ЦИИ
crit

помощи после войны. Этот Договор, кото-

‚ бущным интересам этих наролов с точки

Орган Центрального Номитета и МК ВКП(б).

Укрепление боевого содружества
свободолюбивых народов

Публикуемые сегодня в «Правде» доку-
унты знаменуют новый важный этап в
рыбе свободолюбивых народов мира про-
в злейтем врага человечества—гитле-
рувокой Германии. Эти документы полво-
т итог плодотворным переговорам. кото-
уме вол Народный Комиссар Иностранных
Дел СССР тов, В. М. Молотов в Лондоне и
3 ашинттоне.

Переговоры в Лондоне, явившиеся про-
рлжениех переговоров, которые велись в
Мккве в декабре 1941 г. с участием
товарища Сталина, увенчались 26 мая
полписанием Договора между СССР и Вели-
хобританией о Союзе в войне ° против
титлеровекой Германии и ее сообщников
в Европе и 0 сотрудничестве и взаимной

грому гитлеровской Германии, прелотавая-
ющей самую опасную угрозу жизни и су-
ществованию всего человечества. Этот
Факт co всей наглялностью подчеркивает
‘международное и историческое значение До-
говора, говорит о том. — как указал в сво-
ей речи тов. В. М. Молотов. — что «До-
говор нужен народам не только СССР и
Великобритании, но и народам других
стран». {

Часть вторая Договора. охватывающая
статьи 3, 4, 65, 6, Ти 8,. раскрывает
перспективы послевоенного сотрудничества
между СССР и Англией. сотрулничества.
которое призвано противостоять любой
возможной новой агрессии, а также солей-
ствовать восстановлению мира в целях op-
ганизации безопаюности и экономического
процветания в Европе. Широкий размах и
сердечный характер этого сотрудничества
определяется обязательствами оказывать
друг лругу после войны всякую взаимную
экономическую помощь и не заключать ни-
каких союзов и не принимать участия ни
в каких коалициях, направленных против
друтой Высокой Договаривающейся Cropo-
НЫ. :

Во второй части Договора ето. между-
народное и историческое значение высту-
пает столь же ярко, как и в первой. СССР
и Великобритания не толькю заявляют «о
своем желании  об’елиниться с пругими
единомышленными государствами в приня-
тии предложений oO общих действиях В

рый является важной политической вехой
в развитии англо-советских отношений,
лит крупнейшее международное и исто-
рическое значение для всех свобололюбивых
лародов, участвующих в борьбе против
титлеровской Германии. Он отвечает на-

зрения непосредственной борьбы, потому
то он призван ускорить разгром врага.
(06 этом ярче всего свилетельствует тот
факт, что во время переговоров в Лонлоне
в Вашинттоне была достигнута полная
говорснность в отношении неотложных
мая создания второго фронта в Европе в
1942 г. В то же время Дотовор заклады-
вает основу лля плодотворного сотрулни-

послевоенный период в целях сохранения

четва  свободолюбивых народов после `

зойны и мира и сопротивления агрессии», но и бе-
Переговоры в Вапиинттоне установили   PY? Ba себя обязательства впредь хо 0доб-

рения таких предложений принять все ме-
ры к тому, чтобы не лопустить повторе-
ния агрессии и нарушения мира Герма-
Hiei или любым из ее сообщников п
агрессии в Европе. СССР и Великобрита-
ния заявляют о том, что в своей совмест-
ной работе, в своем тесном и дружеском
сотрудничестве, направленном к органи-
зации безопасности и экономического про-
цветания в Европе в послевоенный периэл,
они будут принимать во внимание инте-
ресы всех <вобололюбивых народов, при-
зерживаясь твердо двух принципов — не
стремиться к территориальным приобрете-
ниям для самих себя и не вмеприваться во
внутренние дела других государств.

ыанетво взглялов обеих сторон по вопро-
(им веления войны, а также наметили пер-
‘пективы сотрулничества Советского Союза
т Соединенных Штатов в деле обеспечения
утпа и безопаспости лля свобололюбивых
зародов после войны. В этих переговорах,
мк сообщается в Советско-Американском
оууюнике, была достигнута полная дого-
зоренность в отношении неотложных залач
здания второго фронта в Европе в 1942
ту. Одновременно были обсуждены меро-
приятия, имеющие пелью увеличение и
ускорение поставок вооружения Советскому
(эюзу.

Англо-советский Договор 26 мая 1942 т.,

«Народы всех свободолюбивых стран смотрят на Советский Союз,
как на силу, способную спасти мир от гитлеровской чумы.
Среди этих свободолюбивых стран первое место занимают Велико-,

британия и Соединенные Штаты Америки, с которыми мы связаны
узами дружбы и союза и которые оказывают нашей стране все
большую и большую военную помошь’ против немецко-фашистских

jt 163 (8934) Пятница, 12 июня 1942 г. ЦЕНА 15 КОП: захватчиков». (Из первомайского приказа Наркома Обороны товарища Сталина).

Укрепление боевого содружества Советского Союза.
с Великобританией и Соединенными Штатами Америки
Посещение Лондона и Вашингтона Народным Комиссаром Мностранных Дел

СССР тов. В.

М. Молотовым

Подписание Договора между СССР и Великобританией о Союзе в войне против
гитлеровской Германии и ее сообщников. в Европе и о. сотрудничестве
и взаимной помощи после войны

Англо-Советское коммюнике о посещении

Лондона Народным Комиссаром Иностранных
Дел СССР В. М. МОЛОТОВЫМ

В прололжение переговоров, состоявитих-
ся в Москве в декабре 1941 гола между
Председателем Совета Налюдных Комиссаров
Союза Советеких Социалистических Респуб-
лик И. В. Сталиным и Наротным Комисса-
ром Иностранных Дел В. М. Молотовым,
© олной стороны. и Министром Иностранных
Дел г. Антони Иленом, © другой. по во:
просу ведения войны
организащии мира и ‘безопасности в Европе,
в Лонлоне состоялись лальнейшие перегово-
ры межлу г. Уинстоном С. Черчиллем,
Премьер-Министром и Министром Обороны,

и г. Антони Иленом, Министром Иностран-

ных Дел, с очной  стоювы и
В. М. Молотовым, Натодным Комиссалюм
Иностранных Дел СССР. с друтой. Эти
переговоры, которые велись во атмосфере
серлечности и откровенности, закончились
26 мая подписанием «Договора между
СССР и Соединенным Королевством в Вели-
кобритании о Союзе в войне поотив гит-
леровской Германии и ee сообщников в
Европе и © сотрулничестве и взаимной
TOMO после войны»

Логовор. текст которого публикуйт-
ся сегодня, подписали от имени CCCP

и. послевоенной.

В. М. Молотов и от имени Соетиненного
Королевства г. А. Илен. В переговорах
принимали участие. Посол СССР в Лондоне
И. М. Майский и Постоянный Заместитель
Министра Иностранных Дел г. А. Калоган.

Oda Правительства уверены в`том, что
этот Логовор послужит прочной базой для
добрых отношений межлу обеими странами
в булущем и еще больше укрепит тесное
и серлечное взаммопонималие, уже суше-
ствующее между Советоким Союзом и (9-
елиненным Королевством. а также между
обеими странами и Соелиненными Штала-
ми Америки, которые были информчрованы
© ходе переговоров и заключении Договора.

реговорах по этому вопросу принимали
участие В. М Молотов, И. М. Майский,
генерал-майор Исаев и контр-адмирал
Харламов и г. Черчилль. г. Эттли, г. Илен
и начальники британских военно-морского,
военного и воздушного штабов. Были

обсужлены также вопросы  лальнейшего
улучшения отправок
других военных изтериалов из Великобри-
тании в Советский Союз. 0бе стороны бы-
ли ралы отметить елинство вэглялов по
всем указанным опросам.

самолетов, танков и

Советско-Американское коммюнике о посещении
Вашингтона Народным Комиссаром Иностранных

Дел В. М. МОЛОТОВЫМ

Наролный Комиссар Иностранных Дел
Союза Советских Сопиалистических Pec-
публик В. Молотов прибыл по приглаше-
нию Президента Соединенных Штатов
Америки г. Ф. Рузвельта в Вашингтов
29 мая и был гостем Презилента в тече
ние нескольких лней Пребывание его в
Вашингтоне лало возможность тружествен-
ного обуена мнениями между Президентом

06е стороны уверены также. что Договор! и его советниками, е олной стороны, и

явится новым мощным оружием в борьбе
о полной побелы нал гитлеровской Герма-
нией и ее сообльниками в Европе и обеспе-
чит тесное сотрулничество обеих стран
после побелоносной войны.

Во время переговоров В М. Молотова
$ — Премьер-Министром Великоэритании
т У. Черчиллем memiy обеими странами

отношении неотложных залач  созтания
второго фронта в Европе в 1942 г. В пе-

В Молотовым и его помощниками. с лру-
гой. В числе участников переговоров бы-
ли: Советокий посол в США Максим Лит-
винов, г. Гарри Гопкинс, начальник штаба
армии США генерал Лжорлж К. Маршалл
и главвокоманлующий военно-морским фло-
том СШ\ алмирал Эрнст Д. Кинг. Г-н Кор-
делл Хэлл, государственный секретарь,

`  была лостигнута” полная договоренность в  участвовал в послелующих переговорах по

невоенным вопросам. При переговорах ’бы-
ла лостигнута полная договоренность в

отношении неотложных залач создания
вторбго фронта в Европе в 1942 году.
Кроме того. были полвергнуты обсуждению
мероприятия по увеличению и ускорению
поставок Советскому Союзу самолетов. тан-
ков и лрутих вилов вооружения из США.
Далее обсуждались основные проблемы со-
трулничества Советского Союза и Соеди-
ненных Штатов в деле обеспечения мира
И безопасности лля свобололюйивых наро-
лов после войны. 0бе стороны с уловлет-
ворением констатировали единство взгля-
IOB BO всех этих вопросах.

По окончании визита Президент попро-
сил В. Молотова перёдать от ero имени

И, В. Оталину его мнение. что эти беседы

принеели большую пользу в смысле уста-
новления базы лля: более близких и плоз
лотворных отношений межлу Правительст-
вами лля тостижения общих пелей об’еди-
ненвых наций.

ЛОГОВОР

между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенным Королевством

г Потвержтая известное англо-советокое с0-

тых действиях в войне против Германии,

тлашение 12 июля 1941 гола о совмест-

месте с тем говорит и содержит больше,
Чи это соглашение. Договор будет иметь
юлышое значение для дальнейшего укре-
ления дружественных отношений между
(оветоким Союзом и Великобританией, а
mae между этими странами и США и
обеспечит тесное сотрудничество СССР,
Зеликобритании и США после побелонос-
о окончания войны. Договор значитель-
но’ расширяет рамки англо-советекого ¢0-
трулничества, которое впрель будет pac-
пространено не только на область веления
RHE, HO MH на все вопросы, связанные
как с выработкой мирного лотовора. так и
‹ существлением в послевоенный период
принципов, зафиксированных в текларапии
Презичента США Рузвельта и Премьер-Ми-
тиетра Великобритании Черчилля от 14
августа 1941 года, декларации, известной
101 названием Атлантической хартии, к
хоторой в свое время присоединилось и
Правительство СССР.

Часть первая Договора, включающая
статьи 1 и 2, выражает непреклонную и
непоколебимую волю обоих участников его
биться при помоши взаимных усилий и
взаимной подлержки разрешения основной
Я главной залачи — окофейшего разгрома
титлеровсвой Германии, уничтожения смер-
тельной угрозы, нависшей над всеми сво-
лолюбивыми народами. Непримиримость
позиций СССР и Англии в борьбе против
титлеровской Германии и ее сообщников по
агрессии в Европе, равно как и тесное <0-
трудничество обеих стран, особо подчерки-
ется тем обстоятельством, что Договор
лоключает всякую возможность компромисса
‹ любым правительством Германии, которое
но не откажется от всех агрессивных
намерений, исключает возможность пере-
товоров. заключения перемирия или мМир-
кого договора с Германией или любым лру-
у государством. связанным 6
актах агрессии в Европе, иначе, каж по
взаимному согласию

Нет никакого сомнения, что столь тес-
н0е сотрудничество и’ об’единение усилий
беих сторон приведет к скорейшему pa3-

ней в.

Договор о Союзе межту Советским Союзом

и Великобританией, несомненно, представ-
ляет с0б0й новую страницу в истории
междунаролнюго развития. Он еще теснее
<плачивает ряды ©вобололюбивых народов,
об’ехинившихся в борьбе против разбой-

ничьего гитлеровского империализма, кото-
рый несет человечеству насилие, смерть,
разрушение. Он наносит  жесточайший
улар по гитлеровской банде и состоящим
У нее в вассалах мелким хишникам. До-
говор повергает впрах надежлы гитлеров-
ской клики на внесение раскола в ряды
могучей антигитлеровской воалипии. Не мо-
жет быть ни малейшего сомнения в TOM,
что он внесет смятение в разбойничий ла-
терь Гитлера и его прихвостней.

Исторический Договор © Союзе между
СССР и Великобританией, все расширяю-
шееся и укрепляющееся сотрудничестве
союзных лержав с Соединенными Штатами
Америки явятся могучими стимулами для
мобилизации всех сил участников ан-
тигитлеровской коалиции. для усиления той
героической борьбы. которую ведут  пора-
бошенные немецко-фашистскими захватчи-
ками наролы Европы.

Весть © заключении Договора булет
встречена < большим удовлетворением Ha-
ротами Советского Союза, которые увилят
в нем еще одно живое полтверждение слов
товарища Сталина о том, что межлунарол-
ные связи налией родины окрепли и вы-
росли в последнее время, как никогда.
Договор, свидетельствующий о хальнейшем
укреплении боевого содружества ©в000л0-
любивых народов, будут горячо  привет-
ствовать народные массы нашей стра-
ны, тде под руководством великого вож-
ля— полководца товарища Сталина Красная
Армия велет героическую борьбу против
терманеких захватчиков, борьбу, вызываю-
шую восхищение всего прогрессивного че-
ловечества.

.Вперели еще трудные дни борьбы-— же-
стокой, непримиримой, беспощадной. Даль-
нейшее сплочение свобололюбивых наролов
дает полную уверенность в том. что вее
трудности будут преололены. что «недалеко
то время, когла наше правое дело одер-
жит полную победу» (Молотов).

и

ПОСЛАНИЕ г. ЧЕРЧИЛЛЯ И. В. СТАЛИНУ

«Мы очень признательны Вам 38 то,
отвосительно наших затруднений в связи ©
дится в сильной степени в США и что от

ити вперед в ногу и сообща, что бы нас

Мльствие встретиться с господином Молотовым,
  мя странами, Я очень рад, что он возвра-

благоприятная работа; которую необходимо

крушения преград межлу нашими дву!
щается этим путем, ибо осталась еще.
ВЫПОЛНИТЬ...

Та в мы взаимно обязались быть сою
xs посылаю Вам свои искренние добрые пожелания

ати лет, то я, пользуясь случаем,

я лаю Вам заверение относительно убеждения, которое я питаю в том, чт

И. в. СТАЛИНА г. ЧЕРЧИЛЛЮ

кие чувства и добрые пожелания, выра“
и нового Договора. Я уверен, что этот

будет за нами».

ОТВЕТ

«Я Вам очень признателен за дружес
Женные Вами по поводу подписания нам

Договор булет иметь большое значение для даль
на 1030M H Великобританией, a также между нашими

отношений межлу Советским Co

“ранами и США, и обеспечит тесное сотру

вого окончания Войны.

что Вы пошли нам настолько навстречу
Договором. Я уверен, что это вознагра-
три великие Державы смогут

ни ожидало. Мне доставило большюе уло-

и мы сделали многое в смысле

зниками и друзьями в течение два-

победа

нейшего укрепления дружественных
пничество наших стран: после победонос-

с Молотовым при его возвращении из

Я также надеюсь, что Ваша ветреча oe
США даст ВЮЗМОЖНОСТЬ ВЫПОЛНИТЬ работу, оставшуюся еще невыпол =

Прошу Bac принять мои искренние добрые пюжелания и выражение
Уверенности в нашей общей полной победе».

твердой

в Великобритании о Союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников

в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и

Его Величество Король ‚ Великобритании, Ирландии и Британских владений
за морями, Император Индии,

Желая полтверлить условия Соглашения межту Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Его Величества в Соединенном
Королевстве о совместных лействиях в войне против Германии, подписанного в Москве
12 июля 1941 года, и заменить его формальным договором;

Желая содействовать после войны подлержанию инира и претупрежлению даль-

нейшей атрессии со стороны Германии или тосуларств, связанных с нею в актах
  агрессия в Европе; :

Желая далее лать выражение своему намерению к тесному сотрулничеству лруг
© друтом, & также © другими об’елиненными нациями при выработке мирного
тоговора и во время последующего периода реконструкции на базе принципов,
провозглашенных в декларации Презитента Соединенных Штатов Америки и Премьер-
Министра Великобритании от 14 августа 1941 гола, к которой присоединилось
также Правительство Союза Советских Сопиалистических Республик;

Желая, наконец, обеспечить взаимную помощь в случае нападения на олну
из Высоких Лотоваривающихся Сторон Германии или всякого иного государства,
связанного с ней в актах агрессии в Европе.

Решили с этой целью заключить договор и назначили в качестве своих
полномочных претставителей

Презилиум Верховного Совета Союза Советских Сопиалистических Республик
Вячеслава Михайловича Молотова, Народного Комиссара Иностранных Лел

Ero Величество Король Великобритании, Ирландии и Британских влалений 38
морями, Император Инлии от имени Соединенного Королевства в Великобритании и
(Северной Иртантии тостопочтенного Антони Идена, члена Парламента, Министра `
Иностранных Дел Его Величества, .

Которые пю пред’явлении своих полномочий, найденных в надлежащей форме,
вотласились о нижеслелующем:

ЧАСТЬГ.

Статья 1. В силу Союза, установленного межлу Союзом Советоких Сопиалистиче-
ских Республик и Соелиненным Королевством, Высокие Дотоваривающиеся Стороны
взаимно обязуются оказывать лруг ‘другу военную и другую. помошь и поддержку
всякого рола в войне против Германии и всех тех государств, которые связаны с ней
в актах агрессии в Европе.

Статья 2. Высокие Дотоваривающиеся Слороны обязуются не вступать ни
в какие переговоры с гитлеровским правительством или любым другим правительством
в Германии, которое ясно не откажется от всех агрессивных намерений, и не вести
переговоров или не заключать перемирия или мирного договора с Германией или
любым другим госуларотвом, связанным с ней в актах агрессии в Европе, иначе, как

по взаимному согласию.
ЧАСТЬ I.
Статья 3.

1. Высокие Договаривающиеся Стороны заявляют о своем желании об’единиться
с другими елиномытиленными государствами в принятии предложений об общих хейст-
виях в послевоенный периол в пелях сохранения мира и сопротивления агрессии.
2. Впредь до одобрения таких предложений они примут после окончания военных

действий все меры, находящиеся в их власти, чтобы слетать невозможным повторение
агрессии и нарушение мира Германией или любым из государств, связанных с ней
в актах агрессии в Европе.

Статья 4. Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон в послевоенный
период снова окажется вовлеченной в военные. действия с Германией или всяким
ным государством, упомянутым в статье 3 (пункт 2), в результате напаления этого
государства на ланную сторону, то хругая Высокая Логоварявающаяся Сторона сразу
же окажет договаривающейся. стороне, вовлеченной таким образом в военные дей-
ствия. всякую военную и другую помощь и солействие, лежащие в ее власти.

Эта статья останется в силе ло того, как по обоюдному согласию Высоких
Договаривающихся Сторон булет признана излишней, ввилу принятия ими предло-
жений, упомянутых в статье 3 (пункт 1). Если таковые предложения не будут при-
няты, она останется в силе на периол в 20 лет и после того впрель ло отказа от
нее со стороны любой из Высоких Логоваривающихся Сторон в соответствии с усло-
виями статьи 8.

Статья 5. Высокие Логоваривающиеся Стороны © учетом интересов безопасно
сти кажлой из них согласились работать совместно в тесном и дружеском сотрулни-
честве после восстановления мира в пелях организапии безопасности и экономиче-
ского пропветания в Европе. Они будут принимать во внимание интересы об’елинен-
вых наций в осуществлении указанных. целей и будут также действовать в соот

ветствии © двумя принципами — не стремиться в территориальным приобретениях

для самих себя и но вмешиваться во ‘внутренние дела других государств.

Статья 6. Высокие Договаривающиеся Стороны согласились оказывать друг
другу после войны всякую взаимную экономическую помощь.

Статья 7. *Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется не заклю-
чать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направлен-
ных против другой Высокой Договаривающейся Стороны.

Статья 8. Настоящий Договор подлежит ратификации в. кратчайший срок и
обмен ратификационными грамотами должен произойти в Москве возможно скорее.

Он вступает в силу немелленно пе обмене ратификапионными грамотами и
после того заменит собой Соглашение межлу Правительством Союза Советских Сопиа-
листических Рестублик и Правительством Его Величества в Соединенном Королев-
стве, подписанное в Москве 12 июля 1941 года.

Часть 1-я настоящего Договора остается в силе ло восстановления мира между
Выкокими Договаривающимися Сторонами и Германией и державами, связанными
с ней в актах агресеии в Европе, :

Часть 2-я настоящего Договора остается в силе на период 20 лет. После того,
если одна из Договаривающихся Сторон в конце указанного периода в 20 лет не
слелает за 12 месяцев до срока заявления о своем желании отказаться от Логовора,
он будет прохолжать оставаться в силе ло тех пор, пока одна из Договаривающихся
Сторон. не сделает 12-месячного письменного прелупрежлевия о своем намерении
прекратить его действие.

В свидетельство чего. вышеназванные полномочные представители потписали
Вастоящий Договор и приложили к нему свои печати.

Учинен в Лондоне в 2-х экземплярах на русском и английском языках 26 чая
1942 года. ,

(06а текста имеют одинаковую свлу.

В. МОЛОТОВ. АНТОНИ ИДЕН.

Обмен телераммами между Teopiom УТ и М. И. Калининым
по случаю подписания Доювора между СССР и Великобританией

По случаю подписания Логовора между СССР и Великобританией о Союве в войне
против гитлеровской Германии и её сообщников в Европе и о сотрудничестве и

взаимной помощи после войны Король Великобритании Георг УГ и Председатель
Презилиума Верховного Совета СССР.М. И. Калинин обменяливь следующими привет-
ственными телеграммами: : 7

Телеграмма Георга УП М. И. Калинину

«Я не могу пропустить этого события без выражения Вам, господин Президент,
моего уловлетворения сотрудничеством, которое происходит в день нашего Договора
о (Союзе. i ь

Этот Договор освящает усилия наших двух стран в трулной и жестокой борьбе,
которую они ведут, и обязывает их к сердечному сотрудничеству и взаимной под-.
держке в последующие годы после нашей победы.

Мне хотелось бы верить, что Вы, госполин Презилент, приветотвуете этот
Договор так же искренне, как делаю я, и что Вы разделяете мою уверенность, что
действие этого Договорх будет вытодно не только для наших двух стран, но и для
всего мираз,

Телеграмма М. М, Калинина Георгу \1

«Я полностью разделяю выраженное Вашим Величеством уловлетворение по
повоту подписания Договора © Союзе между нашими странами. :
Я уверен, что только что подписатный Договор еше более укрепит боевой
©0юз наших стран в их непримиримой в суровой борьбе против общего врага и
обеспечит серлечное сотрулничество и взаимную помощь в голы после нашей побелы;

Я так же искренне, как и Вы, Ваше Величество, приветствую Поговор и выра-

жаю уверенность, что этот Договор. послужит на благо не только наших двух

стран, по и всего мира»,