть приказ.

Лейтенант со своей группой появляет-
ся у предместья в тот неприятный и
неудобный для‘немцев момент, когда они
стружают с железнодорожных платформ
колонну своих танков. Некоторые из
этих машин уже на ходу и к бою го-
товы, и нужно помешать немцам сгру-
зить остальные, в этом замысел всего
тейла. Немцев нужно связать ночным
боем в их же тылу и держаться долго,
как можно дольше, это облегчит наше
наступление с фронта.

Но сил здесь у немцев
domme. +

Лейтенант, сидящий внутри железной

значительно

ду его направили в военное училище в  коробки, думает, что ему делать. Он ду-

мает довольно долго, минуты две. Он при-!
ходит к заключению, что в неравном
бою может использовать только  одно
  преимущество — время. Внезанно для
немцев его танки открывают огонь с ма-
лой дистанции, и первые минуты всё
идёт хорошо, ‘очень хорошо, но потом не-
мецкие ракеты просверливают во мгле
рваные полосы света, холодного, мерт-
венного, и теперь немецкие наводчики
знают, куда им бить. Стреляет всё, что
только может у немцев стрелять, —орудия
танков, полевые пушки, и всё это па-
дает, рушится на советских танкистов.
Ночь в немецком тылу разряжает все
свои запасы огня, пороха, стали.

Лейтенант руководит ночной артил-
лерийской дуэлью в немецком тылу. Ему
некогда горевать и отчаивалься, когда он
видит, как несколько его танков заго-
раются и в них гибнут товарищи. Ти-
щенко в эти минуты существует только
как офицер, командир. Он существует
только для боя. Иначе он погубит себя
и всю группу. Здесь ему никто не семо-
жет помочь, он в немецком тылу.

По радио он командует своей группой.
и видит, что его хорошо понимают, ви-
дит, что не может быть в бою лучших
товарищей, чем те, что сидят в других
машинах, и сам одновременно с ними ве-
дет бой своим танком и успевает заме-
тить, как танк лейтенанта Кучина под-
вергается неожиданному удару — из тем-
ноты на него наползает тяжелый, мед-
ленный, грузный «тигр». Немец первым
откроет огонь, и Кучина ¢ ero танком
больше не будет.

— Кучин!.. — кричит Тищенко в
микрофон и сам наводит орудие на «тиг-
ра», но предупредить Кучина он уже не
услеет: времени для первого выстрела у
Кучина не осталось, баню не развер-
нешь в последний оставшийся миг. Про-
ходят две-три секунды. Помещь Кучину
не нужна. Он все увидел. Он не успел и
не мог успеть выстрелить. Он сделал дру-
гое. Он предупредил выстрел «тигра»
и пошел на него тараном. Он ударил по
немецкой броне всей тяжестью советской
брони, всей силой советского мотора,
всей своей тяжелой солдатской злобой.

Тищенко видел пламя. На большее у!
него не было времени. Он видел пламя:

рыва.

ся, как бы дорог ни был для него этот
парень, таранивший «тигра».

Тищенко, отбиваясь, упрямо тянул
свои танки ближе к станции, чтобы не
дать немцам времени на разгрузку” всего
эшелона, чтобы связать немцев и бить
их в том самом месте, где они ‘надеялись
снять с платформ новые танки в помощь
себе. Тищенко решил бить их в самом
уязвимом месте.

Но бой давался тяжело, решение осу-
ществлялось усилием страшным, жерт-
вами, кровью. Нескольких танков уже
нехватало у Тищенко, немцы их выбили,
и лейтенант продолжал тянуть свои си-
ты к станции, когда немецкий снаряд по-
пал и в него.

Тищенко очнулея на земле, в канаве.
Он понял, что башню разбило и его вы-
бросило из танка. Он увидел командира
своей машины. У того отбило на руке
пальцы, вышибло зубы, один осколок
попал в рот через щеку, лицо у него было
буквально разорзано.

Надо было держаться.
держаться в немецком тылу до утра,
облегчая наше движение с фронта. Te
енко поднял себя с земли, именно под-
нял себя, а не встал, такая смертельная
тяжесть была в нем, такой грохот в го-
лове и в ушах, во всем теле. Он не сразу
почувствовал, что с ним, но ему неудоб-
HO стало смотреть, что-то мешало. Он
прикоснулся рукою = лицу, повел паль-
eM To теплой крови и дотянулея до
глаза. Один осколок попал в правый
глаз, остальные в лицо.

Шейтенант Тищенко видел одним толь-
ко глазом. Его шатало, тянуло упасть.
Он выругался и вернул себя из обморо-
ка, из надвигавшейся мглы. Полуслепой,
он выполнил приказ, дрался в немецком
тылу до конца и единственной уцелев-
шей рацией передавал время от времени:

«Попрежнему... районе станции... бу-
ду держаться!..»

Приказ бых

Утром пехота принимала от лейтенан-
та Тищенко немецкие эшелоны, которым
он не дал разгрузиться. Пехота принима-
ла от него также немецкие склады, кото-
рые он не дал увезти.

Идут по земле Украины танки про-
Уральский металл. Сибирская

два танка вепыхнули, немецкий и наш. сталь. Советские люди в броне.

Это было одно мгновение боя. В следу-
ющую минуту внимание Тищенко при-
надлежало уже не Кучину, другим. Лей-
тенанг не мог, не имел права отвлекать-

Евгений КРИГЕР,
спец. корреспондент «Известий»,
8 марта. (По телеграфу).