< 3’ 12 МАЯ 1942 г., № 132 (8903)

_ КАЖДАЯ СВЕРХПЛАНОВАЯ ТОННА МЕТАЛЛА, КАЖДЫЙ _
СВЕРХПЛАНОВЫЙ ТАНК И САМОЛЕТ ПРИБЛИЖАЮТ ПОБЕДУ НАД ВРАГОМ

Стахановка-клепальшица М№-ского авиа-

завода А. Федорова, систематически
выполняющая норму на 220—250 про-
центов.

Слово коллектива авиазавода
№ 1 имени Сталина

Воллектив авиазавола № 1 имени
Сталина ¢ огромным воодушевлением
  вступил во Всесоюзное соревнование
строителей самолетов и моторов. Вюллек-
тив принял следующие обязательства:
  дать Красной Армин в мае na 6 про-
ы центов больше самолетов, чем уетанов-
0 weno по плану;

выпускать продукцию строго по суточ-
ному трафику;

достигнуть снижения трудоемкости из-
пелий: в мае — на 20 процентов, в ию-
не—- на 30 пропентов;

Изготовить силами завода, в маю и июне
10 специальных станков.

«Выпотняя ‹вои обязательства в ©0-
циалистичееком соревновании, — заявили
работники завода.—мы поможем Краеной
Аруни окончательно разгромить немепких
захватчиков в 1942 тоду».

_  ДАЪ ПРОДУКЦИЮ СВЕРХ ПЛАНА

; Roatrenrms N-cxoro sanoja, re дифевто-

ром тов. Федин, вотупив в соревнование

. авиаработников, обязалея: дать в мае ‘ма-

. Шин на 6 процентов более плана: увети-

‚ чить произволитетыность труда пю сфавне-

.   НЕЮ © планом в мае и в июне ча 5 шо-
центов.

. Принимая эти обязательства, работни-

ки завода обратились к коллективам

смежных предприятий с призывом также

‚ активно включиться в социалистическое

соревнование.

: РЕШЕНИЕ БЮРО. МОЛОТОВСКОГО _
~- ОБКОМА ВКП)
МОЛОТОВ, 11 мая. (Коро. «Правды»).
Бюро Молотовекого обкома партии обсулило
. обращение коллектива Кузнецкого метал-.
-  уртического комбината, им. Сталина, о Вее-
COWsHOM соревновании металлуртов. 0бком
. обязал секретарей горкомов, райкомов, пар-
‚  ТИЙВЫХ комитетов, председателей завномов,
директоров металлургических предприятий,
‚ рудников широко обсулить на рабочих co-
:  браннях обращение кузнецких. металлур-
тов и обеспечить участие всех предприя-
-   TH черной металлургии Молотовской 06-
.   части во Всесоюзном соревнований,
Деректорамх предприятий и секретарям
`  Партийных организаций предложено прове-
  сти на поедприятиях сменные цеховые со-
брания, а также партийно-хозяйственные

активы, на которых обсудить пинимаюедсые  .

: обязательства в социалистическом соревно-
вании, ^

Комиссар ЛЕВЧЕНКО

1.

Вочиссар Левченко леткой походкой
перебек полянку и направился в блин-
даж младшего лейтенанта Ярцева. Такой
легкой походкой, чувствуя во всем теле

‚ он ходил в дни удач. Сегодня
‘удачный день: немны выбиты 6 высо-
.   wa Hyon ь их окопы и блиндажи
заняты ротой млалипего лейтенанта Ярце-
ва. Между Левченко и лейтенантом была

какая-то невысказанная дружба, они о
ней ни разу не говорили, но при встрече
всякий раз любовно посмапривали друг
другу-в глава.

‚ Февченко бтустился в блиндаж и не-
вольно остановился. Он ждал, что Ярцев
там один, но увидел, что тот окружен
бойцами. Вее были увлечены . Мо-
лолой тармониег Саша Крайнов ‘© жаром
доказывал, что дружба вообще существует
редко. друзкба ботышей частью разлетаются
в пух и прах при первой же смераельной
опасносли. Ha него нападали. Молчал
только Ярцев. Он сидел в углу и, казалось,
‘дремал. Но вот он пюднял Руку, провел
ею 10 лицу и сказал: :

— B bow, кроме долга, обязанности пе-
ред родиной, главный козырь-— дружба.
Сказав это слово «козырь»; Ярцев сму-
тилея, понимая, что мысль свою высказал
неточно, ню, увидав. что его все внима-
тельно слушталот, успокоился и  продол-
жал:— Вот ебть один челювек в полку
налпем. Я едгу, конечно, всегда, как етар-
шему, подчиняюсь. но олучись с ним беда
вкажая, я пойлу выручаль его и уж не
только полюму, что я обязан.

— Даже если теба грозит смерть?
с молодым и ловольно наивяым задором
перебил его Саню Крайнов.

— 06 эмм я и не полумаю, потому
что энаю: бели не выручу своего друга, я
перестану любить u ceos,— Ярцев same
потемнет в лилю.

«Какой молодец», — подумал Левченко
и хотел было вступить в епор, но Саша
Крайнов ¢ eme большим залором крикнуа.

‚ ®) Начало см, в «Нравде» от 10и!! мая.

Е А ЕЕ ВЕТРЕ eee СЕР

Ф. ПАНФЕРОВ.

’ СВОИМИ ГЛАЗАМИ ) 2

СТАЛИНСК, 11 мая. (По телефону). На
Кузнецком  моталлургическом комбинате
имени. Сталина за сутки 9 мая достигнуты
блестящие производственные успехи. Map-
теновский цех № 1 перевыполнил суточ-
ный план на 8,2 процента. Здесь 069-
бенно высокие показатели достигнуты на
печах № 2 и № 3, где план выплавки
стали выполнен на 123 процента.

В мартеновском цехе № 2 мастера
тт. Томилин и Матюшин, сталевары тт. Ero-
да и Попов’ провели две. скоростных
плавки. Здесь выдано за сутки 100 тонн

стали сверх плана:

Работники  листопрокатного цеха пере-
выполнили план на 11 процентов. Наи-
тучшие показатели у первой бритады,

Успехи кузнецких металлурлов

Боторая выполнила задание на 128 пре-
центов.

Рельсобалочный цех перевыполнил &у-
точный ‘план на 20 процентов. Лучше
Есех работала бригада, где начальником
смены тов. Ильинок; бригада выполнила
задание на 144 процента.

Коллектив. домны № 1 перевыполнил
план выплавки чугуна на 9,3 процента.
Самые высокие показатели у мастера тов.
Бондарева и горнового тов. Галеева, дав-
ших 15 процентов чугуна сверх сменного
задания. Мастер тов. Оелин и торновой
тов. Попов: на доменной печи № 3 пере-
выполнили суточный план на 19 процен-
тов.

ТАНКИСТЬ-ФРОНТОВИКИ ПРИВЕТСТВУЮТ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ

Коллективу Кировского завода

Рабочим и служащим трижды ордено-
ноеного Кировского завода с фронта вели-
кой отечественной войны-— боевой привет!

Мы горячо приветствуем вашу инициа-
тиву, дорогие кировцы, о выпуске боль-
шого количества боевых малпин, уверены,
что вашу инициативу подхватят трудя-
щиеся всей нашей страны. В свою оче-
редь даем обязательство своему народу,
партии, товарищу Сталину — бить врата
беспощадно, умело’ использовать свое гроз-
Hoe оружие, выполнить приказ товарища
Сталина № 130 по разгрому врага в 1942
году. Уверены, что вместе с вами мы одер-
жим великую победу над фашистокими
орлами. Обещаем вам выполнить до конца
напту священную клятву перед родиной—
отомстить немецким мерзавцам за вее раз-
рушения, насилия и издевалельетва над
нашими  Фоветокими людьми, очистить
свои, политые кровью и потом‘ нашего на-
рода, земли от фалтистекой нечисти.

Да здравствуют славные кировцы!

Да здравствует героическая Красная Ар-
мия!

Да здравствует
Сталина!

Да здравствует великий Сталин, веду-
щий нас к победе над врагом!

партия Ленина —

Коллективу Сталинградского завода

Родные братья, славные сталинградцы,
боевой вам привет от Ффронтовиков-танки-
тов. С гордостью за наш народ и с ра-
достью мы прочитали обращение кировцев
к рабочим и служащим танковых заводов,
в котором они призывают вас развернуть
социалистическое соревнование, увеличить
продукцию танков, перевыполнить произ-
водственные планы и дать столько боевых
машин фронту, сколько нужно для разгро-
ма ненавистного врата.

Мы со своей стороны заверяем вас и
клянемся вам, дорогие братья, что на
Bally самоотверженную работу мы отве-
тим новыми боевыми подвигами во славу
нашей родины.

Мы громили и будем еше крепче бить
подлых фашистов до полного их уничто-
жения.

Приказ любимого, родного Сталина ны
выполним с честью. Фапистокие мерзавцы
будут разгромлены.

Да здравствуют славные кировцы н
сталингралцы!

Да здравствует наш героический народ!

Да здравствует наша великая побела
над ненавистный врагом!

Да здравствует наш гениальный нолко-
водец, родной Сталин!

(Следует 96 подписей).

ДОМЕНЩИКИ МАГНИТКИ УЖЕ ДАЛИ ТЫСЯЧИ ТОНН СВЕРХ ЗАДАНИЯ

МАГНИТОГОРСК, 11 мая. (ТАСС).
Магнитогорожие домедицики, вотупив во
Всесоюзное соревнование металлургов, обя-
залиеь дать в мае 10 тысяч тонн чугу-
Ha сверх плана. Сейчас доменный цех
занимает передовое место Ha комбинате.

Сверх задания выплавлены уже тысячи
тонн чугуна. Особенно хорошо работает
смена мастера Горностаева,  газовщика
Денисова и горнового Боярова, Восьми-
дневный план она превысила на 20 про-
центов.

Стахановец-сталевар мартеновской печи ордена Ленина завода «Серп и молот»

(Москва) И. В. Ерошкин, выполняющий норму на 106—110 процентов,

— Энаем, о ком говорить! 0 комиссаре
Яевченко.

Левченко попятилея и незаметно вы-
шел из блинлажа,

После блиндажа ночь показалась еще
темное. Раюспросив чаховых, как пройти
в окопы второй линии, Левченко напра-
вился туда, не ‘взяв © собой своего ад’ю-
танта, и слетал это напраено: вскоре он
сбился © тропы, попал в какой-то лес и
тут, на повороте в оврату, на него не-
ожиданно напали немцы. Левченко ие ус-
пел даже выхвалить наган, как был свя=
зан.
«Ну, вот, —— мелькнуяо у не, —я и
Блопалея в качестве «языка». Что ж, ис-
пытаем и это», — Левченко обыкновенно
не терялся ни при каких, даже самых тя-
жесть, обстоятельствах, но сейчае сердце
У него невольно сожазтось, во рту пересохло
й страшно захотелось пить. «Ну ла. Ну
да. Но надо как-нибудь даль о себе
знать»,— подумал он и рванулся.

На него накинули мепюк, и он почув-
ствовал, как 6го подняли и понесли.

Через несколько часов он очутилея в
комнате, обитой коврами, с завешенными
окнами. 3a столом сидел немец, гладко
причесанный. Улыбаясь, он встал из-за
стола и, показывая на кресло, заговорил
на русском языке:

—= Прошу салиться, комиссар Девченко.
Мы с вами почти старые знакомые, хотя
вы мною интересовалиеь тораздо меньше,
чем я. вами. 910 вам упрек. Прошу ca-
дитьея. Я Иогажн Миллер. Слыхали? Her?
И нам есть о чем с вами поговорить. Не
так ли? Ах, вы не хотите сбеть. Вы хо-
титё. стоять передо мной, как перед пред-
ставителем великой Германии?

Левченко сел.

Пол глазами у Иоганна Миллера появи-
лись мешки, HO он CHOBa заулыюбалея и,
резко отлернув штору с окна, сказал:
Хотите я вам покажу, как мы oby-
чаем молодежь? Вашву молодежь:

Левченко посмотрел в окно. За окном—
деревенская улица, столб, к столбу при-
вязан, как бы распят, нагой человек.

— 9 ваш соллат,—сказал Миллер. —
Сейчас на нем будут обучать молодежь
стрельбе по живой цели.

Фото Р. Лагранжа.

И верно, из-за хаты вышли ребята.

Было их человек двадцать. По одежде
можно было определить, что вее они-——уче-
ники ремесленного училища. Тут же; сле-
дом за ребятами, из-за хаты вышел нё-
мец. Он подошел к ребятам и что-то долго
ov CHAT UM, показывая пальцем на рас-
пятого красноармейца.
Эт0 он им об’ясняет,— заговорил
Иоганн Миллер, — какое мебто у человека
убойное. Понимаете? Голова, сердце, жи-
вот, Я, например, люблю стрелять в жи-
вот: человеку тогда кажется, что он еще
жив, но он мертв. И наш знаменитый док-
тор Фридрих все это прекрасно знает.

Тот, кого Иоганн Миллер назвал Фрид-
рихом, отошел от натого красноармейца,
приблизился к одному пареньку, сунул
ему в руки винтовку и что-то скоманло-
вал, видимо, «огонь».  Паренек весь
сжался, посмотрел «во все стороны и вдруг,
бросив винтовку, плашия упал на землю
и начал биться, мелко-мелко, как выки-
нутая на берег рыба. Тогда Фридрих по-
дошел к нему и, слегка наклонябь, вы-
стрелил ему в затылок.

— Правильно! Браво! — воскликнул
Иоганн Миллер и, повернувшиеь к Лев-
ченко, заговорил с полным убеждением,
что это так и должно быть.— А как же?
Это не мужчива, это девчонка: мужчина
должен стрелять по команде. А как же?
Мы же их ловим и обучаем быть храбры-
ни. А как же? Вот посмотрите, как стре
ляет гитлеровекая молодежь.

(0 двора выбежали шесть молодчиков,
одетые в военную форму. Они встали в
ряд, по команде Фридриха дали зали по
нагому красноармейцу и тут же кинулись
Е нему «изучать убойные места».

Иоганн Миллер, видимо, заметил, как
гневно блеснули глаза Левченко, затем,
Задернув штору на окне, сказал, вривя
губы:

— Вы думаете,” ваши ребятишки в
красноармейца стрелять не будут? Будут.
Не будут? Ну и что же? Тех мы пере-
стреляем. Из сотни одного выберем. 0-0-0.
Это будет такой...

3a стеной занграла музыка. Иоганн
Миллер как-то весь преобразился; глаза
у него остервенели, и он, отбрасывая вея-
кую натусквую вежливость, подойдя
вплотную к Девченко, ткнул его пальцем
в нос:

— di! Ты! Довольно дурака моро-
ЧИТЬ,— ОН, очевидно, хотел сказать «Ba-

ных предприятиях района.

Старейший рабочий-фрезеровщик №-ского
авиазавода И. М. Кузнецов, прорабо-
тавший на заводе 31 год. В 62 года
тов. Кузнецов вновь стал к станку и
успешно обучает новичков, пришедиих

на производство. Фото Р. Лагранжа.
Е ИО

Обязательства танкостроителей
ОТВЕТ СТАЛИНГРАДЦЕВ

Работники Сталинградекого тракторного
завода горячо откликнулиеь на обращение
кировцев. Приняты обязательства: пере-
выполнить майский и июньский план по
валовой и товарной продукции;  перевы-
полнить задания правительства по ‚произ-
Бодству танков в мае и июне; сократить
в течение двух месяцев пикл производ-
ства по танкам на процентов и м0-
торам — на 5 процентов.

КОРПУСА ДЛЯ ТАНКОВ

Обсудив обращение кировцев, коллектив
завода, где директором тов. ов, при-
нял следующие обязательства: лать в мае
корпусов для танков на 10 процентов
больше плана: повысить производитель-
ность труда по отношению к плану на
10 процентов.

СОВЕЩАНИЕ В КУЯБЫШЕВСКОМ

ОБКОМЕ ВКП)

КУЙБЫШЕВ, 11 мая. (Корр. «Правды»).
На созванном секретарем обкома партии
тов. Никитиным совешании директоров,
гов ЦЕ, секретарей парткомов пред-
приятий было обсуждено обращение кол-
лективов авиазаводов № 18 и № 96.

Директора и секретари паргкомов рас-
сказали о мероприятиях, намеченных ими
по развертыванию соревнования.

Секретарь Кировского райкома партии
тов. Врювов указал на недостатки в ру-
HOBOACTRS ходом соревнования на отдель-
Слабо пропа-
тандируется- организационный н техниче-

ский опыт передовых людей производства»

отстает техническая соревную-
щимея.

Секретарь обкома партии тов. Никитин,
выступивший в конце совещания, заявил,
чо обращение инициаторов соревнования
надо адресовать не только в работи

помощь

‘Ram
авиационной промышленности, но ик ра-

всех предприятий города и
области.

Выплавка чугуна увеличилась

Н.-ТАГИЛ, 11 мая. (По телефону).
Включивиись во Всесоюзное соревнова-
ние металлургов, коллектив доменного
цеха Ново-Тагильского завода увеличил
выплавку чугуна. мая доменный цех
выполнил план на 137; процентов,
8, мая — на 138 процентов, 9 мая — на
124 процента. В соревновании впереди
идет смена тов. Чистякова.

КАИ ЕК ЕН ЕЕ реечный Е ЖЕ-
а :

лять дурака».-— От тебя мне надо newno-
го-——проведи моих людей за линию, и все.
И гуляй. Ну-у? — и положил на стол ре-
вольвер.

«Пусть он меня убьет, но я дам ему
по морде», —= мелькнуло у Левченко, и он
ринулся на Иоганна Миллера.

Дверь открылавь, и трое вцепились в
плечи Девченко. ss

— А-а-а. —завизжал Иоганн Миллер. —
Бачели ему! На пятналиать мивут. Нет,
на десять. Я сегодня добрый. -

2,

Дверь с0 скрипом открылась, и des-
ченко втолкнули в полутемное помещение,
Он сразу не мог оглядеться. А по чому,
как наверху гремела музыка, OH опреле-
лил, что находится в TOM же здании.
Только в нижнем этаже. Через весколько
ииНут глаза его привыкли к темноте, и
он освоился.

Помещение было невелико, в несколько
окон, но все окна были заколочены, кроме
одното, зарешеченного. Левченко осторож-
HO, ожидая запални, подошел к окну,
вцепилея руками в железную решетку,
дернул. Она была вделана очень крепко.

«Да-а, отеюда не вырвешься»,— поду-
мал он, намереваясь. пройти в темйый
угол, чтобы оемотреть и его, и влруг по-
чуветвовал, что руки у него слипаются.
Он посмотрел на свои лалони и замер на
месте: ладони были в крови, Левченко
посмотрел на решетку, затем ина подокон-
ники, на пол, на стены, на потолок— все
сплошь было залито кровью. «Неужели
это человеческая кровь? —в ужасе поду-
мал он и невольно протянул руку к по-
доконнику, двумя пальцами поддел заетыв-
шую кровь и потянул. Застыюащая кровь
поползла, как перепрелая шатреневая ко-
жа. У Левченко по всему телу пошла мел-
кая-мелкая дрожь, зубы застучали.-— Не
может этото быть! Не может быть, чтобы
это людская  кровь»,— проговорил они
тбежал в темный угол. И отстода, из тем-
ного угла. он увидел, рядом е лверью,
почти у косяка, окровавленный след кисти
руки. И тут же он ярко предетавил себе,
как окровавленный человек кинулея в
дверь, как он промахнулея и уперея ру-
Кой в стену рядом © косяком... И Левчен-
ко понял> что пытали здесь не трусов, &
людей, глубоко преданных’ родине, людей
благородного и чистого сердца,

На фронтах отечественной войны.

Двенсдисть боевых часов

(От специального Военного корреспондента, «Правды»)

Рота под командованием старшего лей-
тенанта комсомольца Пивоварова © хода
заняла деревню, расположенную на меж-
озерном дефиле. Этот рубеж закрывал под-
ступы к узлу шоссейных дорог. Если бы
‚немцам удалось захватить узловой поее-
лок, то линии наших коммуникаций были
бы перерезаны. Поэтому роте Пивоварова
нужно было держать межозерное простран-
тво Во Что бы то ни стало.

Немцы, вышибленные из деревни, при-
вели себя в порядок и в течение трех
дней пытались вернуть утерянные пози-
ции, Приказ по вражеской части гласил:
взять узловой поселок. Назначалея срок
захвата узла дорог. Но рот» Пивоварова
отлично закрыла подходы и рассеивала, на-
ступающие группы врага,

Наконец, настал день больших атак,
Крупная групна фашистов, вооруженная
минометами, выдвинулась к своему исход-
ному положению; Она появилась на, опуш=
ке леса и под огнем наших минометчиков
вынуждена была залечь. Из леса бросилась
в атаку немецкая рота, но и она была, пу-
леметным и минометным огнем прижата к
земле.

Напти бойцы не подпускали врага к де-
ревне и, не давая ему возможности отойти
и перестроиться, начали. изматывать и
уничтожать фапгистов.

Немецкие офицеры решили применить
против. налней роты всю силу своего офня,
Из деревни, расположенной невдалеке от
озера, они открыли ‚ураганную стрельбу из
так называемых «гитар» — многостволь-
ных минометов, а из леса начали работать
огнеметы. Им удалось зажечь в деревне,
завятой ротой Пивоварова, 21 постройку.

Кругом пылал пожар. Поле боя заволаки-
Baloch дымом. Оставались необ’ятыми ог-
нем только три дома да несколько сараев.
Но наши бойцы мужественно. сражались,
не давая возможности немцам подняться в
атаку.

Командир батальона, в который входила
рота Пивоварова, принял правильное ре-
шение. Он начал окружать немцев мелки-
ми группами: 15 бойцов обошли фашистов
с правого фланга, 12 бойцов залили се тыла,

ринувтштиеь на ‘соединение с ротой Пивова=
posa, a 10 человек обогнули левый фланг.

Во время боя артиллеристы зорко следи»
ли за местами скопления противника. Они
заметити, как наши’ иинометчики затнали
в сарай 80 немцев. Немедленно был от- ~
RPHYT огонь из орудий, и сарай разнесло B
щены. Под его обломками осталось больше —

Пока шло окружение немцев мелкими -
труппами, противнику улалось вползти в`
деревню. На улице развернулея ожесточен-
ный бой. Пивоваров выскочил с гранатами
из-3& дома и только было хотел `иетнуть ©
их, как вражеекая пуая ударила ero в
трудв. Он свалился. Полнолзший санитар
вынес своего командира © поля боя в Cae”
рай и, расстегнуь пинеть,увадел, что пу-
ля пробила комсомольекий билет. Рана бы- ^
ла неопасной. Нивоваров очнулея и снова —
вступил в командование ротой, ee

Секретарь партийного бюро батальона:
етарший политрук Васечкин © ‘одной изо
мелких групп алаковал немцев с фланга.
Во время атаки он Увидел, что один из -
минометных расчетов выведен из-- строя.
Заметив связного команлира роты Ахма=
менка, Васечкин приказал ему привести .
в действие миномет. Старший  потитрух \
указывал цели, и мины летели на скопле- ^
ние немцев. Sra

Басечкин удачно атаковал противника с.
фланга. Немцы очищали окраину деревни,
и, когла казалось, что вот-вот бойцы, ув- _
леваемые Васечкиным, схватятся в руко-_
папную, пуля сразила отважного комму-
ниста. Умирая, он поднял руку ип, пока».
зывая на немцев, крикнул: - ‹

— Только вперед, слышите! =.

`Бейцы ринулись в атаку и штыками
выбили из сараев фашистов.

Вскоре подоспела к. Пивоварову на по-
мощь группа бойцов из резерва, командира.
батальона. С криками «ура» она ударила.
на немцев в тыл и окончательно вышибла
ux

+

an

Оставив в сожженной деревне больше
ста солдат убитыми, противник бежал. Бой
продолжалея 12 часов.

Л. КОРОБОВ.

Калининский фронт.

БЕГСТВО ГРУППЫ НЕМЕЦКИХ СОЛДАТ

БРЯНОКИЙ ФРОНТ, 11 мая. (Спец.
воен. Opp. «Правды»). Наши бойцы
внимательно следили з&» противоположным
берегом реки, где шла линия неменкой
обороны. Они заметили, как Из окопов
вышли 6 солдат, направились к реке,
прыгнули в лодку и начали усиленно
грести на напгу сторону. Немцы открылн
по переправляющимея солдатам ураган-
ный огонь. Лодка Bee же причалила.
Солдаты выскочили и бросились к нашим
позициям. Фашистекие пулеметчики сла-
ли велед за ними очередь за. очередью.
Трое были убиты, двое тяжело ранены,
только один © трудом дополз дб наших

позиций.

Немного оправившись, он. рассказал,
что являетея солдатом первого батальона

А. ВЕНЦЛОВА

По кровлям наших сел века в пожарах
. ° плыли,

Топтали кони золото полей,

По нашей вы крови, несытые, бродили,

В неволю гнали женщин и детей.

Хотели сдепать нас своими вы рабами,
Чтоб вольный край тюрьмою нашей стал.
Недаром наш народ назвал вас палачами,
Разбойниками вас недаром звал,

Трава и пыль дорог проклятья вслед вам
слали,

Когда вы их душили каблуком.

А предки наши вас’без счету истребляли

Косой, дубиной, пуком и мечом.

При Дурбе белыми устлали вы костями
Долины, тропы сумрачных лесов,

Дверь отворилась, вошел в сопровож-
дении двух солдат Иоганн Миллер.

— Ax, sro вы... Простите, помешал
вам. Вы опять молчите? Странный вы ч6-
левек,— и усмехнулся.— Простите, там
наверху я вам нагрубил. И вот вам моб
извинение, —— ‘качели даю вам не на десять
минут, а на восемь. Только восемь. И вы
следите, чтобы эти остолопы,— показал
он на солдат— не перетянули дольше.
Только восемь минут;,— и, что-то об’яснив
солдатам, шагнул к двери, залем повер-
нулся и, показывая на стены, на потолок,
на подоконники, проговорил:— Это все
кровь большевиков. Понимаете? Будьте
разумны, Мне вас жаль, вы еще совеем
молодой, и у вас есть возлюбленная, есть
мать. Представьте себе, как содрогнетея
сердце вашей возлюбленной, особенно ва-
шей матери, в минуту, котла вы бу-
дете...—он провел рукой по горлу и издал
звук, похожий на крик старого гуся А
прошу я немного — проводите моих людей
через линию. Поверьте, об этом никто
знать не будет. Въ скажете, что вы заблу-
дились или еще что-нибудь такое.— Ho-
танн Миллер посмотрел в глаза Левченко

и отвернулся, бормоча:-— Такие глаза надо

выбивать.— И

просто
хлопнув дверью.

Солдаты раздели Левченко догола и тут
же поделили между собой его одеяние.

«Так,— решил Левченко.—0они делят
woe лобро, как иле умершего. Значит,
живым отсюда не выбраться. Ну, что же,
насолю им, пока жив».

Солдаты подвели Левченко под кольца
в потолке, затем привязали к кольцам два
полотенца, сделав на конце каждого из
них петлю, и продели их подмышки Лев-
ченко. Потом ero  взлернули.  Котла
вздергивали, Левченко даже улыбнул-
ся и подумал: «Шуточвами  изволят
заниматься». Но тут же, через  несколь-
ко секунл, голова у него  набухла,
тлаза полезли на л0б, & тело так невыно-
симо заныло, что Левченко ровно ‘через
четыре минуты впал в состояние глубокого
обморока. Его сняли, облили соленой водой
и бросили в угол. Кома он пришел в себя,
то неё мог шевельнуть ни рукой, ни ногой,
голова же была, как каменная.

Е нему снова вошел Иоганн Миллер. On
вошел расторопной, чуть покачивающейся
походкой и еще. порога, заговорил:

вышел, — крепко

15-го мотополка 29-й немецкой диви-
зии Бруно Мош. Он поляк, насильно
мобилизованный гитлеровцами. Поляков
немцы перебраеывают по нескольку чело--
век в разные части, где за ними ведут
постоянную слежку и При малейшем
подозрении расстреливают. з

Я и два моих соотечественника, —
товорит Бруно Мош, — не желая сра-
жаться з& фашистскую Германию; решили
при первом удобном случае сдаться в
плен. Немецкие солдаты тоже понимают
свою обреченность и что жизнь им может
спасти только плен. «К чорту Гитлера и
его сумасбродные идеи», — сказали три
немна и присоединилиеь к нам, полякам,
чтобы бежать на вашу сторону, —

В, КУПРИН,

Грабителям из Берлина

При Грюнвальде ворон кормили
вы глазами,
Глодали ваши трупы стаи псов.

И вот опять... опять, непрошенные гости,
Пришли вы, топчете наш край родной.
Опять пожарища, опять, как на погосте,
Рыдания вокруг, опять разбой.

Каная ненависть сердца нам наполняет!
Растили вы ту ненависть века, —~
Теперь не усмирить — пожар ее пылает,
Как огненная, бурная река.

Пройдет, как страшное повётрие чумное, _
Война, с которой вы к нам в дом пришли,
Исчезнете и вы, отребие людское,
Сметенное, как сор, с пица земля!
Перевел © литовского Е
Андрей Глоба. ^^
И И

т

— Ну, как наши качели? 010! Вы нв
Такой богатырь, чтобы выдержать восемь
минут. Впрочем, еще никто на свете вогъ-
ми минут не выдерживал. Четыре — это
самое большее. Ну, что ж, вам осталось —
еще четыре.

Левченко посмотрел на два полотенца.
Еще четыре минуты! Четыре мучительных
минуты. Казалось, уже страшны не качели,
& вот это ожидание, что тебя снова под-
весят подмышки, у тебя снова. набухнет.
голова, глаза полезут Ha 300 и по всему
телу пройлет невыносимая боль. ет
Я вас понимаю, — чуть покачиваясь.
продолжал Иоганн Миллер.— Вам неприятно ~~
быть на качелях. Ну, тома самое про-
етое—проводите моих людей за линию, BH
только. Они вае отпустят, как говорят ва-
пи мужики, с богом. и никто не булет
знать, что вы были тут. Решайте, —и on
вышел. ый :

И снова Левченко пытали: На качелях _

ему втыкали в плечи сапожные шила,
затем быстро выдлергивали, и кровь брыз-
гала в потолок. Ему выкручивали руки, —
рвали ногти. Он молчал. Его били рези”
‚ Новыми палками, били по спине, по ‘поч:
вам. Левченко молчал. Стиснув зубы. он
смотрел только \в одну сторону.— Ha OKDPO-
вавленные пальцы своих ног. Pas on
вспомнил своего друта, младшего лейте-
нанта Ярцева. улыбнулся и снова, крепко
стиснув зубы, стал’ смотреть на окровав-
ленные пальцы своих ног, :

На второй день Иоганн Миллер, выве=
денный из терпения молчанием Левченко,
приказал:

—= Если через три часа не заговорит,
на опыт его!=—и вышел.

Левченко вывели на улицу и привязали
к TOMY же столбу, в которому был нака-
нуне привязан нагой красноармеец.

Но в это время из переулка выскочила
группа людей, одетых в крестьянское
платье, вооруженных винтовками, грана-
тами. Люди эти, их было всего четырна-
дцать человек, быстро развернулись. В ‹0-
седний лом, где гремела музыка, полетели
гранаты. Оттуда. из этого страшного дома,
через окна стали прыгать немцы, и тут же
на улице их подхватывали птьки.

Среди этих четырнадцали о комиссар
Левченко увидел младшего лейтенанта
Ярцева.

—

(Тродолжение следует). 7