отстоит ото ть ты Су a

Речь по радио
г. Станислава Орлеманьского

>

5 was  достопочтенный Станислав
Орлеманьский обратился из Москвы к на-
селению Польши с0 следующей речью по
радио на польском языке.

«Дорогие соотечественники!

Я выехал из дому 17 апреля. Проехал
вдоль всю Америку, затем через Ванаду
на Аляску и с Аляски через всю Сибирь
з Москву. Я путешествовал в очень удоб-
ных условиях. Впервые в жизни летал са-
молётом, при чём из Чикаго в Москву.

Я американец польского происхож-
дения. Я— римеко-католический  свя-
щевник, более того, у нас 4 брата свя-
ценики, работающие на американской
земле.

Бак только я узнал о формировании
1-й дивизии имени Костюшко, я немед-
ленно организовал лигу имени Костюшко,
чтобы оказать помощь. Затем я навестил
все скопления поляков в Канаде. Дол-
жен признать, что успех был огромный.
Тысячи польско-канадских граждан 3a-
полняли залы. Тот же успех наблюдался
в Америке, особенно в Детройте, где
6 коября 1943 года я организовал лигу
имени Костюшко,

Добившиеь такого размаха своей дея-
тельности, я считал, что должен быть
лучше проинформирован насчёт планов и
основных пелей эмиграции, проживаю-
шей на советской земле. Я попросил го-
сударственного секретаря Кордэлла Хэлла,
чтобы он выдал мне паспорт для поездки
в Моськву. Вполне благополучно я при-
ехал сюда.

Прежде всего я проехал в Загорск, где
находятся польсвие дети. В школе я при-
сутетвовал на уроках польского языка и
польской истории. Да будет мне, как ней-
тральному свидетелю и практичному аме-
риканцу, позволено сообщить Вам, что B
теперешних условиях не может быть
лучше, чем есть. Мы, поляки, должны
быть благодарны Советскому Правитель-
ству за хорошее отношение и приложить
усилия, чтобы сохранить эти учреждения.
Мне рассказывали также, что подобные
заведения существуют по всей России.

Затем я поехал дальше, чтобы побы-
вать в польской армии. Я чувствовал се-
бя, кав дома. Во время моего пребывания
там туда прибыло около 8.000 новых сол-
дат из Тарнополя и других земель, уже
освобожденных советской армией. В вы-

ступлении, обращенном к солдатам, я
подчеркнул, что оружие в их руках яв-
тяется ключом к свободной Польше. У

меня`была интимная беседа с господином
Молотовым и Маршалом Сталиным. Раз-

Леятельность канадекого

ОТТАВА, 5 мая. (ТАСС). Газета «Стар»
(выходит в Торонто) опубликовала под-
робный отчёт о деятельности Канадского
комитета помоши России. В отчёте‘ ука-
зывается, что в период с ноября 1942 г.
до марта 1944 г. комитет собрал 5.673.884

Созлание в Египте комитета помощи гражданскому населению России

КАИР, 5 мая. (ТАСС). В Египте создан
под покровительством короля Фарука коми-
тет помощи гражданскому населению Рос-
сии. Почетным президентом комитета назна-

Атентетво Рейтер о проведении чистки в Италии

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Агентство Рей-
тер передает сообщение своего специального
корреспондента из Неаполя о том, что в
силу решения, вынесенного на сегодняшнем
заседании кабинета министров, немедленно
будет приступлено к чистке итальянской ад-
министрации. На этом заседании обсуждал-
ся вопрос об устранении фашистских эле-
ментов из всех общественных организаций.

Новый министр просвещения д-р Адольфо

ПЕ $

говор продолжалея свыше двух чаоов.
Ясно, что нельзя рассказать все, что го-
верилось. Однако, я должен сказать, что
Сталин является другом поляков. Он ут-
верждает, что Польша He может быть
больше коридором, через который прохо-
дит враг, чтобы уничтожить  советекие
земли. Он хочет видеть великую, сильную,
независимую и демократическую Польшу,
которая сумела бы эффективно защищать
свои границы. Сталин не намерен вмеши-
ваться во внутренние дела польского го-
сударства. Он хочет видеть Польшу хру-
жественную и гармонически сотруднича-
ющую с советскими республиками.

Относительно религии. Религия была,
есть и будет дальше религией наших от-
цов. Благосклонный прием римско-като-
лического ксенлза  Маршалом Сталиным
должен вас убедить.

Несколько слов о моих собственных
основных целях. Я написал статью «Бу-
дущее польского рабочего». В этой статьз
я доказывал необходимость улучшения
условий жизни польского рабочего. Если
во всем мире рабочий организуется и с
каждым днем улучнает свою судьбу, то
необходимо также, чтобы и польский ра-
бочий шел в ногу со временем, иначе его
будет ждать нужда и изолированность.

Я написал статью «Польское духо-
венство». Я доказывал, что именно те-
перь оно должно проявить свою зрелость
в отношении мировых проблем. В этот
критический момент польское духовен-
ство даже обязано притти на помощь за-
мученному и пребывающему в отчаянии
польскому народу. Я издал брошюру
«Польша, Россия и Германия». в кото-
рой доказывал, что исключена какая-ли-
бо дружба се Германией. Нашим ближай-
шим соседом является Россия. Итак, по-
дадим друг другу руки, будем жить в
дружбе и доброжелательстве. Мы славя-
не. Союзные Польша и Россия станут ве-
личайшей силой на востоке. Этот с0юз
принесет огромную пользу как Польше,
так и Росеии. Мы обеспечим себе мир на
сотни ает.

Дорогие соотечественники! Уже зани-
мается заря свободы. В недалеком вре-
мени после тяжелых дней, дней страда-
ний, горя и тоски, наступит день радости
и свободы.

Да здравствуют Соединенные Штаты
Америки!

Да здравотвует Союз Советских Респу-
блик!

Да здравствует свободная, сильная,
независимая и демократическая Польша!»

комитета помощи СОСР

доллара, в том числе наличными 3.378.133
доллара, а остальные средства — в виде
различных товаров, поступивших B KOMH-
тет. Комитет уже отправил в Советский
Союз товаров  на общую сумму в 4.462.248
долларов.

чен шериф Сабри-паша. В состав’ комитета
вошли министр финансов Осман-паша, ряд
других египетских деятелей‘ и посланник
СССР в Египте т. Новиков.

Омодео назначен председателем комиссии,
которой поручено немедленное проведение в
жизнь декрета относительно лиц; которые
занимали ответственное положение при фа-

шистском режиме. Но этому декрету они

должны быть отстранены от службы в _го-
сударственных и общественных учреждени-
ях. Комиссия немедленно приступит к дейст-
BHAM.

Bempeua

Диза Тобач, сменный инженер 7-го це-
ха, повезла подарки в подшефный гвар-
дейский полк. Вернулась обратно она до-
вольная поездкой, рассказывала, что при-
няли её очень хорошо, ребята все веселые,
симпатичные, только скучают без писем
и просят им писать. Она привезла с собою
длинный список фамилий адресатов, —
главным образом это. были люди, потеряв-
шие за время войны близких, или те, у
вого семьи находились на захваченной
немпами земле. Во время перерыва
вокруг Лизы собрались девчата ‘и стали
записывать адреса. Лиза, озабоченно мор-
ша маленький курносый нос, разбирала

инженера военного времени и никогда не
пяготилась ею. Свободного времени у неё
было мало, вечерами она иногда ходила
с подругой в театр или просто сидела до-
ма и читала. Подруги называли её «рак-
отшельник» и подшучивали над нею, она
никогла не обижалась и очень искренно
говорила, что ей нравится такая жизнь.
ЕЙ казалось, что так и надо жить во вре-
мя войны, чтобы всё “определялось только
прямыми, крупными и значительными
понятиями, а ничего случайного и незна-
чительного не может и. не должно быть.
Письмо, которое Надя написала рядо-
вому бойцу Ивану Семенчуку, понравилось

фамилии в своем списке. Подошла к ней
и Надя Петрашина, молодой инженер
этого же цеха, и тоже записала себе фа-
милию. Это был рядовой боец Иван Ce-
менчук.

Haze хотелось, чтобы это был ря-
довой солдат, у которого нет никого
на свете. По дороге домой она сочинила
письмо; которое ему напишет, письмо по-
лучилось очень трогательное и теплое, и
Наля не заметила, как дошла до дому. 3a
чаем она молчала и всё улыбалась сво-
им мыслям, потом написала Письмо и
отнесла его на угол в почтовый ящик.
Когда она вернулась домой, все уже спа-
ли, и кошка, которую младшая сестрёнка
потихоньку спрятала под одеяло, сейчас
лежала прямо на подушке, а сестрёнка
крепко обнимала её переначканной черни-
лами рукой. Надя сбросила кошку на пол,
разделась и тут же уснула, как провали-
лась в сон.

Наде Петрашиной было 22 года. Она
кончила. институт в год войны и сразу
же пошла на завод на сложную и трудную
работу. Она работала много и охотно, по-
любила завод, её узнали, как способного,
толкового инженера. Это была обыкновен-
ная девушка, трудолюбивая, спокойная, с
большими серыми глазами и тем неиз’яс-
нимо мягким и нежным очертанием губ,
какое бывает только у очень чистых лю-
дей. Она жила простой и трудной жизнью

сей самой. Она вспомнила в письме свою
поездку на Украину, деревню, ставок ¢
вербой, тополь, что стоял у самой дороги.
Она решила, что Семенчук, наверное,
украинец и ему приятно будет прочитать
про родные места. Отправив письмо, Надя
стала ждать ответа.

Не ответа не было.

Прошла неделя, и две, и три. Семенчук
всё молчал. Наде уже было совестно вопо-
минать и про тополь, и про ставок © вер-
бой, и про многое другое, что она напи-
сала. Письмо казалось ей надуманным,
неинтересным, —таким, что, может быть,
и не стоило на него отвечать. Прошла ещё
неделя, и Надя только  откалиливалась,
когда вспоминала о своей неудавшейся
перениске, и старалась тут же думать о
чем-нибудь другом.

В это время с фронта пришло письмо.

Надя читала его‘ и всё никак не могла
понять, почему оно подписано не Семен-
чуком, а каким-то Иващенко. Потом по-
няла и рассердилась на Лизу Лобач, так
рассердилась, что даже покраенела и ска-
зала потихоньку: «Дура курносая». Лиза
неверно записала фамилню, никакого Се-
менчука в части нет. И про ставок и вер-
бу Наля писала несуществующему чело-
веку. И письмо её командир подразделе-
ния прочитал вслух всем присутствующим.
Очень, очень получилось: досадно. Напи-
сала, как девчонка, классное сочинение

Действия авиации
союзников

ЛОНЛОН, 5 мая. (ТАСС). Как передаёт
английское министерство информации, 6
бомбардировщиков «Москито» провели
весьма точную бомбардировку с малой вы-
соты одного из домов в Гааге, в котором
находились тысячи документов, имевших
огромное значение для германских властей.
В результате бомбардировки здание превра-
щено в развалины, а документы уничтоже-
ны пожаром.

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). В Лондоне
об’явлено, что небольшое соединение само-
летов «Либерейтор» в сопровождении истре-
бителей соверигило 5 мая налет на герман-
ские военные. сооружения в районе
Па-де-Кале.

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Как передаёт
корреспондент агентства Рейтер при штабе
войск союзников в Италии, во время нале-
та на Будапешт, произведённого проплой
ночью английской авиацией, на сортиро-
вочную станцию были сброшены фугасные
и зажигательные бомбы, в том числе не-
сколько бомб весом по 4 тыс. фунтов каж-
дая. Бомбардировка вызвала два крупных
взрыва и несколько пожаров.

агентство Рейтер, во время налёта авиации
союзников на Бухарест в ночь на 4 мая
бомбардировке была подвергнута сортиро-
вочная станция. Возникли пожары среди
подвижного состава и в ремонтных мастер-
ских.

Авиационное производство
в США в апреле

ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС). Предсее-
датель управления по делам авиационного
производства СИА Вильсон сообщил, что
в апреле в США было выпущено 8.343 са-
молёта против 9.117 в марте. Это сокраще-
ние отчасти предусмотрено планом, а отча-
сти об’ясняется менышим количеством ра-
бочих дней в апреле. Однако в апреле вы-
пущено меньше самолётов, чем было пре-
дусмотрено планом. Производство боевых
самолётов стоит на очень высоком уровне
и составляет 77^ проц. всего авиационного
производства. Общий вес выпущенных в
апреле самолётов сократился по сравнению
с мартом на 6 процентов и составил 96 млн.
фунтов против 103.400.000 фунтов в марте.
Производство сверхмощных «Летающих
крепостей» идёт на уровне плана.

На конференции. премьер-министров
британских доминионов

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, конференция
премъер-министров доминионов приступи-
ла вчера к изучению международной об-
становки. Иден сделал на конференции
доклад о политике Англии.

Награждение генерала Брэдли

ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС). Военное
министерство США наградило генерал-
майора Фоллета Брэдли медалью «За от-
личную службу». Брэдли награждён за
организацию транспортировки американ-
ских самолётов в СССР..

К закрытию германекого’
консульства в Танжере

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Агентство АФИ
передает из Алжира, что испанская цензура
запрещает публикацию пункта англо-амери-
канского соглашения с Испанией о закрытии
германского консульства в Танжере. Несмот-
ря за это, население Танжера’ узнало об этом
по радио. До сих пор, однако, нет никаких
признаков того, что немцы намерены уехать
из Танжера. Консульство продолжает функ-
ционировать.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Главный штаб
войск союзников в Италии сообщает, что
на ряде участков фронта действовала ар-
тиллерия и патрули; имели место отдель-
ные стычки.

об Украине. Надя так расстроилась, что
засунула письмо в ящик и решила боль-
ше к нему не прикасаться.

Но вечером она его снова прочла.

И чем больше она его читала, тем боль-

настолько распространены,

СУББОТА, 6 МАЯ 1944 г. № 107 (8409)

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

АТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

Английский обозреватель о победах
Красной Армии

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Военный обо-
зреватель газеты «Ньюс кроникл> майор
Гриббл, касаясь успехов Красной Армии с
июля прошлого года, пишет:

«Мы имеем дело с великолепным рекор-
дом. Это — история продвижения на рас-
стояние в

миль. Это — история
являющихся прелюдие

Обращение Бэркли по радио к Финляндии

ВАШИНГТОН, 5 мая. (ТАСС). Лидер де-
мократов в сенате СИТА Бэркли, выступая в
радиопередазе, организованной бюро военной
информации США для Финляндии, призывал
финнов «дать своему правительству ясно по-
нять, что для Финляндии наступает решаю-
ший час», когда она должна выйти из вой-
ны. Бэркли заявил, что отклонение совет-
ских условий перемирия противоречит ко-
ренным интересам финского народа.

«Наступил момент, — сказал Бэркли, —
когда финский народ должен дать ясно По-
нять своему правительству, что приближает-
ся час, когда Финляндия должна внести свой
вклад в дело освобождения Европы и защи-
тить свое будущее, как страны. Три месяца
назад государственный секретарь Хэлл об-
ратился с призывом к финскому правитель-
ству порвать с нацистской Германией и зак-
лючить мир с нашим союзником— Советским
Союзом. Финско-русские переговоры, про-
должавшиеся -в течение двух месяцев, не
привели ни к каким позитивным результатам.
Затем три недели назад финское правитель-
ство отвергло предложенные ему советским
правительством условия перемирия. Финский

правительством. В настоящее время есть все
основания полагать, что финский народ не
понимает, какие выгоды может принести ему
освобождение Европы, которое последует

за победой наших вооружённых сил.
Мы в Соединенных Штатах поннмаем,

emaiomux действий,

ко второму фрон-
ту. Если одна держава в течение 9 месяцев
на континенте могла достигнуть столь мно-
гого, то чего мы в праве ожидать от допол-
няющих друг друга наступлений трех вели-

некоторых местах до 1.200   Kax pee на том. же континенте!»

Телеграмма
генерала Вильсона
маршалу ‘Tuto

NOHMOH, 5 maa, (TACC). Агентство
Рейтер передаёт сообщение радиостанции
Свободной Югославии о том, что верхов-
ный главнокомандующий вооруженными
силами союзников на средиземноморском
тбатреё военных действий генерал Вильсон
послал маршалу Тито телеграмму, в ко-
торой говорится: «Я высоко ценю бле-
стящие операции, которые провела ваша
армия во время наступления на острова
Млет и Корчула. Я вам буду очень приз.
знателен, если вы передадите мое поздра-
вление вашим офицерам и солдатам, ко-

что  торые провели эти успешные операции».

предстоящие военные события в Европе про-
изводят определенное впечатление на обще-
ственное мнение Финляндии, так же как и на
общественное мнение остального мира. Мы в
Соединённых Штатах понимаем также, чт0  ВАШИНГТОН, 2 мая. (ТАСС). Суд над
все народы мира, в том числе народ Фин- 30 американскими фашистами затягивает-
ляндии, будут считать эти события весьма  ся в результате различных уловок защит-
хорошими известиями. ‚ников подсудимых.

В виду этих предстоящих событий По предложению прокурора’ судья i
я хочу обратиться с серьёзным пре кер возбудил 2 мая судебное дело против
дупреждением к народу Финляндии. Сохра- защитника обвиняемого Смайда-Лафлина,
нение связи с нацистской Германией _равно-   оскорбившего суд. Лафлин умышленно за-
сильно оказанию помощи германской воеН-   „ружал суд запросами и показаниями, не
ной машине. Деятельность этой военной Ма-  лносящимися к делу, и пытался через
шины стоит американцам, так Же, как И аН` газеты распространить обвинения, компро-
гличанам и русским, потерь жизней. Она метирующие кандидатов в присяжные. 3a-
приносит несказанные страдания нашим с0- шитник одного из подсудимых — руково-
юзникам и народам оккупированных стРан.  лителя фашистской организации «Крис-
Добровольные помощники германской воея-  ен мобилайзерс» Маквильямса — проте-

Процесс фашистов в США

народ, поддерживая или одобряя это реше-
ние, действовал вопреки своим высшим ин-
тересам. Я считаю, что народу Финляндии
не была дана полная возможность взвесить
некоторые последствия курса, избранного их

„Ню даг“ о полож

ский корреспондент газеты «Ню даг» пи-
шет: «Некоторые высокопоставленные ли-
па нажились за счёт тех грандиозных
средств, которые были посланы в 1940 г.
скандинавами и. американцами народу Фин-
ляндии. Но рабочие и их жёны ходят в
лохмотьях. В сегодняшней Финляндии ни-
кому из работающих в министерстве снаб-
жения, таможне или в полиции не прихо-
дится голодать. Взятки, сделки и подкупы
что считаются
принадлежностью нормальной жизни.
Плохо в Финляндии только рабочим и
мелким крестьянам. Финские женщины вы-
нуждены выполнять суровую и тяжёлую
работу на фабриках и в сельском хозяй-
стве. Работы в лесу выполнялись большей
частью женщинами. Весной и осенью жен-
щины городов были мобилизованы на при-
нудительные работы на полях и лугах. Пло-
хое питание и тяжёлая работа отразились
на женщинах финского рабочего класса.
Многие женщины выклядят больными. По-
лучить врачебную помощь трудно даже в
городах. Получить место в больнице’ не-
возможно. Плохое питание и антисанитар-
ные условия способствовали росту заболе-
ваний туберкулёзом. Получили большое

Бои в Югославии

ЖЕНЕВА, 5 мая. (ТАСС). Как сообщают
из Югославии, оперирующие в Санджаке и
Черногории части народно - освободитель-
ной армии продолжают очищать от войск
противника территорию на Участке Пле-
вле — Бродарево и в районе Берана.

В Лике противник пытается пробиться на
освобождённую территорию.

Во время последних боёв в Сербии части
народно-освободительной армии разрушили
железнодорожную станцию Вруци, уничто-
жив при этом вражеские бронемашины и 3
грузовика и истребив 150 солдат и офине-

Пребывание в Лондоне военной миссии маршала Тито

ЛОНДОН, 5 мая. (ТАСС). Как передает
корреспондент агентства Рейтер Альфред
Грант, в беседе с ним член военной миссии
маршала Тито, находящейся сейчас в Лондо-
не, словенский профессор Вогельник заявил,
что многие области Словении уже освобож-
дены, и там восстановлена администрация.
Словенские партизаны перенесли войну на
территорию Австрии. Бои докатились до го-

СТОКГОЛЬМ, 4 мая. (ТАСС). zo венерические болезни. По-

ной машины не могут рассчитывать На То, стовал против привлечения Лафлина к от-
что с ними будут обращаться, как с дРУЗЬ- ветственности за оскорбление суда. Судья
ями, в завтрашнем мире, где будет госпол- Эйкер наложил на этого защитника штраф.
ствовать порядок, Е станет Beene ВАШИНГТОН, 3 мая. (ТАСС). Процесс
Pe oe аа eee фашистов отложен до окончания разбора

м г дела Лафлина, обвиняющегося в OCKOP-
бленви суда. Дело Лафлина должно на-
чаться сяушанием 4 мая. Председательст-
вующий на суде над 30 фашистами судья
Эйкер заявил, что он не будет нродол-
жать сул, пока не будет рассмотрено дело
Лафлина,

ении в Финляндии

стоянно Увеличивается число нервных за-
болеваний; Самоубийства довольно обычны.
В Финляндии покончило самоубийством
много известных музыкантов.
Высокопоставленные чиновники  стали
богаты так же, как и нацистские верхи в

Германии. Писатели, принимающие участие ЕЕ: УЕ
в военной пропаганде, разбогатели. Многие и т ot, tans оке-
из них во время войны купили виллы вбли-  ан. сообщает, что в северном секторе Гол-
зи Хельсинки. Нацистский писатель Олави  ландской Новой Гвинеи, в районе острова
Пааволайнен в свой 40-летний юбилей!Вакде авиация союзников подвергла бомбар-
устроил обед, стоивший 40 тысяч марок.  дировке и обстрелу японские аэродромы.
Теперь стало известно, что редактор «Ли- Уничтожены склады с горючим. Войска со-
тературбладет» писатель Ярно Пеннанен юзников предприняли новые десантные опе-
приговорен к 3 годам каторжных работ за рации в районе пункта Голландия.
какие-то нейзвестные политические про-  Самолеты союзников сбросили на японский
ступки. Губернская тюрьма в Хельсинки аэродром в Уэйвэйке (Британская Новая
(Ленсфенгельсет) переполнена. В одиночных! гъинея) 183 тонны бомб. Возникли многочис-
камерах сидят по 5 человек. Редактор со-  ленные пожары. В районе залива Ханса са-
циал-демократической газеты «Кансан Лех-  молеты союзников обстреляли японские ла-
ти» (в Таммерфорсе) Аира Ниемй, известная гери и склады. Повреждены гаражи и мосты.
как одарённая поэтесса, обвиняется Bj) Базирующиеся на Соломоновы острова
«страшном проступке»—она проявила Ми-  средние и легкие бомбардировщики сбросили
лосердие к одному коммунисту, бежавше-  129 тонн бомб на японский аэродром и базу
му из концентрационного лагеря. Проку-   снабжения в Рабауле (Новая Британия). Воз-
рор требовал для неё наказания в 7 лет ка-  никли многочисленные пожары.

торжных работ. Приговор ещё не вынесен». Средние бомбардировщики атаковали

японские позиции в Купанге (остров Тимор).
Произошяи большие пожары и взрывы на
военных складах и в казармах.

Война. на Тихом океане
ЛОНДОН, Б мая. (ТАСС). (ПНаб обеди-

ров болгарских оккупационных частей.

Олна сапёрная часть. народно - освободи-
тельной армии совершила нападение на же-
лезную дорогу Любляна— Триест и униято-
жила 2 немецких товарных поезда, гружен-
ных 160 тысячами литров горючего и боль-
пгим количеством смазочного масла.

За последние три дня воеводинские ча-
сти народно - освободительной армии уни-
чтожили 3 немецких эшелона с войсками и
военным имуществом. Противник потерял
много солдат и офицеров, а также значи-
тельное количество военного имущества,

Гибель главнокомандующего
японским флотом

ТОКИО, 5 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Домей цусин, в марте погиб глав-
нокомандующий об’единенным — японским
флотом адмирал Кога.

На пост главнокомандующего об’единен-
ным флотом назначен адмирал Тойода. Вме-
сто Тойода на пост командующего военно-
морской базой в Иокосука назначен адмирал
Иосида.

Зверства немецких оккупантов
во Франции

родов Каринтии Клагенфурт и Филлах. На
границе с Италией многие партизанские ча-
сти, созданные итальянским населением Ист-
рии, Горицы и других пограничных районов,

пользуются поддержкой армии Тито.

Миссия Тито в Лондоне, по словам Гран-
та, ведет с английскими военными властями
переговоры о снабжении Югославии продо-
вольствием и оружием и об эвакуации тяже-

ло раненых и беженцев.
<

агентство Рейтер, гитлеровское агентство
Трансоцеан сообщило, что в Лионе казне-
ны 3 французских студента в возрасте 18,
19 и 20 лет. Они обвинялись в соучастии
в ‘убийстве лавалевского полицейского.
Гитлеровцы заставили 20 студентов и про-
фессоров присутствовать при казни.

«Правительство» Виши издало специаль-

_ Однажды нисем не было очень долго. Наде e& последнее письмо, он полез в
Вернувшись домой, Надя слонялавь по  карман, там же лежала Надина карточка.
комнате, не находя себе места, потом, У Нади дрогнуло сердце, когда она увиде-
чтобы занять себя, решила приняться за ла, как бережно прятал он в карман гим-
стирку. Она перестирала все скатерти и  настерки её письмо и карточку.

ный ‘закон, по которому разрешается при-
говаривать к смертной казни подростков в
возрасте 16 лет.

ше нравились ей спокойствие и прямота салфетки, потом посмотрела на занавеси,

Надя смотрела на загорелое его лицо, на

Борьба французских патриотов

письма, заложенное в нём чувство до- пропела: «Пожалуйте бриться!» и броси-  твердый, крупно очерченный подбородок
> 2

стоинства и вместе с тем особая винова-  ла их в корыто с мыльной водой. Выжи-

ЖЕНЕВА, 5 мая. (ТАСС). Швейцарская

тая робость, какая бывает у одиноких лю-
дей. Командир подразделения лейтенант
Иващенко отвечал на письмо вместо не-

известного Семенчука. On об’ясняхл: «Я загорелое лицо, родные глаза, — не та- >
: г понимала сейчас, до чего
позволил себе это потому, что у меня с  кой, как на карточке, нет, гораздо мо- ему эта верность ии ре soins

8 были для него не только грохотом пу-

Семенчуком одни и те же права, — права
незнакомых вам людей...». Он написал не-
много © себе. Лейтенант до войны был
учителем, он жил в Виннице, там оста-
лись у него мать, сестра... Надя только-
что поклялась себе не затевать больше

никакой перениеки и сейчае мучилась,  .

не зная, как ей поступить. Но вечером се-
ла и написала ответ.

С той поры. прошло более двух чет.

Теперь Надя уже не представляла себе,
как она могла раньше жить без этих ни-
сем с фронта. Они стали частью её жиз-
ни, прямой и необходимой частью. Лей-
тенант писал ей, как родному человеку,
как самому близкому другу на земле. Он
писал ей перед атакой и рассказывал но-
том, как прошёл
рука его немного дрожит, рука

детстве, и ей казалось, что она знает
сейчас и Винницу, и старую Ерусалимку
© маленькими домиками, и мальчика Мои-
сейку, с которым он дружил, кучерявого
Моисейку, который потом стал врачем и
был убит на фронте. Он рассказывал ей
0б0 всем том, о чём думает человек ночью
под грозным и тёмным небом войны, и
она писала ему в ответ о своей жизни, о
работе; о самом дорогом и важном, что
было у неё. на свете. Когда письма долго
не было, она просыпалась утром с новым
и необычным чуветвем пустоты и тре-
воги, которое томило её весь день, как
  болезнь. Тогда она вытаскивала из боль-
шой пачки какой-нибудь листок и читала
его, и снова ощущала исхолящее из пись-
ма ровное тепло, чистую и строгую неж-
ность сильного человека.

мая больную, сурового холста занавеску,
она вдруг подняла глаза и обмерла.
В дверях стоял человек. Она увидела

ложе, лучше. Вдруг она представил
себя, красную, растрепанную, с мокрой
занавеской зв руках. Надя растерянно
улыбнулась, занавеска выпала у неё из
рук и тяжело шлепнулась 06 пол, как
большая рыба.

Через полчаса они уже сидели в нри-
бранной комнате за накрытым столом, и
отец Нади, старый рабочий, наливал
гостю заветной запеканки и степенно рас-
спратнивахл его о войне. Отец в 1914 году
воевал с немцами и хотел показать
гостю, что и он кое-что понимает, а гость
рассказывал ему 0 современной технике и
© недостатках немецкой пушки «ферди-
нанд». Они разговаривали, не теропясь,
солидное, как мужчина с мужчиной, изред-

зеленые и красные ракеты взвились в не-
бо. Оказалось, что это был салют войскам,
освободившим Винницу. Надя стояла ря-
дом с лейтенантом у окна, он взял её за
руку и сказал дрогнувшим голосом: «Как
долго я ожидал этого дня».

Тейтенант ушёл, пообещав притти
завтра. У Нади были на вечер билеты на
«Лебединое озеро», но места были плохие
она решила, что офицеру неприлично си-
деть далеко, и отдала билеты подруге. По-
том выяснилось, что лейтенант мечтал
пойти на «Лебединое озеро», и Надя так
расстроилась, что чуть не заплакала.
Бместо театра они пошли гулять. Они го-
ворили без-умолку;: им казалось, что они
знают друг друга бесконечно много и мо-
гут сейчас вепомнить всю жизнь, как если
бы прожили её вместе. Лейтенант показал

на коричневую родинку возле уха и дума-
ла, что два гола она была верна этому
человеку, как может быть верна сестра,
как может быть верна любимая жена, и

пек—в них была его будущность, тро-
пинка в тихом, мокром от росы лесу, теп-
ло Надиной руки, их собственное счастье.
Оно уже светилось в конце длинного кро-
вавого и тяжкого пути, они верили в него
и его ждали. Они чувствовали это так
яено и так полно, что боялись заговорить
0б этом и долго пгли молча до самой на-
бережной. Там лейтенант посмотрел на
серый, взлувшийся лёд, губы у него дрог-
нули, и он сказал тихо:

— В этом году поздняя весна,

У Нади страшно
и она ответила одними губами:

a — fla, — как если бы он говорил о
бой, и Надя видела, что  ка лейтенант взглядывал на Надю, и тогда   самом дорогом и важном. И они поняли  на деревенской площади ло тех пор, пока
ка очень лицо его освещалось, как-будто на него оба, что всё уже сказано и надо только он ве вынужден” был назвать фамилии кре-
усталого человека. Он писал ей © своем   направили лампу. Вдруг загрохали пушки, верить и ждать

На следующий день лейтенант уехал.

завколоетилось сердце,

газета «)Курналь де Женев» помещает
письмо из Франции, в котором приводятся
факты, характеризующие рост антигерман-
ских настроений во Франции. В письме го-
ворится, что недавно на французские заво-
ды Пежо, производящие грузовики, фюзе-
ляжи для самолётов и автомобили для гер-
манской армии, была послана лавалевская
полиция с целью подавить саботаж, осу-
цествляемый рабочими этих заводов. Появ-
ление лавалевской полиции на заводах со-
здало, однако, такую накалённую атмосферу,
что гитлеровские власти поспешили убрать
полицию, чтобы избежать столкновений.
Недавно гитлеровцы доставили в малень-
кую деревушку в окрестностях Монбельяра
одного парижанина - подростка, написав-
шего нескольким жителям этой деревни
благодарственное письмо за то, что они да-
ли ему убежище, когда он скрывался от
мобилизации. Письмо У подростка было
отобрано гестаповцами тогда, когда он
успел написать на конверте только назва-
ние деревни, но не указал ещё фамилий адре-
сатов. Гитлеровцы избивали свою жертву

стьян, которым предназначалось письмо.
После этого гестаповцы арестовалн этих
крестьян и подвергли их жестоким избие-

Сейчас Надя рассказала мне обо всем   ниям.

этом. В действительности её зовут не На-
дя, а иначе, я не называю её имени, ното-

му что речь идёт о её личной судьбе. Она
не показала мне письма лейтенанта, и я
постеснялась просить её 06 этом. Она
показала мне только его фотографию. Я

глаза, твёрдый подбородок. Надя расемат-
ривала эту фотографию так пристально,
как если бы вилела её в первый раз, и
было понятна, что красивее лица для неё
нет на целом свете. И мне показалось,
что в комнате вдруг запахло свежей тра-
вой, влажной землей, зелёным листом, и
ветки ререва стукнули в окно.

Татьяна ТЭСС.

Организация сопротивления, говорится в
письме, активно реагирует на зверства ок-
купантов; особенно участились нанадения на
используемые немцами железные дороги,
хотя последние охраняются крупными си-
лами.

ЖЕНЕВА, 4 мая. (ТАСС). Швейцарская

увидела простое, хорошее лицо, светлые   газета «Демократ» сообщает, что француз-

ские патриоты взорвали тоннель Роше око-
ло Безансона. В результате взрыва в тонне-
ле произошло столкновение двух поездов.
Гестапо безуспешно пытается разыскать
организаторов взрыва.

SS SS Se Se

PEAARLIMOHHAR KOANETMA.

Издатель ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА в

$ : * В ДЦ
АДРЕС РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская площадь, 5. Телефоньк отделов редакции: Секретариата — К 4-11-06; Фронта — К 4-12-31; Экономического — К 1-42-05; Сельского хозяйства — К 5-16-17; Пропаганды и Советского Отроительства — К 1-42-86
a -86;

Литературы и искусства — К 0-57-27. Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-15-М;

Б2598,

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова -Степанова, Пушкинская площадь, 5.

Художественного — К 5-36-55. Издательство — К 5-23-20. К 4-75-06. Приём об’явлений в Москве— 55-74-38, в Ленинграде — 36-18.

=

=

=

Е