PSS

Бои на улицах Вильнюса

(ОТ ОНПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Немецкие полки, обороняющие Виль-
нюс, находятся в кольце наших войск.
Части Красной Армии ведут бои на ули-
цах Вильнюса, методически уничтожая
очаги сопротивления противника.

Немцы придают Вильнюсу важнейшее
значение. Они неоднократно называли его
«воротами в Прибалтику». Они пи-
сали, что лучшие, отборные силы гер-
манской армии будут оборонять город
и что это-де является «лучшей гарантией
успеха германского оружия». Однако ни
спешная нереброска на подступы к Виль-
нюсу свежих германских частей, ни лихо-
радочное строительство укреплений вокруг
города не смогли предотвратить поражения
немцев. После падения Молодечно продви-
жение частей Красной Армии в направле-
ний Вильнюса приняло стремительный ха-
раклер. Танки совершали 30—40-кило-
метровые броски. Пехота не отставала от
моторизованных войск. Немцы, очевидно,
рассчитывали, что основные наши силы,
упершись в сеть оборонительных соору-
жений в районе города, будут втянуты в
длительные бои. Этого неё случилось. На-
ступающие, завязав бои на подступах в
городу, одновременно обошли Вильнюс
севернее и южнее и, ломая упорное со-
противление фашистов, двинулись в глубь
Литвы. В течение одного-двух дней были
перерезаны коммуникации немцев, Город
был изолирован от внененего мира. Гарни-
зон Вильнюса, состоящий из специально
подобранных германских частей (некото-
рые из них были в последние лни доста-
влены из Германии на транспортных са-
молётах), попал в ловушку:

Узкие и кривые улицы Вильнюса, —
на некоторых из них трудно раз’ехаться
двум экипажам, — способствовали 060-
роняющимся. Немцы устроили завалы на
перекрестках, перекопали улицы волчь-
ими ямами. В окнах верхних этажей, на
колокольнях были размещены пулемёт-
чики и автоматчики. Особенно яростно
ценлялись немцы за район аэропорта.
Аэропорт оборонял усиленный эсэсовский

В Полесье

(OT ОПЕЦИАЛЬНОГО ВОЕННОГО

Полесье. Край густых лесов и непрохо-
димых болот. На север и юг от полновод-
ной Припяти тянутся топи, изрезанные
осушительными каналами. Много глубоких
озер.

Можно ли развернуть. боевые дейетвия
в таком краю? Могут ли сквозь эти чащи
и топи пройти с боями наступающие вой-
ска? На эти вопросы утвердительно отве-
тила русская армия еще в прошлую ми-
ровую войну. Русские солдаты под коман-
дованием генерала’ Брусилова жестоко
били здесь немецко-австрийские войска.

У обороняющегося в этих местах неос-
поримые преимущества. Он может, соору-
лив укрепления, минировав редкие и узкие
проходы среди болот, сделать этот мало-
доступный край непроходимым.

Титлеровское командование решило
воспользоваться этими преимуществами и
ценко ухватилось за Полесье. Из показа-
ний пленных и захваченных официальных
документов видно; что германское коман-
дование придавало Полесью огромное зна-
чение. Бойска имели приказание удержи-
вать его изо всех сил. В частности, нем-
цы стремились удержать судоходную
Припять — водную артерию, которая пя-
тала значительную часть ихе белорусской
группировки.

Фельдфебель Отто Гернике, захвачен-
ный в плен в районе станции Житковичи,
рассказал на допросе:

— Перед началом русского наступле-
ния командир нашей роты  обер-лей-
тенант Генрих Ландблюмм стал всё чаще
собирать солдат. Он говорил им © том,
что они поставлены на одном из самых
ответственных участков обороны и что
от их стойкости и выдержки зависит
судьба Германии. «Мы прикрываем под-
ступы к нашей стране», — заявлял не
раз Ландблюмм. Он доказывал, что пози-
ции наши в болотах неприступны и что

русским здесь ни в каком случае не
пройти. «Немецкие солдаты, — говориа
он, — пришли в Полесье и навсегда

останутся здесь».

` Действительность жестоко посмеялась
над утверждениями немецких офицеров.
Пришедшая на Припять немецкая армия
навеки осталась в Полесье, но не в каче-
стве победительницы, а потому, что боло-
та засосали обломки её техники и многие
тысячи трупов её солдат и офицеров. К
этому привели высокое стратегическое
мастерство командования Красной Ар-
мии, блестяще разработанная и бле-
стяще осуществаённая операция по
разгрому немцев в Белоруссии, высокий
наступательный порыв и боевая ватрени-
рованность войск.

На исход этих боёв решающее‘ влия-
ние оказало быстрое продвижение наших
войск на севере Полесья. В то время, как
запалнее Мозыря шли упорные бои перед
фронтом немецкого болотного выступа,
значительно севернее, на фланге этого
выступа, войска 1-го и 3-го Белорусских
фронтов прорвали глубоко эшелонирован-
ную неменкую оборону, разрубили её на
изолированные друг от друга части и. до-
били эти разрозненные группы немцез в
нескольких «котлах».

Не давая врагу опомниться, наши вой-
ска лавиной устремились на запал. Вой-
ска маршала Рокоссовекого вышли на
линию Бобруйск Слуцк Барановичи, и
нал немецкой группировкой в Южном
Полесье навис с севера тяжёлый молот.
Сульба Полесья была решена. Болотный
выступ превратился в западню для
немцев.

В распоряжении врага были исправ-
вые железные дороги ¢ важными узла-
ми — Житковичи и Лунинец. Однако на-
ше командование не выпустило немцев
из полесской западни. Чтобы правильно
опенить трудности, с которыми столкну-
тись здесь в боях наши пехотинцы и ар-
тилаеристы, нужно учесть, что Припять
имеет большое количество притоков. Ре-

КОРРЕСПОНДЕНТА «ИЗБЕСТИЙ»)

полк. Эсэсовцы два раза ходили в контр-
атаку — оба раза во весь рост, пьяные.
Наши пулемёты хлестали по немцам
свинцовыми струями. Когда обе стороны
сблизились, нанги бойцы ударили в шты-
Ки. Почти все эсэсовцы были перебиты.
Уцелело несколько десятков человек —
они подняли руки.

ЧКелезнодорожная станция Вильнюса
также была одним из основных узлов со-
противления немцев. Здесь приходилось
браль с боя каждый клочок станционной
территории. Немцы сидели в зданиях
пакгаузов, в пустых вагонах. После того,
как станция была очищена, были обна-
ружены сотни трупов солдат и офицеров.
Взято много пленных. Все они показы-
валют, что под страхом расстрела им было
приказано держаться до’ последнего пат-
рона. Офицеры  стращали их не только
военным судом, но и репрессиями их
родным и близким, находящимея в Tep-
мании.

Бо время уличной борьбы немцы сбфро-
сили в районе города крупный парашют-
ный авиадесант. Он был поголовно истреб-
лен в рекордно короткий срок — частично
в воздухе, частично на земле. Десантни-
кам не удалось соединиться с осаждённым
гарнизоном Вильнюса. Наши командиры,
руководившие уничтожением десанта, го-
ворят:

— На примере боя с неменкими пара-
шютистами можно увидеть, как выросло
искусство Красной Армии. Ни на одну ми-
нуту не было приостановлено неумолимое
истребление немецкого гарнизона Виль-
нюса. Парашютистам не дали опомниться,
перевести дух. Гитлеровское командова-
ние может списать со счетов всех без
исключения парашютистов, выброшенных
в районе Вильнюса.

Одна за другой уничтожаются отдель-
ные, разрозненные группы противника,
ещё оказывающие сопротивление. Участь
их решена. i

Н. БАРАНОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, И июля.

%

ee

КОРРЕСПОНДЕНТА <ИЗВЕСТИЙ>)

ки и безымянные речушки изрезали По-
лесье. Немцы взорвали все переправы.
Не только форсировать реки вброд, но и
подойти к ним невозможно было из-за
заболоченных берегов. Дороги и. проходы
минировались врагом.

Понятно, что в таких условиях значи-
тельная доля общего услеха зависела от
действий наших  инженерно-сапёрных
войск. Пожалуй, нигде ещё эти видавшие
виды войска не сталкивались с такими
трудностями, как в Нолесье. Но и здесь
советские сапёры оказались на высоте по-
ложения. Приведем для иллюстрации не-
большой эпизод.

Части наши *с тяжёлой техникой вы-
рвались к берегу реки, переправа через
которую была противником взорвана. С
противоположного берега немцы вели
жестокий огонь. Ждаль, пока наша артил-
лерия заставит противника замолчать,
было некогда. Люди под огнём приступи-
ли к работе. И как они работали! Сапёр
Николай Миханолтин шесть часов провёл
в воде, подтаскивая’ деревянные детали
к отроящемуся ‘мосту. Он же сделал пять-
десят метров настила. Рядом с ним под
огнём работал красноармеец Захар Пан-
ков — забивал сваи. Все сапёры прояви-
ли и стойкость, и уменье. Задолго до сро-
ка, назначенного командованием, 74-мет-
ровый мост грузопод’ёмностью в 60 тонн
был готов.

Отромная работа выпала на долю. ми-
нёров. Расчищала заминированные учает-
ки и наша артиллерия, подрывая мины
своими снарядами.

Но главную тяжесть борьбы. вынесла
пехота. Она не только не выпустила нем-
цев, не дала им оторваться, но и выры-
валась на пути их отхода, блокировала
важные узлы немецкого вопротивления,
навязывала врагу бои и с успехом громи-
ла его.

Сказались результаты упорной трени-
ровки и учёбы. Задолго до начала нашего
наступления недалеко от переднего края
пехотинцы, лазая по грудь в таких же
болотах, помогали артиллеристам на лям-
ках перетаскивать орудия, форсировали
водные преграды. Потому-то немцы в ты-
ту своём наталкивались тенерь на опере-
дившую их советскую пехоту.

На допросах пленные немецкие офице-
ры разводят руками:

— Непонятно, как всё это умудрились
проделать вали пехотинцы, как они за-
шли нам в ты!

Решительным, молниеносным ударом,
несмотря на яростное сопротивление нем-
цев, была взята важная железнодорожная
станция на пути немецкого  ототупле-
ния — Житковичи. Подвижные группы,
совершавшие глубокие рейды в обход
противника, захватили несколько ero
крупных опорных узлов.

Действиям нашей пехоты активно по-
могала авиация. Бомбардировщики и
штурмовики наносили удары”по тыловым
дорогам немцев, создавали пробки, задер-
живали движение. Сильной бомбардиров-

ке подвергались узаяы дорог, особенно
важнейший здесь железнодорожный

узел — станция Лунинец. Она была взята
10 июля нашими войсками.

Большую роль сыграло взаимодействие
нашей пехоты с Днепровской речной фло-
тилией. Днепровцы не только подавляли
своим огнём сопротивление врага. Они
вырывались также вперёд по Припяти и
высаживали в немецком тылу пехотные
десанты, которые запирали противнику
пути отхода,

Наши войска продолжают с боями про-
двигаться вперёд. Сегодня на Пиноком
направлении они овладели несколькими
населёнными пунктами и железнодорож-
ной станцией Ловча.

М. РУЗОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 11 июля.

АДРЕб РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 6. Пушкинская нлощаль, 5.

Литературы и искусства, — К 0.57-27. Иностранного — К 4-81-54; Писем — К 3-75-17;

57888.

ИЗВЕСТИЯ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ СССР

СРЕДА, 12 ИЮЛЯ 1944 г. № 164 (8466)

Военные
в Северно

ЛОНДОН, И июля. (ТАСС). В опубли-
кованном сегодня утром сообщении штаба
верховного командования экспедиционных
сил союзников говорится:

«В секторе предмостного укрепления на
реке Одон происходили особенно ожесто-
ченные бои. Войска союзников с ожесто-
ченными боями продвигались K высотам.
господствующим над рекой Орн. К югу от
предмостного укрепления на реке Вир вой-
ска союзников „продвинулись к Пон-Эбер
в направлении Сен-Ло. Дальше к западу,
на пути к Перье войска союзников, пре-
одолевая упорное ‚сопротивление врага,
продвинулись на одну милю. К югу от
Ла-Э-дю-Пюи отмечены местные успехи.
В этом районе противник не предпринимал
контратак.

10 июля истребители-бомбардировщики и
истребители с ракетными установками со-
вершили налёты на различные об’екты к
югу от Кана, в том числе на скопления
вражеских войск, танков и моторизованного
транспорта. Из этих операций не вернулся
один самолёт. В ночь на 11 июля лёгкие
бомбардировщики` атаковали транспортные
об’екты противника в Северо-Восточной
Франции».

действия
й Франции

ЛОНЛОН, 11 июля. (ТАСС). В вечернем
сообщении штаба верховного командова-
ния экспедиционных сил союзников от
11 июля говорится:

«Южнее Ла-Э-дю-Пюи противник систе-
матически оттесняется на юг. Он исполь-
зует условия пересеченной местности, пы-
таясь задержать наше продвижение к Лэс-
сэ. Войска союзников, наступающие юго-за-
паднее Карантана и западнее Сен-Жан-де-
Дэ, соединяются в районе Сент-Андрэ-де-
Боон.

В районе одонского плацдарма идут яро-
стные бои.

Восточнее реки Орн войска союзников
продвинулись от района Сент-Онорин по
направлению ‘к Коломбель, преодолевая
сильное сопротивление противника.

В результате тяжелых боев в районе
южнее Тилли-сюр-Сель союзники достигли
местных успехов.

Сегодня утром истребители и истребите-
ли-бомбардировщики, оперировавшие с нор-
мандеких баз, атаковали ряд об’ектов, не-
посредственно поддерживая операции на-
земных войск.

Войска союзников, в том числе француз-
ские, оперировали в тылу у противника.
Эти операции были весьма успешными.

Взято много пленных».

Налёты авиации союзников на Берлин, Тулон и Мюнхен

ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). Как пере-
даёт английское министерство информации,

`в ночь на 11 июля английские бомбарди-

ровшики «Москито» совершили налёт на
Берлин. Продолжалось минирование вра-
жеских вод.

ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). По сообще-
нию главного штаба войск союзников в.
Италии, тяжёлая бомбардировочная авиа-
ция союзников совершила сегодня налёт на
военно-морские сооружения в Тулоне (на
юге Франции). Самолёты союзников были
встречены сильным заградительным огнём
зенитной артиллерии, но ни одного немец-
кого истребителя в воздухе не появилось.
Сброшенные бомбы попали в район наме-
ченных целей. Это был шестой налёт на
Тулон. .

ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). Штаб аме-
риканских военно-воздушных сил на евро-
пейском театре операций сообщает, что

-днём 11 июля свыше 1.100 бомбардировщи-

ков «Летающая крепость» и «Либерейтор»
в сопровождении большого количества са-
молётов «Мустанг», «Сандерболт» и «Лайг-

нинг» атаковажя ряд об’ектов в районе
Мюнхена. Погода была неблагоприятной и
бомбардировка была произведена при по-
мощи приборов.

20 бомбардировщиков
не вернулись на базы.

*

нию английского министерства авиации, ба-
за «летающих бомб» в Сен-ле-Д’Эссеран,
атакованная английской авиацией в ночь
на 8 июля, была расположена в огромных
известняковых пещерах близ восточного
берега реки Уаза. Входы в пещеры расио-
ложены на высоте около 18 метров над бе-
регом реки. Пещеры обладают достаточной
вместимостью, чтобы расположить в них
сотни «летающих бомб». При бомбардиров-
ке пещер одна авиабомба весом в 5,5 тонны
пробила покрытие и разорвалась внутри пе-
шеры. Это вызвало огромное смещение поч-
вы на площади размером 160Ж180 метров.
Огромные массы камней и земли обруши-
лись в пещеру.

Я 2 истребителя

Германские
самолёты-снаряды
над Англией

ЛОНДОН, Ш июля. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство `Рейтер, 10 июля в Южной
Англии от разорвавшегося вблизи госпиталя
германского самолёта-снаряда пострадали
две палаты. Убитых не было. 12 больных
получили серьезные ранения осколками
стекла и ещё несколько человек было легко
ранено. Другой самолёт-снарял разрушил
несколько домов и мастерских. Люди ока-
зались засыпанными обломками. Полагают,
что убито и ранено несколько человек. Мно-
гие самолёты-снаряды, выпущенные на
Южную Англию в ночь на № июля, были
сбиты английскими самолётами и зенитной
артиллерией. Одна зенитная батарея сбила
3 самолёта-снаряда из четырех пролетав-
ших нал ней. :

В ночь на 11 июля самолёты-снаряды над
Лонлоном не появлялись. Несколько само-
лётов-снарядов разорвалось в одном из
районов Южной Англии. Согласно получен-
ной информации, повреждения незначитель-
ны. Число жертв невелико.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 11 июля. (ТАСС). И№таб войск
союзников в `Италии сообщает, что на
фронте продолжаются упорные бои. Армии
союзников в Италии продолжали атаки.
Враг на некоторых участках предпринимает
контратаки. Тем не менее части американ-
ской 5-й армии неуклонно продвигаются к
северо-западу от Вольтерра, и её передо-
вые отряды находятся близ Лайятико. Ча:
сти английской 8-й армии отражали контр-
атаки противника к югу от Ареццо и места-
ми продвинулись на этом участке фронта.
На адриатическом участке фронта положе-
ние мало изменилось.

Прошлой ночью средние и тяжёлые бом-
бардировщики совершили налёт на желез-
нодорожную станцию в Милане. Вчера в
течение дня средние бомбардировщики со-
вершали налёты на железнодорожные
станции и мосты в `Северной Италии. Ис-
требители-бомбардировшики совершали на-
лёты на неприятельские железнодорожные
и дорожные коммуникации к северу от зо-
ны боёв, а также оказывали поддержку
войскам на передовой линии фронта. В ноч-
ных операциях союзники потеряли один
самолёт. Средиземноморская авиация союз-
ников совершила около 800 самолётовыле-
тов.

Боевая деятельность
итальянских патриотов

ЖЕНЕВА, 11 июля. (ТАСС). Газета «Ли-
бера стампа», выходящая в Тессино (Швей-
цария), сообщает, что недавно немецкие
военные власти издали приказ о вывозе в
Германию оборудования с заводов «Фиат»
и других крупных промышленных пред-
приятий в Турине. Итальянские рабочие
оказали противодействие гитлеровцам и
об’явили всеобщую забастовку. Немцы в
ответ об’явили локаут. Однако через не-
сколько дней локаут был снят, но немеп-
кие власти попытались насильственно от-
править многих бастовавших рабочих в
Германию. Несмотря на это, а также не-
смотря на массовые аресты среди рабочих,
забастовка продолжалась. В городе про-
исходили стычки между рабоними и не-
мецкими солдатами.

Та же газета сообщает, что после того,
как итальянские патриоты совершили на-
падение в Генуе на немецких солдат, во
время которого было убито 7 гитлеровцев,
немцы обстреляли рабочие ‘кварталы из
орудий. После этого на улицах города бы-
ли проведены полицейские облавы. Много
итальянцев было расстреляно на месте и
большое число их отправлено в Германию.

нию агентства Рейтер, немцы расстреляли
100 итальянцев — жителей Вальтеллины
(Северная Италия) в отместку за нападение
итальянских партизан на немецкие комму-
никации.

Телефоны отделов редакции:

Типография «Известий Советов депутатов трудящихся СССР» имени И. И. Скворцова- Степанова,

Новая авиационная
техника в США

НЬЮ-ЙОРК, 11 июля. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Ассошиэйтед пресс, со-
вершивший вместе с группой корреспон-
дентов поездку в центр испытательных. ра-
бот американской авиации в Райт-Филд
(Лейтон, штат Огайо), сообщает, что на-
чальник технического отдела  материаль-
но-технического управления американских
военно-воздушных сил бригадный генерал
Кэролл в настоящее время испытывает
авиационные двигатели мошностью в
3 тыс. лошадиных сил. Начальник мате-
риально-технического управления амери-
канских военно-воздушных CHA генерал-
майор Мейерс заявил, что в распоряжении
американской авиации имеется секретное
оружие, «значительно превосходящее всё,
что до сих пор применял противник».

Газета «Нью-Йорк таймс» сообщает о
TOM, что был впервые продемонстрирован
новый двухмоторный истребитель «Грум-
ман Ф-7», который по скорости и маневрен-
ности‘ превосходит морской истребитель
«Хеллкэт». Подробные данные о новом са-
молёте не указываются.

Согласие Рузвельта на выдвижение
его кандидатуры в президенты США

дает вашингтонский корреспондент агент-

ства Рейтер, президент Рузвельт заявил на.

пресс-конференции 11 июля, что он согла-
‘CHTCH Ha ‘выдвижение его кандидатуры в
президенты и останется на четвертый срок,
если его изберут.

Беседа Уоллеса с Рузвельтом

ВАШИНГТОН, 10 июля. (ТАСС). После
совещания с Рузвельтом вице-президент
Уоллес заявил представителям печати:

«Я имел длительную и важную беседу. с
президентом относительно Китая. Ничего
другого мы не обсуждали. Обстановка в
Китае очень серьезна».

Отвечая на вопрос корреспондента, имеет
ли он в виду нолитическую, экономическую
или военную обстановку, Уоллес указал,
что он имеет в виду военную обстановку.

Издевательства. немпев
над советскими военнопленными

СТОКГОЛЬМ, 11 июля. (ТАСС). Hisex-
ско-норвежское прессбюро сообщает, что
немцы высадили на норвежский берег до
1.500 больных сыпным тифом русских воен-
нопленных, которых они держали в каран-
тине на судне недалеко от Осло. Пленные
были привезены из лагеря в Германии
очень плохо одетыми. После дезинфекции
пленные были погружены в вагоны для пе-
ревозки скота по 100 человек в. каждый
вагон, при чём двери вагонов были забиты
гвоздями. Вагоны эти при нормальных ус-
ловиях рассчитаны на 32 человека. Рус-
ские были отвезены на станцию Фоберг, се-
вернее Лиллехаммера, а оттуда на старый
плац Иерстадсмен, где построен болышой
лагерь для военнопленных.

Поставки Канады для ЮНРРА

ОТТАВА, 11 июля. (ТАСС). Бюро воен-
вой информации об’явило сегбдня об окон-
чании переговоров между ЮНРРА (Адми-
нистрация помощи и восстановления Об’еди-
нённых наций) и органами канадского пра-
вительства относительно закупок канадских
товаров для ЮНРРА. По этому соглашению
закупки продовольствия, одежды, сельско-
хозяйственных машин и других канадских
товаров будут финансироваться из взноса
Канады в ЮНРРА, который составляет
77 млн. долларов. Поставки будут осуществ-
ляться отделом снабжения ЮНРРА, входя-
щим в Комитет взаимной помощи. Намечен
выпуск’ около ‘25 тыс. тонн сельскохозяйст-
венных машин и шерстяной одежды на
6 млн. долларов. Уже размещены заказы на
14,5 млн. фунтов рыбных консервов. Наибо-
лее значительную часть поставок Канады
для ЮНРРА составит пшеница.

п Секретариата — К 4-71-06; Фроята — К 4-72-37; Экономического — К 1-4905.
Художественного — К 5-36-53. Издательство — К 5-23-20. К 4-15-06; Приём и т ельевого

Пушкинская площадь, 5. 7

Е И Е вии

К сформированию нового югославского
правительства

Заявления Шубашича и Коссоновича

даёт агентство Рейтер, новый югославскив
премьер-министр д-р Иван Шубашич про-
возгласил маршала Тито от своего имени
и от имени короля Петра руководителем
борьбы Югославии за свободу и осудил
«лжепатриотов, которые прямо или кос-
венно служат врагу».

М по радио с обращением к Bee
роду Югославии, Шубашич призвал юго
славов к единению и обещал демократиче-
скую федеративную конституцию. Шуба-
шич заверил, что три великие демократи-
ческие державы Л всё, чтобы помочь
Югославии после войны.

НЬЮ-ЙОРК, Ш июля. (ТАСС). Новый
югославский министр внутренних дел Кос-
сонович, находящийся ны в США, сде-
лал следующее заявление” представителям
печати:

«С величайшим удовлетворением мы Мо-
жем следить за эволюцией положения
Югославии. Недавний от’езд в Лондон по
предложению короля нового премьер-ми-
нистра Шубашича явился хорошим пред-
знаменованием. Встреча Шубашича с мар`
шалом Тито на освобождённой югослав-
ской территории произвела на всех нас
глубокое впечатление. Соглашение, до.
стигнутое в связи с этим, означало полный
поворот в югославских делах.

В Югославии появились либеральные,
прогрессивные народные силы, основываю-
шие свою деятельность на идеале полного
национального согласия и единства. Эти
силы являются первостепенным фактором,
определяющим политический курс ro-
славии.

Новое югославское правительство пред-
ставляет собой гармоничный итог этих
событий. Оно опирается на народные тез-
денции. Это — правительство, контроли-
рующее обширную освобождённую терри-
торию Югославии. Это — правительство,
которое этим и другими путями кладёт ко-
нец жизни югославского эмигрантского
правительства. Трагедия Югославии со-
стояла в том, что в нынешнее критическое
время югославское эмигрантское прави-
тельство и его офиниальные организации
за границей действовали вопреки этим на-
родным тенденциям. Эта трагедия была
тем большей, что такая деятельность пра-
вительства инспирировалась  непосред-
ственно вражеской пропагандой, изгото-
вленной на кухне Геббельса по формуле
«разделяй и властвуй».

временной истории было создание

Таким образом, эмигрантское  прави-
тельство полностью  противопоставляло
себя не только югославским национальным
устремлениям, но и всем жизненным целям
борьбы, которую Об’единённые нации и
всё свободное человечество ведут сейчас
против фашизма и национал-социализма,

Задача нынешнего югославского правн-
тельства будет состоять в сочетании юго-
славской офИциальной политики с тенден-
циями борьбы, которая в течение послел-
них трёх. лет развёртывается в стране. Q>-
новные цели правительства весьма просты:
с одной стороны, укреплять как можно
ильнее единство сербов, хорватов и слове-
вов в общем усилии, направленном на борь-
бу с Гитлером и квислинговскими элемен-
тами, и ради достижения демократической
свободной Югославии. С другой стороны —
стремиться, чтобы Югославия в пределах
своих возможностей внесла наибольший
вклад в общее дело Об’единённых наций
в соответствии с историческими тегеран-
скими решениями, которые были с таким
энтузиазмом и так безоговорочно встрече-
ны нашим народом внутри страны.

Разумеется, вражеская пропагадла бу-
дет, как и до сих пор, через все каналы. и
всеми возможными средствами сеять раз-
ногласия. Вражеские элементы, несомнен-

но, будут пытаться исказить факты и
утверждать, что новые события направле-
‘ны против сербов. Но я — серб, и для нас,

сербов, всегда было ясно, что югославское
единство является также и нашей целью.
Миссией сербов на протяжении нашей со-
Юго-
Всякий, кто хочет противопоста-
сербского государсгва идее *,
Югославии, действует вопреки традици-
онным устремлениям сербов и соответ-
ственно делает именно то, чего хочет враг.
Такие попытки могут вызвать смятение и
создать излишние трудности, но разобьют-
ся о здравый смысл и правильные взгляды
нашего народа.

Я счастлив, что являюсь членом этого
правительства, которое будет. способство-
вать достижению целей борьбы югослав-
ской народно-фсвободительной армии. мар-
шала Тито. Я не сомневаюсь, что с такой
программой новое правительство вскоре
сумеет об’единить внутри страны все серб-
ские, хорватские и словенские либеральные
силы в мощный фронт национального со-
гласия, прогресса и единства».

славии.
вить идею

&

НЬЮ-ЙОРК, 10 июля. (ТАСС). Отвечая
на пресс-конференции на вопросы, касаю-
щиеся французских интересов во время в
после войны, де`Голль заявил, что он абсо-
лютно уверен в том, что ни американский
президент, ни правительство, ни народ не
желают аннектировать французскую терри-
торию, что Франция надеется возвратить
Индо-Китай и все другие владения, оккупи-
рованные странами оси, и что новая Фран-
ция будет представлять собой федерацию, в
которой народы Индо-Китая, Мадагаскара и
всех частей Северной Африки будут долж-
ным образом представлены на ряду с фран-
цузской метрополией.

Де Голль заявил, что, хотя Франция не
стремится к территориальной экспансии и
не пред’являет претензий на бывшие италь-
янские колонии в Африке, французский
военный флаг после войны может развевать-
ся над некоторыми. частями Европы по сооб-
ражениям национальной безопасности Фран-
ции. Де Голль указал, что он имеет в виду
Рейнскую область.‘

Отвечая на вопрос, достигнут ли францу-
зы такого же соглашения с Соединёнными
Штатами, какое достигнуто с Англией, де
Голль заявил, что вопрос о некотором согла-
шении такого рода будет обсуждаться в
Вашингтоне между французским предста-
вительством и правительством США.

Де Голля спросили, договорился ли он с
Рузвельтом относительно об’явления Ренна
временной столицей освобожденной Фран-
ции. Де Голль заявил, что столицей Фран-
ции является Париж. Однако в настоящее
время столицей является Алжир, при чем
между Парижем и Алжиром имеется много
французских городов и можно будет вре-
менно управлять из одного из этих городов.
Де Голль указал, что надеется как можно
скорее возвратиться во Францию и органи-
зовать правительственные учреждения, что
является сложным делом, требующим под-
готовки,

Один из корреспондентов попросил де
Голля прокомментировать сообщения севе-
ро-африканской печати о том, что США
пытаются приобрести французскую терри-
торию. Де Голль ответил, что подбные
статьи основаны на сообщениях американ-
ских периодических изданий. Он заявил,
что, естественно, французские журналисты

- :
Заявление де Голля на пресс-конференции

проявляют пристальное внимание к таким
сообщениям, касающимся будущего Фран-
ЦИИ.

Отвечая на вопрос, существует ли какая-
нибудь база для сотрудничества союзников
с другими элементами сопротивления внутри
Франции —< группами офицеров француз-
ской армии и коммунистами, де Голль под-
черкнул, что офицеры французской армии
или арестованы немцами, или присоедини-
лись к де Голлю. О коммунистах де Голль
сказал} что они составляют часть фронта
движения сопротивления и что «существует
только одно движение сопротивления, по-
добно тому, как есть’ только одно единст-
венное французское правительство».

Де Голль отрицательно ответил на вопрос,
обсуждал ли он с Рузвельтом проблему
плебисцита во Франции по вопросу об из-
брании правительства, заявив, что методы
восстановления Франции являются чисто
французским вопросом.

ВАШИНГТОН, 10 июля. (ТАСС). Отвечая
на вопрос о возможности переговоров отно-
сительно соглашения, подобного франко-
английскому соглашению, Хэлл заявил, что
он должен ответить на этот вопрос позднее,
когда будут обсуждены все стороны дела,

Заявление Рузвельта

ВАШИНГТОН, 11 июля. (ТАСС). Руз-
вельт заявил на пресс-конференции, что он
признает Французский Комитет Националь-
ного Освобождения, возглавляемый де Гол-
лем, фактической властью для гражданско-
го управления в освобожденной Франции.
США не изменили своей политики непри-
знания Комитета временным правительст-
вом. Рузвельт указал далее, что Эйзенхауэр
остается верховным командующим союзни-
ков и располагает полной властью для
принятия всех мер,.какие он считает нёеоб-
ходимыми для защиты линий снабжения
и т. д. Рузвельт подчеркнул, что сейчас
лишь небольшая часть Франции может счи-
таться гражданским районом. США готовы
принять за основу некоторые проекты,
сформулированные англичанами и францу-
зами. США совместно с французами, воз-
можно, подпишут меморандум, который бу-
дет касаться собственно Франции.

—=/ // = {:{/// А

Положение в Никарагуа

МЕКСИКО, 11 июля. (ТАСС). Послан-
ник Никарагуа в Мексике опубликовал 7
июля текст полученного им от правительст-
ва Никарагуа послания, в котором c006-
щается, что президент Сомоса утвердил ре-
шения парламента Никарагуа о присоёдине-
нии страны к Атлантической хартии и неко-
торых конституционных реформах, касаю-
щихся, в частности, переизбрания прези-
дента. Политические круги Центральной
Америки расценивают решение Сомоса как
меру, рассчитанную на то, чтобы избежать
дальнейшего усложнения обстановки в
стране. 7 июля в Мексико был организован
демократический союз Никарагуа, в кото-
рый вошли представители всех партий, на-
ходящиеся в настоящее время в эмиграции
в Мексике. Организация поставила своей
целью «борьбу против диктатуры Сомоса и
об’единение всех граждан Никарагуа в
борьбе за свободу». :

События в Колумбии

НЬЮ-ЙОРК, 11 июля. ТАСС). Как пе-
редает агентство Юнайтед пресс из Кара-
каса (Венецуэла), ссылаясь на радио Бого-
ты, президент Колумбии Лопес арестован
в городе Пасто (Южная Колумбия). Вице-
президент Фчандиа взял на себя обязанно-
сти президента и об’явил страну на воен-
ном положении,

Как передаёт из Каракаса
Ассошиэйтед пресс, колумбийско
ство сообщило, что Лопес был
время маневров армии. Его и нескольких
членов правительства арестовала группа
военных во главе с полковником Хилем
который провозгласил себя президентом. ;

Агентство Ассошиэйтед пресс передаёт
из Костарики, что ещё неизвестно, какая

группа контролирует. в
настоя
правительство. ee

агентство
е посоль-
арестован во

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
здатель: ПРЕЗИДИУМ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА Eee

МХАТ COCP um. ГОРЬ — 12/VIt
стрыь; Нач. в 7 ч. веч. es т

ФИЛИАЛ М ad
Нач. p74, ae   РГУП «кола злословия»,

ГОО. ТЕАТР
. f им. Евг. ВАХТАН
Госцентюза, ул. Горького, пер. Canter nee

12/УИ «Олеко Дундич». Нач. в 7 ч. веч.

МОСК. ГОС. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР (М. Брон-

ная, 2) — 12/\ :
4 i ane П «Заколдованный портной». Нач.

TOC. MOOR. КАМЕРНЫЙ TR
бульвар, 23) — 12 ped
B74, Ви ne и

Too. Моск. МУЗЫКАЛЬН
т ы
К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО и Bae a. mee

ВИЧА-ДАНЧЕНК :
siarenGa Onerans, о ИЕиНская ул. 17}—12/VII

МОСК. ГОС. ТЕАТР ДР f
12/УИ «Сыновья трех qo ae 7  .

«Три се-

(Тверской
Нахимов». Нач.

Герцека, 19)—

: я ч. веч.
ГОС. ДРАМАТ
(Каретный ряд, 3 tua ee им. МОССОВЕТА

тирщица». Нач. в 7 и. м УИ «Трак.

хозяйства — К 5-76-17;

влений в Москве — к 5-74-38, в Лени

нграде

Пропатаняь

ОМЕДИЙ
Б. Садовая, 18) —
Нач. в 7 ч. веч.

ЛЕНИНГРАДОКИЙ Г $
(помеш. Моск. т-ра И be
12/VTl «Дорога B Нью-Йорк». *

МОСК. ГОС. ЦЫГАНСКИЙ +
и 1 ий ТЕАТР «РОМЭН»
Konnepr. Has. 8 Ta sed) УЦ «Цытаныю и

MOOK. TOC. ILBIP!
(помеш. т-ра, ео on
«Все о тебе». Нач. в

ЦЕНТР. ТЕАТ

ва, 8) — 12/\
7.30 Bed, a

OKA ТЕАТР «РОМЭН»
ПКио «Сокольники»)—13/УП
7 ч. веч.

Р ТРАНСПОРТА (ул.

Казако-
Коварстро и любовь».

Наз. в

кг. ОПЕРНАЯ и ДРАМАТИЧ, СТУЛИЯ пм.
сада им. еде И
«Княжна Мери». Han. Tee eM

м ” ^ ri
смосковокия ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУЛАР.
ЦИРК. Гастроли Узбекского пар

KOBOTO коллек

артиста, PoDen пол руководством народного
дыева. Сегодня mV aOCe Татшконбая Игамбер-
379: и 7.30 веч. представления. Начало в

a
— 36-78. Corererore Строительства — K 1-42.96;