НА ФРОНТАХ ОТЕЧ

В ЛОЗОВОЙ

(От специального военного

Под стремительным ударом войск Крас-
ной Ариии пала Лозовая — оборонитель-
ный узел, на который немецкое командо-
вание возлатало особые надежлы. Оставив
в городе оружие и имущество, фашисты
отступили на запад. Они проделали это
етоль поспешно, что не успели захватить
даже своих канцелярий.

В городе фашисты оставили огромное
количество имущества. Улицы заставлены
сотнями грузовых и легковых машин раз-
личных марок. На городском стадионе,
расположенном у вокзала, оставлено около
1.200 автомобилей, многие из которых,
судя по всему, недавно получены из Гер-
мании. Beero p Лозовой нашими частями
захвачено несколько тысяч автомобилей,
на станции — эшелоны с военными гру-
зами.

В лесу, в трех километрах от города, фа-
шисты оставили впопыхах 12 тяжелых
орудий и несколько легких танков. Пушки
и танки не успели даже расстрелять веех
боеприпасов. Семь пушек немцы „оставили
в пределах города; они пытались ввести

их в дело во время уличного боя, но
не успели.

Цветущий украинекий город фашист-
ские громилы превратили в руины. Улицы

затажены, лучшие здания разгромлены.
В Доме культуры фапибтекие варвары
устроили скотобойню. В прекрасно отде-
ланных, уставленных скульптурой залах
немецкие солдаты резали ворованных сви-
ней, овец, коров. Имущество Дома куль-
туры было свалено в кучу и сожжено.

Невероятному разгрому подверглось зла-
ние Дворца пионеров. В нём выбиты окна,
вырваны двери, все внутреннее убранство
уничтожено. Остовы, зияющие разбитыми
окнами и стенами, — вот все, что оста-
лось от городской поликлиники, летской
библиотеки, Дома санитарии и гигиены,
аптеки. Много домов сожжено. Помещение.
вокзала было превращено немцами в Ка-
зарму.

На центральной площади города, фаши-
сты устроили кладбище. Мерэкими рука-
ми фашистских сатрапов взорван памят-
ник Ленину. На площади высится теперь
свыше 400 березовых крестов. Среди
них подымается. высокий черный крест

корреспондента «Правды») т
какого-то немецкого генерала, сломавию-
го свою башку в степях Украины.

Немецкие захвалчики превратили mo-
род в страшный застенок, а жизнь для
советеких людей — в кромешный ад. Ге-
сталю арестовывало и бросало в подвалы
песятки людей. Над ними жестоко изде-
валиеь, подвергали невероятным  иБегкам.
Большое количество ни в чем неповин-
ных людей было расстреляно и замуче-
но. Трупы убитых и замученных геста-
повцы вывозили на автомашинах по
ночам и сваливали 38a тородом в глубо-
кую балку. Жуткую расправу учинили
гитлеровцы над еврейским населением.
По приказу германекого команлования
Bee евреи были собраны на пустыре и
расстреляны.

Страшную картину являет собой кон-
центрационный лагерь для советских во-
еннопленных. Он находился в четырех
километрах от Лозовой. Территория, за-
нятая латерем, обнесена колючей прово-
локой B gpa ряда. «Остров  обречен-
ных» — так называли лагерь  военно-
пленные. От голода и холода здесь еже-
дневно умирало не менее 100 человек.
Фалгистские звери давали военнопленным
кружку отрубей на день и 200 граммов
воды на двоих.

Тород начинают жить новой жизнью.
Ha станции уже пыхтят паровозы. Же-
лезнодорожники приводят в порядок пу-
Tu. Жители очищалот ‘улицы, приступают
® ремонту домов. В городе работает пе-
карня, население получает хлеб. Скоро
будет восстановлена электростанция. :

Железнодорожники Лозовой оборудова-
ли для бойцов Красной Армии броне-
поезд. Двое суток трудилиеь рабочие и
преподнесли доблестным защитникам po-
дины замечательный подарок. Команди-
ром бронепоезда назначен старший лей-
Tenant Юрейзер.

— Ты первым вошел в наш город,
тебе и подарок наш, — оказали рабочие
командиру, когда ‘броненоезд пошел в
бой.— Бей фаптистов, как и раньше.

\ Я. МАКАРЕНКО.

г. Лозовая, 3 я,

Пулеметчик

Предутреннюю тишину разбудил много-
голосый говор. Он рос, ширилея и далеко
фразносилоя по заснеженным холмам. Бой-
ны капитана Перевозникова стремительно
взбиралиеь на выюотку, еоняя © нее не-
приятельских солдат. Надо было завла-
деть деревней, примостившейся у подно-
жья горы. Враг упорно залцищался.

Пулеметный расчет Захара Юрченко
скрытно пробирался во фланг. Утопая в
снегу, четверо людей тащили за юобой
станковый пулемет. Захар Юрченко хотел
добраться до стога соломы. Над бойцами
свистели пули, в морозном воздухе pas-
рывалаеь прапнель. Но люди упрямо
ползли.

Вокарабкавииюь 10 спинам бойцов,
Юрченко влез на стог и помог взобраться
остальным.

— Все, — сказал одобрительно пуле-
MenHK.— Telepb, если. он двинетея, то
мы ему навернем обоку.

Случилось так, каж предполагал пуле-
метчик. Немцы предприняли контратаку
на бойшов Перевозникова. Тем временем
меткие очереди Юрченко беспощадно Ko-
сили вражеские ряды сзади. Атака за-
хлебнулась, но противник не успокоилея.
Обнаружив огневую точку, он отюрыл
уратанный огонь mo стогу. Шули вфеза-
лись в солому и застревали в ней. -
ченко епрятал голову под щит.

Потом вое стихло. Пулеметчик оглянул-
ея и негромко произнес:

— Ребята, вое идет нормально!

Ему никто He ответил —— от неприя-
тельского огня пали его три спутника.

Неожиданно Захар почувствовал ожог
в ногах. Он хотел выпустить еще пару
очередей, но патроны иссяюли. Тогда, пу-
леметчик снял © себя помочи, привязал
их к пулемету и осторожно спустил его

co стога на землю. Потом юн cam co-  Калининский фронт.

БОЕВОЕ СТАЛИНСКС

Славные боевые традиции комюомола
ожили в сегодняпиних делах молодых фрон-
тозиков. Армейские комсомольцы прояв-
ляют на полях сражений образцы героиз-
ма и самопожертвования.

‚ отвага, незнание страха в
борьбе, готовноеть против врагов
нашей отчизны до последней капли кро-
ви вот черты молодого сталинокого пле-
мени, порождающие среди фронтового ком-
сомола богатырей, имена которых войдут
в историю.

Почетнейее звание Героя Советского
Союза присвоено комеомольнам Ивану Ce-
реда, Афнольду Мери, Истрафилу Мамедо-
ву, Арсению Степанову, Борису Бирюкову,
Михаилу Криворотову, Александру Перепе-
лица, Петру Кударь, Якову Кольчаж, Дмит-
pmo Овчаренко, Курбан-Дурды, Петру
Сокур, Николаю Бочарову и мнюгим дру-
THM.
Бесстрашие! Комсомолец Овчаренко вез
патроны на передовую позацию. Пока он
был в тылу, положение изменилось: немцы
ворвались в расположение наших чаотей.
Овчаренко ехал, не подозревая опасности,
насвистывая какую-то песенку, подтоняя
коня. = i

Й влруг на повороте дороги — Ha-
встречу два немецких грузовика, в них—
десятки соллат. Немцы полатали, что Ов-
чаренко, увидев их, без разговора, сдастся
в плен. Офицер выскочил из кабинки и,
не вынимая оружия, скомандовал: «Руки
вверх!». А Овчаренко выхватил из повозки
топор и мгновенно отрубил офицеру голову.

Солдаты, находимниеся в машинах, на
какую-то долю секунлы юоцепенели. Овча-
ренко успел метнуть в них одну за другой
две гранаты. Раздались душераздирающие
зопли. Свыше 20 немцев полегли в маши-
нах и около них. Остальные бросились
врассъшную. Овчаренко блатополучню до-
вез боеприпаеы.

Доблесть! Комеомолен Николай Бочаров

скользнум, прикрепил помочи к своему
ремню и пополз. Медленно карабкался,
Юрченко, не оглядываяеь. Силы таяли,
ноги горели, пулемет застревал в сутро-
бах, но Захар Tamm ero, уатираясь за-
мерзшими руками в cHer, Позади, на 0-
лоснежном покрове, оставалея кровавый
олед от израненных ног.

Юрченко заметили. Навстречу ему. бро-
сились два бойца. Олин отвязал шулемет,
другой юобралея взвалить Захара к себе
Ha спину.

— Я не маленький, — ототранит рукой
Захар бойца.—— Тащи малпинку, а я один
доберусь.

В подразделении ему предложили o7-
правитьея в гпосниталь. Его уложили на
плащ-палатюу, накрыли чьей-то шинелью,
но в эту минуту фашисты © криками
бросились в атаку. Стоявший впереди
командир улеметного взвод» лейтенант
Белозеров упал смертельно раненный. Сре-
ди бойцов возникло замешательство.

Юрченко лежал под пеинелью, его зно-
било, раненые ноги ныли. Сознание под-
сказало ему, Ч наступила какая-то
критическая минута, когда ве подравде-
ление может неминуемо погибнуть из-за
отсутствия командира.

Сильным взмахом руки он сбросил ©
себя шинель и, корчась от боли, стал на
четвереньки. Потом он поднялся на окро-
вавленные ноги и закричал, что было сил:

— Вэвох, слушай мою команду!

И столько властного было в этом толо-
се, что никакая сила не смогла бы в эту
минуту сломить железной воли горсточки
людей. Шквальньым огнем двух станковых
пулеметов фашисты были убиты, Й за
одним из этих пулеметов лежал окровав-
ленный Захар Юрченко.

Ф. ГАРИН,

Е ПЛЕМЯ

в чиоле добровольцев отиравилея на, пипурм
укрепленного ‘узла противника. Это была,
деревня, раюположенная на высоком месте,
откуда простреливалась Hata, дорога. ПШ
огородам смельчаки полполали к околице
деревни. Бочаров пюлнялея вю весь рост —
красоноармейское «ура» разорвало типиину;
Бойцы ворвались в село. Завязалея горя-
чий ‘уличный бой.

Бочаров увидел, как фаптисты выкалили
из переулка орудие, чтобы бить прямой
наводкой. Ню одновременно он Увидел и
другое — в противоположном переулке
стояль противотанковая немецкая пушка,
возле нее было много спарядов и... ни
одного немца. Должно быть, расчет этой
пушки где-то укрылся ют уличного боя.
Бочаров бросился к пушке. Весь огонь фа-
пгистоких автоматчиков сосредоточится Ha
нем, но правильно говорят; смелых смерть
не .

Быстро развернув пушку, Бочаров mo-
Cli IRA осколочных ‘снаряда в орудие,
которое фашисты изготовили к бою. Ору-
дие перевернулось, прислуга фазлетелаеь

в стороны. Затем Бочаров прямой наводкой

начал уничтожать огневые точки врага...
Потерян счет снарядам, у пушеи сбит
опорный винт, пробито колесо. У Бочарова
заторелась шашка, потом плинель, но он
продолжал стрелять.

Мужество! Комсомолец Вурбал-Дурды,
сын туркменского народа, прославился в
своей части раньше, чем стал‘ известен на
Bow страну. Он водил свое отделение в
разведку. Шел покровом ночи он пробрался
в тыл вражеской части, нанес на карту
Bee ee огневые точки. На» обратном пути,
столкнувигиеь Co взводом фапистекой пе-
хоты, он, командуя отделением, уничтожил
11 немецких солдат. В часть ов вернутся,
конвоируя целую групиу плезных.

Сказочное мужестве Вурбан-Дурды про-
явил в пругом бою. Ему оторвало левую
руку. Стиснув зубы, собрав все силы,

Северный флот. Командир энской подводной лодки капитан-лейтенант Н. Г. Столбов

у перископа,

!
’ Самед ВУРГУН

Сыну. Азербайджана, Герою Советского Союза

ИСРАФИЛУ МАМЕДОВУ

Ты сын страны, родившей Низами,
Где небо так приветно в крупных
звезлах.

Ты рос, обласкан многими людьми, °

‚ Тебе раскрыл об’ятья чистый воздух.
И ледники Гошигар и Хач-Булат,
Й озеро Гей-Гель, и тень в долинах,
Й каждый горный голубой эйлаг,
И  там на кручах щели гнеэд орлиных,
И тень чинары стройной у ручья,
Й пееня паетуха,— все было рядом.
Все обнял ты, родной язык уча,
Своим живым и дальнозорким взглядом.
Ты приходил на празднества, & столу,
Котда алнуг, распахивая мглу,
Рассказывал пеянья Кер-Оглу,
Й конь его Гырат по скалам покал.

Пролили года, и вырос ты, мужая,

Уж не одна красавица чужая

На стройный стан затжядьвалаеь твой.

Но беспокойный прав и дух живой

Увлек тебя к наездникам джигита. °

Й в состязаньях не был ты побитым

Й брал призы на свадьбах у друзей,

Й старики в виду деревни всей:

Предсказывали будущее внука:

— Героем булет,— впрок пошла наука.
* Ke :

Й час настал, когда железный шквал.

Загрохотал от края и ло края,

Над родиной твоей забущевал,

Змеиное дыханье простирая.

Й стал ты Врасной Армии бойцом.

И мать, цетуя в лоб, сказала сыну:

Ступай. сынок. Будь смелым \

: удальцом,

Чаходчивость м отвага.

ВАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 3 февраля.
(Спец. корр. ТАСС). Подход к деревне Ч.
преграждали вражеские ДЗОТ’ы. Кроме то-
го, сама местность была исключительно
выгодной для обороны. И ‘все же селение
быстро было взато нашим  подразделе-
нием.

Успех боя решили находчивость и от-
вага группы ©мельчаков, возглавляемой
краеноармейцем Веселовым. Она, незамет-
но подошла к деревне, с громовым «ура»
вихрем ворвалась на ее окраины и чт-

1 крыма уратанный отпонь из винтовок и

=. ‹
Курбан-Дурды взял половчее в свою един-
слвенную PyYKY винтовку и © горящими
глазами, стратиный з ненависти к врагу,
поднял роту в штыковую атаку. Истекая
кровью, он дрался до тех пор, пока не п0-
лучил кзлегорическог» приказа командира
роты отправиться на меднунет,

Неувядаемой славой покрыли себя ком-
сомольцщы-летчики, ‘преграждая путь фа-
шистоким стервятникам K молним породам
и селам. то не знает комсомольцев Героев
Советокого Союза Яукова, Здоровцева, Ха-
ритонова, Талалихина, Титовку,  уничто-
жавигих воздушных пиратов не только ог-
нем, но и тараном! Только на подотупах к
Москве комеомольцычлетчики сбили 450 не-
мецких самолетов, протаранили 11.

Несколько недель назад комсомольцы
одной из частей Ленингралокого Инта
обратились ко всем комсомольцам Ленин-
‘градекого фронта -е призывом отерыть лич-
ный счет уничтожения ‘фашистских окку-
пантов. Сегодня многие. комоомольщы от-
крыли этот грозный. для врага счет.
Жомандир пулеметной роты‘ комеомолец
Синявин лично истребил 120  гитлеров-
tes. В полку, rye секретарем ком
сомольской организации тов. Чернышев,
18 комеомольцев-енайлеров уничтожили
свыше 400 фашистов, В части, тде секре-
тарем комеомольского бюро тов. Хребтов,
расчет командира орудия комсомольца
Мальцева пюдавил и уничтожил более 60
огневых точек противника, разрушил пять
блиниаякей,

По почину комеомольпев во многих ча-
стях созданы грушшы истребителей танков.
В них вступили люди, которые не раз емо-
трели смерти в глаза, которые ничего на
свете не боятся. Как бы велика ни была
опасность, поручите им-—и они © честью
выполнят задание. Группа  омельчаков
под командованием комсомольца Кулакова
на-днях проникла в сильно охраняемое
немипами село Н., истребила в нем 18 фа-
шистов и захватила двух «языков». Вхо-

Jum в труппу истребителей _ М-ской

части комеомолец-краснозлмеец Василий

ЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ -

РКИЕ БОИ

ых военных корреспондентов «Правды»)

\ DKA

{От специальн

Отолт метельные дни, Ветер вздымает
легкую снежную пыль и со свистом несет
ее к мебу. Кругом Bee покрыто белым
саваном: ‘горизонт, дороги, поля, хутора.
Идешь и ничего, кроме этого снежного
урагана, не видишь.

Ветер то приближает раскаты орудий-
ных занюв, 10 отдаляет их. Ночью белую
пелену вдруг прорезают длинные нити ра-
кет. Они вспыхивают в высоте и сотнями
опней рассышаются, ‘освещая передний,
край нашей позиции, бугорки,  выюотки,
  хать,  опрятанные под шанками снега,
Затем вновь все погружается в темноту, и
лишь ‘вспыхивают желтые огни разрывов.

На большом участке фронта идут бои.
Советские воины ‘самоотверженно a
храбро дерутся за каждый метр земли, за
станционную будку, за каждую улицу.

Доблестные части Южного и Юго-3а-
палного фронтов решительным ударом
уначтожили опорные пункты противника,
прорвались в глубыну его обороны и за-
няли станцию Лозовая. Однажо ‘немцы,
пользуясь пересеченной местностью, цеп-
ляются ва каждую балку и отчаянно
дерутся за хутора и села. В дни метели
и вьюги они не хотят ухолить из теплых
домов, Они хотели бы прожить в этих уют-
ных и теплых  донбасских поселках. до
весны, & ‘их ‘выгоняют ‘на. мороз, в поле,
в глубокие, небывалые для этах районов,
снега. Поэтому немцы дерутся так, как
могут драться только люди, обреченные
на верную смерть. Поэтому они и пыта-
ются. из. каждого домика устромть опневую
точку, а из улицы — оборонительный
рубеж; i :

Ho бойцы Краевой Арини ломают
ожесточенное сопротивление врага, выши-
базют его из хат, гонят на мороз, иетреб-
Рази врата железом и свинцом. ляют. В селах, освобожденных налиими
А если ты врагу подетавишь спину, войсками, ‘на, огородах и полях можно
Не появляйся пред моим лицом! видеть десятки и сотни немецких солдат,
замерзших в глубоких снегах. Они лежат
в своих шинелишках, рассчитанных ча
осень, в летних брюках и тужурках.
Руки их потребкалиев от ‘мороза, лица
распухлти.

ракеты тревоги и в конце козиов брхал
оружие и подымали руки. Так xaty 4

Телухина, уничтожая врагов. Ни один в;
мец не сумел убежать из этой, дерезиа

чти в каждом доме, ни Сильный огонь
чердаков,
пашный бой. Двадцать немцев сдались у
плен, остальные погибли. Лихой mrp
ночью позволил роте захватить ва дальн
бойных орудия, 8 радиостанций, мно a
томатов, патронов, ©нарялов и штабны
документы,

шими частями, батальон Шарова srt,
вает немцев из каждого дома,

вают бои. Немецкие автоматчики,
шие в этом селе, сопротивляются особе

и сараев,
патрона, а затем подымают руки и прил
пощады. Здесь результаты боя исчислякх

огневое сопротивление,
дом за домом, улищу за улицей.
Фото М. Берннгтейна.
pasroperca большой

Ты стал аскером”). И в ушах твоих
Все, что оказала мать, звучало ясно.
Ни дождь, ни вьюга, ни свинцовый.
вихрь,
Ни вражья хитрость, ни поход опасный,

немецкая часть Ha поле сражения.

бенюк. Будучи окружен противником,

дочно стреляли, пускали в небо зелени
хатой. ‘улицу за ‘улицей очилцала дк”

Не помогли ни амбразуры, сделанные me

ни попытка ветупить в рух

В другом больном селе, расположен 7,
в балке и на половину уже занятом в

упорно. Они велут бой, не выходя из aa
ототреливаются дю последн”

gi
my
pre
po
И
yf
и
ии
gi
it
ail
oe
oi
м р
т
я ‘4
№
ate
и

Bor yas