ПЯТНИЦА, 9 ИЮНЯ 1944 г. № 136 (8433)

_`_ ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР
——=——ыы—=— a a ata НЫ .

Отец

Вых 1942 тод. Жаркое авгубтовское
солнце висело над кубанскими землями,
над виноградниками и садами. . Знойно
было в воздухе, будто раскаленном непре-

кращающейся артиллерийской канонадой.

Немцы шли на Кубань. В эти дни Иван
Семенович Лобода, казак станицы Щерби-
новской, воевал на своей земле. (о своим
полком занимал оборонительный рубеж
километрах в тридцати от родной станя-
цы. Черные, пропахшие дымом, с ввалив-
шимися от усталости глазами артиллери-
сты казались только-что вышедшими из
кочегарки. Увидев одностаничника, при-

и сын

‚6 подзоды, и Павел первый подбежал к
окну. В щель ставная он увидел огонек,
‚мать, сидевшую у стола, и нескольких
женщин. Он постучал в дверь. На стук
вышла Мария Никитична.

— Гвардии казак Лобода явилея, — _!

сказал Павел и бросился к матери. —
Мама. мама!

Мария Никитична заплакала. Соседки
стали молча выходить из хаты, погляды-

sae на бородатого, заросщего солдата,
который стоял у двери. ‘
ex Мама, — улыбаясь, сказал Па-

sesmero 13. Щербиновской зерно в район!» Разреши моему товарищу перено-
расположения артиллерийского противо-  ЧеВать у нас.

танкового полка, Лобода крикнул:

‚  — Не признаешь, что. ли?

— Иван Семенович? Что это ты
  вой? 1.

— Повоюй с наше... Что я тебя хотел
итресить? Как моя жинка, как Павло?

— Есть новость. Хлопцев призывают,
п твоему Павлу срок вышел. Жалеет Ма-
рия Никитична, что ты сына не узидишь.

Земляк уехал, а Лобода все время ду-
  мах ® Павле. Вот и ему пришла пора
служить. Вчера был мальчишка,
будет солдат. Вуда его. забросит
  Увидятся ли они? И вдруг у него мельк-
нула мысль попросить командир
он затребовал Павла к ним в полк.

Иван Лобода направился к командиру

Он указал На отца.

— Пусть, пусть - перёночует

0б отце ничего не говоришь, Пазлуша?

и Он-жив и здоров, мама! Кланялся
тебе.

Втроем сели за ^ стол. Тобода-отец

хранил молчание и лишь улыбался в 6o-

роду. Мария. Никитична подкрутила фи-
тиль в лампе, и сразу стало светло.

— Что же. вы не кушаете? — обрати-

завтра, лась она к гостю и вдруг закричала ра-
война?   достно:

— Bana! Bans!
...Через несколько дней они выехали

а, чтобы   из станицы вдогонку за своим наступав-

шим полком.
Однажды их полк шёл, растянувшись

полка и изложил свою просьбу. Майор дал  вдоль небольшой‘ посадки. Павел ехал с

гласие и поручил начальнику штаба на-  отцом на передке

пушки. Батарея шла в

писать отношение в райвоенкомат. Лобохе   колонне последней, & пушка замыкала ба-

он сказал:

— Бери коня и екачи. Чтоб к утру мецкие танки.

тарею. Вдруг из лошины вырвались не-
Они на ходу осыпали ар-

был дома, а через день вместе © сыном   тиллеристов снарядамя и скоро оказались

зернись в полк.

так близко, что развернуть орудия для

Конь оказался резвым, и Лобода на pac! боя былое уже невозможно. Падали ране-

ете был в станице. В. райвоенкомате   MHC осколками люди, кони рвали постром-  5

выписали Павлу мобилизационное пред-
писание с язкой в полк, где служил стар-
пий Тобода.

Так они начали зместе служить, отец
и сын Лобода. В бою они всегда были ря-
дом. Не оборачиваясь, отец чуветвовал
что за ним стоит сын. На отдыхе они то-
же держались друг друга. Иногда сын, за-
` бываясь, говорил:

— Batt, a батя!

нам, сурово. отвечал:

орудия сержант Лобода, & ты — рядовой
Тобода. Что ты хочешь?

— Закурить.

Отец доставал кожаный кисет.

— Кури:

жаром. Отец командозал:
— Огонь!
Сын подносил снаряды.

`лями грозной поступи Красной
Артиллеристы шли впереди.
капитана Смолиуса у орудия были отец. и
сын „Тобода. `

...Разгорелся бой. Едва успели отце-
пить передки, как из-за бугра вы-
нырнули немецкие танки. Они шли сна-
 чала на первую батарею, а затем, круто
повернувшись, устремились на третью и
четвертую.
  Павел, впервые участвовавший в бою
с танками, сосредоточенно смотрел на
  них. И вдруг он услышал голос отца:
  — Огонь! -
  Один танк загорелся. Но остальные
шли вперед, прямо на орудие. Павел бро-
  сидея к отцу.
  —_ Ещё идут! ‘

— Огонь! — крикнул Лобода, не cay-
шая сына. И еще один костер вспыхнул
над степью. 5

Павел побежал за снарядами. Когда он

ки. Из расчёта Лободы были выведены
три человека. Сам он, воспользовавшись
тем, что его пушка шла последней, все же
успел развернуть её против танков. Езло-
вой с передком от’ехал в сторону. Возле
пушки осталось трое — заряжающий, На-

водчик Павел и командир орудия Иван

Лобода.
Снаряд быетре оказался в стволе пуш-

ки. Лобода махнул рукой. После выстрела

неокопанная пушка покатилась по полю.

Старший Лобода, оглянувшись по сто-  Павел и Лобода успели прыгнуть на ла-

фет. Заряжающий попал под колеса и

— Какой я тебе батя? Я — командир  СТался лежать на земле.

Пушка остановилась. Павел
как над танком вспыхнуло пламя.

Ещё один танк, прячась за посадку,
шёл на орудие.

— Цель в гусеницу, Павло! —екоман-

увидел,

Наступал, бой. Жерло орудия дышало   довал отец.

Прогремел выстрел. и немецкий танк
завертелся на месте, ломая вербы.

Отец и сын между тем снова после

Кавказские горы и леса стали свидете- выстрела покатили на лафете пушки по
Армии. полю. Когда орудие остановилось, Лобода

В батарее   крикнул:

— Вот и за бнарядами не надо бегать!
Они прикатили к передку своей пушки.
Немцы отхлынули. .

Подбежал капитан Смолиус. Он расце-
ловал командира орудия Лободу, а потом
обнял сына и всё повторял:

— Hy, и артиллеристы!
Богатыри! \

Приходили люди из других батарей,
благодарили, поздравляли. Когда жали
руки отцу, он говорил:

— Так то ж мой сын!

А когда поздравляли сына, Павел бор-
мотал:

— Так то x батько!

Так они шли с0 своим полком; прошли
Днепр, Южный Буг, и вот уже Днестр
блеснул перед ними.

х
И теперь у них на груди одинаковые

0х, друзья!

—

вернулся с лотком, то увидел, что танки   награды — орден. Отечественной войны

= . 2
‚уходят за бугры. Атака была отбита. Два   1-Й стенени и медаль «За отвагу».

танка, подожженные его отцом,

горели.

..Командир дал отцу и сыну Лобода   106ы,
отпуск, и они поехали в свою станицу.   ЛИЦо, одно сердце,

Голубовато-серые волевые глаза, во-
подстриженные ежиком, — одно

Чо было с их домом, жива ли Мария  и сын Лобода, казаки станицы Щербинов-

Никитична, — они не знали. На попут-   ©59и.

ной подводе добрались они до етаницы.
Многие хаты стояли‘ с заколоченными ок-
нами. Возле своей хаты они впрыгнули

° Черновицкий

Тихо з аудиториях и коридорах.
давно здесь не слышно ни певучей укра-
инокой речи, ни звонких голосов моло-
дежи. С волнением входим мы в этот
храм культуры. Это один из старейших
 8 Украине университетов. В его стенах
учились и преподавали выдающиеся об-
Щественные деятели Буковины и запад-
ных областей Украины. Здесь работал и
готовился к научной диссертации Иван
Франко.

В 1940 году, после освобождения Бу-
ковины, университет в Черновицах широ-
ко открыл свои двери для украинских
юношей и девушек, которые до того не
имели доступа в высшему образованию.
Правительством УССР только на один
квартал 1940 года было ассигновано два
миллиона рублей на расигирение универ-
ситета. Были созданы шесть факульте-
т0з: исторический, филологический, XH-
нический, физико-математическии,  гео-
1ого-географический и биологический.

Грянула война. Немецко-румынские
захватчики фактически закрыли `Черно-
вицкий университет, создав единствен-
ный факультет — геологический: Украин-

цы были изгнаны из университета.

Проректор Черновицкого университета
федор Игнатьевич Тришин’ ‘показывает
нам химическив и физические лаборато-
рии. Имущество лабораторий было упа-
ковано немцами в ящики и подготовлено
для вывоза. Упаковывалось все, вплоть
40 медных водопроводных кранов. Цен-
ные приборы были увезены оккупантами
в последние дни панического бегства их
и: Черновиц. Грабителям не удалось, од-
нако, до конца осуществить свой план
разорения университета: Они. успели
0лько разграбить и уничтожить  хими-

НИНА

Уже   ческую лабораторию и

Анатолий СОФРОНОВ,
спец. корреспондент «Известий».

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

университет

зоологический
музей, а также частично библиотеку.

Мы застали небольшую группу 6с9-
трудников университета за кропотливой
восстановительной работой. Надо было
прежде всего распакозать и поставить на
место спасенное имущество. За несколь-
ко недель, прошедших со дня освобожде-
ния Черновиц нашей доблестной Красной
Армией, уже восстановлены главные Ja-
боратории химического корпуса. Приво-
дятся в порядок библиотека и научный
архив. ate

Or румынских грабителей удалось
скрыть много научного оборудования, 05
этом позаботились комендант университе-
та Гаврилюк, переплётчик Бабич, бухгал-
тер Андрич, механик Иванащук. Универ-
ситетский ботанический сад с его редчаи-
шими растениями был спасен небольшой
группой сотрудников. ‚В‘ ботаническом са-
ду сохранилось ‘несколько тонн ценных
лекарственных трав. Они передаются
Красной Армии.
Украинская молодежь Буковины потя-
нулась в свой университет. Уже об’явле-
на регистрация студентов, которые учи-
лись здесь в 1940-—41 гг. Многих из них
теперь нет в живых. Одни расстреляны
врагом, других немцы и румыны сгнойли
в тюрьмах и концентрационных лагерях.

Возвращаются профессора и препода-
ватели, находившиеся в эвакуации В
восточных областях Союза. Идет  дея-
тельная подготовка к новому учебному
году. В августе двери унизерситета от-
кроются для советской молодежи, кото-
рой Красная Армия вернула этот очаг

туры.
ке 3. ОСТРОВСКИЙ,

ЧЕРНОВИЦЫ.

дённых городах и районных центрах рес:
ПУблики начал демонстрироваться новый
фильм «Живи, родная Беларусь». Это пер-

Первый фильм. восстанавливающейся Белорусской киностудии
ГОМЕЛЬ, 8 июня. (ТАСС). В освобож-

вая картина, выпущенная восстанавливаю-
шейся киностудией. Фильм посвящён по-

казу белорусского искусства.

Е това-
та- рищ, — отвечала мать. — Да что ты мне

одна кровь. Это отец.

Накануне пуска Оталинградского ордена Ле-
нина и ордена Трудового Красного Знамени
тракторного завода. На снимке: восстановле-
ние станкооборудования в одном из ‘цехов.
На переднем плане слесарь-сборшик В. П.
Касаткин, выполняющий сменные нормы на
РОК Фото Н. Ситникова (TACO).
a ee ee Ц

120 домов отдыха
и санаториев

Начался летний сезон в здравницах
ВЦСПС. По бюджету государственного
социального страхования отпущено на со-
держание домов отдыха и санаториев 228
миллионов рублей — в три с половиной ра-
за больше, чем в прошлом году. Новые
дома отдыха открыты в Свердловской,
льяновской, Омской и Кемеровской’ обла-
стях. Уже приняты первые партии рабочих
металлургической и угольной промышлен-
ности, оборонных предприятий и железно-

Впервые за годы войны будет открыт в
текущем сезоне пользующийся заслужен-
ной славой санаторий для лечения сустав-
норевматических ‘заболеваний в Цхалтубо
(Грузинская ССР). Работает бальнеологи-
ческий курорт «Кульдур» в Хабаровском
крае. Эта здравница обладает единственны-
ми в Советском Союзе горячими минераль-
ными водами, температура которых дохо-
дит до 70 градусов. В Приморском крае
действует грязевой курорт, носящий назва-
ние «Сад-город».

В нынешнем году будут работать не
менее 120 профсоюзных домов отдыха и‘
санаториев. Они расположены близ про-
мышленных центров страны — на Урале, в
Горьковской, Куйбышевской, Молотовской
областях, в Башкирской АССР, в Средней
Азии и на Дальнем Востоке. Квалифициро-
ванное лечение и отдых получат сотни ты-
сяч рабочих важнейших отраслей народно-
го хозяйства. 4

Судоходство на малых реках

дорожного транспорта.

КАЛИНИН, 8 июня. (По телеф. от соб.

корр.). Территория Калининской области
изрезана густой сетью рек и озер. Но для
транспортировки грузов эти водные богат-
ства до последнего времени не использова-
лись, если не считать Волги и частично —
Тверцы.

Обстановка военного времени выдвинула
вопрос о мобилизации этого `дополнитель-
ного источника транспортных резервов. В
нынешнем году начнется освоение малых
рек области. На реках Медведице, Моло-
ге, Западной Двине, Шоше, Кашинке, Ва-
зузе.и других, которые пересекают терри-
торию 17 районов на протяжении 425 кило-
метров, будет положено начало судоход-
ству. На катерах и несамоходных судах по
малым рекам двинутся тысячи тонн сель-
скохозяйственного сырья, готовых изделий,
топлива, ‘обслуживая нужды приречных
колхозов, совхозов и предприятий.

Утвердив. план транспортного освоения
малых рек, исполком областного Совета
поручил артелям промкооперации и рай-
промкомбинатам изготовить необходимое
количество речных судов.

Началея приём етудентов

В Московском горном институте’ имени
И. В. Сталина начался приём новых сту-
дентов. Вуз. этот готовит инженеров десяти
специальностей для, угольной и других
отраслей горной промышленности. В ны-
нешнем году будет принято свыше 500 вы-
пускников средних школ. Они будут изу-
чать технику и экономику горного дела под
руководством таких крупнейших специали-
стов в этой обпасти, как академики
А. М. Терпигорев и А. А. Скочинский,
член-корреспондент Академии наук СССР
А. С. Ильичев и др.

Всесоюзный шахматный
чемпионат

Тринадцатый‘ тур

«Большой ничейный день» — Так, ве-
роятно, лучше всего можно охарактеризо-
вать вчерашний, тринадцатый тур. Даже
Ботвинник, и тот ухитрился сделать две
ничьих: одну — после всеобщего размена
фигур с Рагозиным, а другую — с Макаго-
новым, согласившись © ним на ничью без
доигрывания отложенной партии из один-
надцатого тура.

Вечным шахом закончилась напряжённая:

борьба Вересова с Флором. После обоюдо-
острых осложнений согласились на ничью
Бронштейн с Болеславским и Сокольский
с Котовым.

Хорошо выиграл Лисицын у Толуша,
Еще в дебюте Лисицын неожиданным пе-
шечным прорывом захватил инициативу,
достиг позиционного преимущества и затем
красиво провёл финальную атаку. На 24-м
ходу Толуш сдался.

Микенас постепенно переиграл чёрными
Равинского и заслуженно добился победы.

Отложенная партия Хавин — `Смыслов
всё время протекала при позиционном пре-
восходстве у Хавина. Он энергично отра-
жал все попытки Смыслова запутать игру
и сохранял лучшее положение, но в даль-
нейшем вёл партию не вполне точно. В от-
ложенном ладейном эндшпиле защищён-
ная проходная пешка даёт Смыслову неко-
торое преимущество.

При материальном равенстве отложена
партия Лилиенталь — Макагонов. Ноу бс-
лых опасная проходная пешка.

Без доигрывания Микенас сдал Лилиен-
талю свою отложенную партию из двенад-
цатого тура.

После тринадцати ‘туров
винник, имеющий 10,5 очка,
Сегодня  доигрываются
партии.

впереди Бот-

неоконченные

Ближние Мельницы“

За Чумкой — большой земляной горой,
поросшей мелкой травкой, — шла Водо-
проводная улица, & дальше виднелось же-
лезнодорожное полотно. На запасных пу-
тях, там, где обычно бегали, суетливо сви-
CTH,  маневрирующие паровозы, стояли
сейчас ржавые цистерны с прорванными
боками, обугленные вагоны, мертвые па-
ровозы; выстроенные. в ряд, они тянулись
до самого шлагбаума. Направо, против
длинной кладбищенской стены, за которой
виднелись мраморные ангелы, возвыша-
лось большое закопченное здание.

Здесь был Январский завод.

Передо мной стояли сейчас обугленные
стены без крыши, без окон, с торчащими,
как ребра, железными балками. Tasers
на них было ужаено. Январский завод ве
был очень велик по своим размерам и зна-
чению; к горести нашей, нам доводилось
видеть разрушенными более могучие заво-
ды. Но в каждом городе, в каждом райо-
не есть нечто, являющееся центром жиз-
ни, источником всех событий, всего зна-
чительного и глубокого, что происходит
здесь; в Одессе, на Ближних Мельницах
таким центром был Январский завод.
Жизнь каждого человека, живущего на
лижних Мельницах, была связана с за-
водом, соприкасалась с ним.

Никто из нас не помнит здесь ника-
ких мельниц, и только детьми мы бегали
в конец Пишениной улицы смотреть на
старый, большой, вросший в землю жер-
нов. Лишь он один и говорил о том, что
на этих улицах когда-то действительно
стояли мельницы. Теперь здесь был же-
лезнодорожный посёлок, в белых доми-
ках жили машинисты, рабочие, мастера;
вочегары, обходчики с- Одессы-Товар-
ной. Мальчики учились в железнодорож-
ном училище, большое здание его стояло
рядом со станцией. Отцы любили вепоми-
нать первые годы революции, подполье:
У рабочих с Ближних Мельниц была до-
блестная боевая слава. На Январском гу-
дел гудок, и вот шли домой с работы уса-
тые мастера, седые токаря, механики,
слесаря, шла рабочая гвардия, заслу-
женная, трудолюбивая; она шла прямо
по середине широкой ‘обсаженной акаци-
ями улицы, & в маленьких домиках уже
суетились жёны и накрывали старый
колченогий стол во дворе, под большой
шелковицей, и ставили на него миску с
помидорами, горячими от солнца.

И вот я снова в маленьком дворе с
шелковицами. Старая деревянная  гал-
лерейка поскрипывает от ветра, и четы-
ре девочки с Ближних Мельницп— Нина,
Вера, Лида и Ира, — четыре смуглых,
загорелых девушки рассказывают мне о
недавно минувших днях.

Недалеко от Ближних Мельниц нахо-
дитея большой базар, так называемый
«Привоз». Там есть рыбный ряд, наибо-
лее людное место. Нужно знать одесский
базар, чтобы понять, что такое торговка
рыбой, — самая горластая и крикливая
на воём базаре. На рассвете, до того, как
приходят торговки, четыре девушки вме-
сте со своими подругами расклеивали на
столиках торговок рыбой листовки и
сводки Информбюро. В сыром голубова-
том сумраке они шли по пустынному
Привозу; громадные, как кошки, базарные
крысы тащили рыбъи внутренности и
дрались, вереща, на грудах мусора. Сто-
яли пустые столы, облепленные рыбьей
чешуей, и девушки, торопясь, приклеи-
вали к ним небольшие бумажные листки.
Румынские стражники охраняли Привоз,
но в тот день, когда они караулили у
рыбного ряда, девушки шли в зеленной

или молочный ряд, а когда был оцеплен   мокли и покрылись ледяной корой; Наво-

вёсь Привоз, они проходили вместе с по-
купателями, долго торговались, бросая
обратно’ на‘ столиь ‘твердую муаровую
скумбрию или плоские глоссы с малень-
кими костяными шипами, и приклеивали
в это время к липким бокам стола оче-
редную сводку. Сводки появлялись ‘ка-
ждый день, с пунктуальностью газеты.

Ближние Мельницы казались’ тихой A
сонной окраиной. Но живое; трепетное
биение жизни, отважной и упорной, ощу-
щалось в этой тингине, и каждый настоя-
щий человек, до которого доносилось это
биение, слушал его с гордостью и надеж-
ны

7 ноября 1943 года на колокольне
Успенского собора появился красный
флаг. Его повесил парнишка е Ближних
Мельниц, по имени Жора. Сначала из
‚материнского сундука была вытащена са-
мая целая простыня и ` покрашена в
красный цвет. Флаг получилея большой и
прочный, но не очень красивый. Тогда
пришла на помощь тетя Маруся. Это
была почтенная старушка, владелица
маленького домика на Пишениной улице.
У старушки было своё отношение к празд-
ничным дням: для одних праздников она
вызентивала за воротами обыкновенный
кумачёвый флаг, а для других  доставала
из сундука настоящий шелковый, из
скрипящего алого атласа. Сейчас тетя
Маруся достала шелковый флаг и отдала
ero dope. Жора расстегнул рубаху, ста-
руха обернула несколько раз худую его
грудь мягким, пахнущим нафталином
шёлком. -

Сначала Жора хотел повесить флаг на
Городском театре, но это не вышло. Тог-
‚да с рассветом он полез на колокольню,
как на самую большую вышку в городе.
Колокольня была поврыта лесами, лезть
надо было до самого шпиля. С утра
7 ноября вокруг собора толпились люди
и смотрели, задрав головы, как на коло-
кольне развевается и сверкает под солн-
цем красный флаг. Он висел до 11 часов
утра. Румыны начали стрелять вверх.
Флаг был весь прострелен, но продолжал
висеть. Тогда на колокольню взобрался
верхолаз. Он сорвал знамя и бросил его
вниз, оно летело, развеваясь на ветру, и
упало на мостовую, трепеща и сверкая,
как бы закрыв’ её большим окровавлен-
ным крылом.

Под Одессой тянутся ходы катакомб.
‘Четыре девушки, о которых я упоминала,
  работали связными по доставке в ката-
комбы людей. На Ближних Мельницах нет
ходов в катакомбы. Они еэть на Молда-
ванке, во дворах, в сараях, даже в квар-
тирах. Связные провожали людей; в ус-
ловном месте сидела старуха и продава-
ла семечки; она разнодушно. отвечала:

— Нету у меня кабаковых семечек.
Идите на угол, до той будки, если вам так
приспичили кабаковые...

На углу сидела другая старуха, она
шла, шлёпая туфлями, во. двор и всё вор-
чала, что ей морочат голову из-за жмени
кабаковых семечек, люди шагали за ней,
мимо детей, ползающих по двору, мимо
развешенного белья, мусорных ящиков,
собак, греющихея на солнце или и
исчезали, словно проваливались в землю.

Однажды было получено «задание сни-
зу»: досталь грузовик. Выполнять’ зада-
ние отправились Нина и Лида, вместе-с
ними пошёл шофёр с Тагерной улицы, по
имени Коля. Они дошли от Ближних Мель-

ниц до Чубаевки подходящей машины.

не было. Дул сильный. ветер с мокрым
снегом, девушки застыли, пальто их про-

ОДЕССА.

Hell, они увидели грузовик, в котором CH
дел только один шофёр. Они заволили,
подымая руки: ‘ey Я }

—  Дядечка, подвезите, ноги мокрые,
прямо. помираем...

Шофер остановил машину.

— В кабинку пускай Колечка сядет, —
сказали девушки суетливо. — А мы Hae
верх, мы наверх полезем, мы друг друБ-
ку будем греть...

Колечка, громадный парень с рукамя
и шеей борца, — сел рядом с шофером.
Машина тронулась. Когда грузовик про-
ехал Еврейское кладбище и повернул на
Ближние Мельницы, Колечка достал из
кармана револьвёр. Е

— Машина будет наша, — сказал ов
шофёру спокойно.

— Спрячьте ва игрушку, молодой
человек, сказал шофёр.—Я вас понимаю
с первого слова. Бакие могут быть счёты,
это даже. странно...

У дома Нины все вышли из машины и’
повели шофёра с собой.

—- Мы вас, между прочим, для поряял-
ка спустим в катакомбы, —вы догадывае-
тесь?— сказал Коля.— Больше девать Bac
некуда...

Вечером связные отправили шофера в
катакомбы. Всё больше людей скрывалось
под землей, боясь, чтобы их не угнали ©
собою немцы. Наконец, наступил день,
когда туда ушли и связные.

До сих пор они только провожали еюда .

людей, сейчас они в первый раз увидели,
что такое катакомбы, Спертый воздух уда-
рил им в лицо, в длинных коридорах было
  темно и сыро, горела коптилка, лохматые
тени качались и приседали на стенах. В
потолку были прикреплены салфетки, по
ним, капля за каплей, стекала в большие
тазы вода, нужная для питья. При туек-
лом свете, перепачканные сажей от`коп-

тилки, чёрные, как негры, двигались лю-.

ди. Наступал вечер, некоторые уже спали,
лежа на деревянных нарах или кроватях.
В это время стало известно, что Красная
Армия уже подошла к Пересыпи.

В ночь с 9 на 10 апреля, когда в го-
роде ещё были немцы, люди начали посте-
пенно выходить из Ватакомб. Вылезли и
бывигие связные, растрепанные, вымазан-
ные копотью, с блестящими от счастья
глазами. ‘Как на новый город, оня емотре-
ли на улицы Одессы, тде гремела ожесто-
ченная стрельба. —

— Мы прибежали домой, целуемся, об-
нимаемся, плачем... — говорит одна из
девушек, размахивая руками. — Потом
смеемся, — прямо как с ума посходили от
радости. Платья чистые поодевали и ки-
нулись скорей в город... :

Они ещё что-то говорят, перебивая друг

друга, но я смотрю в окно. По двору идут
несколько стариков, — на разрушенном

Январском заводе начали работать ма- ©

стерские. Старики идут степенно, тяжёлы-
ми шагами уставших после работы людей.
ЗКены, как всегда, встречают. их на кры-
лечке.

Высокий старый человек моется подо

голубеньким рукомойником, прибитым Е
крыльцу. Он моется долго, вытянув чёр-
ную жилистую шею, старательно набирая
в пригоршни мутноватую дождевую воду.
Водяные горошины катятся по серой зам-

-шевой пыли. Потом он отряхивает руки и. `

стоит, выпрямившись. глядя на тополь;
на тюльпаны, краснеющие за’ изгородью
садика. “

Татьяна ТЭСС,

$
Дом Достоевского в Старой Руссе

ЛЕНИНГРАД, 8 июня. (По телеф. от соб.
корр.). Старший научный сотрудник Инсти:
тута литературы Академии наук СССР
В. М. Глинка обследовал дом в Старой
Руссе, где жил Ф. М. Достоевский.

В ближайшее время начнутся работы по
восстановлению здания, где Достоевский

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

Пароход «Кольцов» возвращался из оче-
редного рейса в Куйбышев. На двухпа-
лубном судне разместилось до 1.000 пас-
сажиров, следовавших вниз по Волге. От-
личная погода, широко разлившаяся река,
то обстоятельство, ‘что пароход не выбил-
ся из расписания, — всё это создавало
приподнятое настроение. В общем шуме
никто не расслышал хлопанья крыльев на
корме, — меж тем предвещало оно недоб-
рое. Покуда пассажиры высчитывали, ко-
гда они прибудут домой при такой слав-
ной скорости, помощник механика Глухов
стремительно взбежал по трапу и вполго-
лоса доложил капитану Одинокову:

— Петух за бортом!

— Какой петух? Почему за бортом?—
оторопело переспросил капитан.

— Обыкновенный петух, взмахнул кры-
льями и улетел, стервец!

— Ну, и потонул? :

— Нет, товарищ капитан. Ha берегу
словили. Вот, извольте посмотреть.

Действительно, на пристани Маркваши,
откуда пароход недавно отвалил, стоял
человек. Одной рукой он придерживал пе-
туха, а другой семафорил, — дескать, что
делать с дичью.

— Ну, значит, в сохранности. Дадим
знать. Не могу ж я из-за петуха график.

срывать, — порешил капитан.
— Петух, конечно, обыкновенный, толь-
ко принадлежит он Андрееву, — не уго-

монился Глухов:

Капитан Одиноков почувствовал себя в
положении чеховского «хамелеона». Ан-.
преев — заместитель начальника пристани
Куйбышев.

— Да, положеньице! — протянул Оди-
ноков. — Что ж, придётся послать кого-
нибудь за петухом, а пароход придержать.

Нужные распоряжения были отданы, От-
вязали лодку, которая находится при суд-
не на аварийный случай. «Кольцов» при-
близился к берегу. В лодку сели матросы
во главе с боцманом Азовцевым, — все-
таки хозяйственное дело! Одиноков с ка-
питанского мостика наблюдал, как прохо-
дит операция. Наконец, лодка привалила.
Боцман `Азовцев пытался. взобраться на
борт вместе с драгоценным грузом, но по-
боялся и решил передать птицу в чьи-то

написал своё замечательное произведение
«Братья Карамазовы». Здание сильно раз-
рушено немцами, однако в квартире Досто-
евского сохранилась вся внутренняя пла-
нировка. Мебель была расхищена и уничто-
жена немецкими оккупантами.

После окончания ремонта к стене дома
будет прикреплена мемориальная. доска.

ЧАРА ООН

al leery! 30°

Покуда матросы тнались за ним по реке,
на пароходе завязался ожесточённый спор.
Человека, упустившего крылатый груз, на-
звали растяпой, потом ещё похуже, пасса-
жиры вступились за него, некстати напом-
нив о расписании. Обиженный этим намё-
ком, капитан в немногих словах дал по-
нять, что он здесь хозяин и, если поже-
лает, то вообще. займётся ловлей дичи, а
не перевозками людей.

В графе, где обозначаются
опоздания судов, появилась нечленораз-
дельная ссылка на какие-то задержки с

погрузкой...
*

Капитан Одиноков уже не раз демонст-
рировал, ‚как понимает он своё положение
хозяина на судне. Недавно «Кольцов»
прибыл на пристань Городище. Начальник
пристани Ветохина поспешила к капитану.

— Вот хорошо, в самый раз! Тут у меня
семенного груза есть 246 мешков. Быст-
ренько погрузим, и двинетесь в путь.

Ветохина уже собралась обратно — хло-
потать о погрузке, однако была останов-
лена заявлением капитана:

— Грузить не. буду!

— Как так? Ведь семенной ‘груз!

— Всё равно не буду. Следую по гра-
фику.

‚ — Так долго ли вам вновь войти в гра-
‘фик? Ведь на палубе пусто. У меня и
грузчики готовы, в два счёта закончим.

Но Одиноков не согласен! Семенной
груз — это не андреевский петух!

— Так я прикажу, чтоб чалки не отда-
вали,—вспылила Ветохина. — Из-за ваше-
гс принципа сев где-нибудь задержится.

— Ни до чего мне дела нет! — реши-
тельно заявил Одиноков. — А раз дошло
до принципа, так и не отдавай чалки!—
И, обращаясь. к. команде, приказал: —
Стоять у пристани хоть 10 часов, я пошёл
спать. Е

И Одиноков. отправился в свою каюту.
«Кольцов» не двигался с места. 2 часа
45 минут Одиноков не выходил из каюты, и

причины,

Веесоюзный смотр советской эстрады

Комитет по делам искусств организует
в июле в Москве всесоюзный смотр дости-
жений советской эстрады за время Великой

Отечественной войны. В смотре, который
происходить в Эстрадном театре

будет
«Эрмитажа», выступят коллективы Утесова,
Шульженко, Райкина,
Казахстана, Киргизии и др.

.

бортом”

опозданием на шесть с половиной часов,

тельно, в «капитанской почке».
с *

В Куйбышеве притерпелись не только к
таким петушиным героям с почками, как
Одиноков.

Помощник директора судоремонтного за-
вода тов. Карпенко ‘предоставил отпуска
«по личным надобностям» 30 рабочим. Про-
должительность отпусков — от 5 дней до
месяца. Приходит к нему Маркова из меха-
нического цеха. Я ти

— Как бы с’ездить к родным?

— К родным? Это как-то неудобно. —

мнется Карпенко. — Напиши-ка лучше — за

вешаме и бельем.

Так и пишут. Алаторцева поехала тоже
«за вещами». Следующего просителя Kap-
пенко отпустил «по болезни», хотя никаких
врачебных документов не было. В дальней-
шем мотивы он придумывал всё новые и но-
вые. Карпенко не любит повторяться.

Глядя на высших командиров, в Куйбы-
шеве дают разрешение на отпуск и старший.
диспетчер Зоркин, и даже бригадиры груз-
чиков. В иных случаях.делается это не бес-
корыстно.

Но вместе с тем куйбышевские. речники

строго блюдут репутацию. строгих команди-.

ров. Ежедневно в прокуратуру поступают
дела с требованием привлечь к ответствен-.
ности прогульщиков. Одно странно. Боль:
ше половины дел остаётся без последствий:
Да и какие могут быть последствия! Можно
ли, например, осудить грузчика Косырева,
имеющего на руках бюллетень и, несмотря.
на это, уволенного за прогул?

— Где Шаманов и Клопов? Бюллетени их
давно кончились, а они не приходят. От-
дать под суд! — гневается Столяров.

И отдают под суд.

Но где же, в самом деле, Шаманов и
Клопов? Две сухих справки: один из! них
умер полгода назад, другой — за три меся-
ца до «увольнения»,

Доложили об этом конфузе Столярову.

— Ничего, мертвые сраму не имут, —>
отшутился он.

никто не пытался ‘урезонить его: Наконец,
капитан смилостивился, — приказал отчали-
вать, но груза все-таки не взял!

— Не знают, что у меня почки больные.
Как разыграются, никому не уступлю, —

руки. Что тут произошло, трудно сказать,

Мастер В. ПАНОВ. [во петух снова оказался на свободе..,

раз’яснил Одиноков в кругу приближённых,
Кстати, «Кольцов» на этот раз прибыл с

Мёртвые, конечно,  сраму не имут./А жи:
вые? Их бы следовало не только срамить,
но и строго наказывать! ee

A. THK,

КУИБЫШЕВ.

ансамбли Грузии,

Значит, дело было не в графике, а, действи-.