О о ый а a ЗЕ

*

sa

=

2 ИЮЛЯ 1942 г. № 183 (8954

ВЕН

0Б УЧЕТЕ ТРУДА, ДИС

Как только стало известно постановле-
ние Совнаркома СССР и НЕ ВКП(б) «0
повышении пля колхозвиков обязательно-
го минимума трудодней», мы решили про-
вести проверку выработки трудодней во
всех колхозах района. Предполагалось,
что вся эта работа займет два-три дня.
Продолжалась же она свыше двух недель.

Оказалось, что учет в большинство
колхозов запущен. 3% четыре месяца
трудодни He были занесены в лицевые
счета, не записаны в трумвые книжки
колхозников. Проработав треть года. лю-
ди не очали, сколько оня выреботали
трудолней. Принылесь собрать все бригад-
ные табели за эти иесяцы, тщательно
их проверить и только после этого при-
вести в порялок учет трудодней.

Почему учет трулодней зв колхозах
оказался запущенным? Иочему районные
организации, политотдель МТС ne заме-
тили этого? 3a вромя отечественной вой-
ны в составе руководящих колхозных
кадров произошли большие изменения“
Прелседателями и бригалирами колхозов
работают в большинстве новые люди. А
мы продолжали гуководить ими, Kak
будто ничего He изменилось, как було
мы имеем дело с работниками, обладаю-
щими многолетним опытом фуководящей
работы, способными с полуслова понять
любую директиву, указание.

Первый вывод, который мы сделали в
связи © постановление» правительства п
партии, заключается в том, что надо
Улучшить руководство колхозными кад-
рами, особенно по вопросам организапии
и учета труда в. кодхосах.

В ряде колхозов было установлено, что
под флагом звеньевой организации труда
фактически процветают работа скопом,
уравниловка в оплате. На прополке pa-
ботают звеньями по десять человек. 3а-
дания поводятся лишь до звена. члены
звена работают вместе, вся выработка Je-
литоя между ними поровну. Шри такой
срганизации работ  производительность
трула низкая.

Районные организапин обязали руково-
дителей колхозов перевести все пропелоч-
ные рамты Ha интивидуальную слель-
щину. Теперь за кажтым членом звена
закрепляется участок посева, который он
обязан в установленное время протюлоть.
В колхозах, тле полностью перешли на
индивидуальную  слельщину,  производи-
тельность труда повысилаеь на 50 про-
центов. ‘

В колхозе имени Ивко быта. обнару-
жена люботытная деталь. В одном звено
шестой бригады каждая колхознипа вы-
работала за десять лней 15 трулолней, в
зругом звене — 35 трудолней. Стали вы-
яенять, как это произошло. Обнагужили.
что в первом звоке колхозницы работз-
ли на пруюлке пропашных по прариль-
ным нормам, во втером — по явно зани-
жЖенным.

Ошибка, опущенная в этом колхозе,
была исправлена. `Но она заставила нас
присмотреться & установлению норм вы-

t

ee

- Во-время и тщательно: прополоть. посевы

ВОРОНЕЖ, 1 июля. (Керр. «Правды»).
Колхозные и совхфные поля обещают в
этом тоду богатый урожай. Озимые хлеба
повсеместно в хорошем состоянии. Буйно.
растут посевы яровых.

Сейчас в колхозах лружно идет празолтка
и междурялная обработка посевов. Наиболее
организованно проходит работа в Crapo-
Криутаноком районе. Здесь протолото свы-
ше 20 тысяч тектарев озимых и яровых
культур.

Колхозы Песковокоо, Бобровского. Са-
ловского, Анненокого и некоторых других
районов, закончив шаровюу сахарной свек-
лы. приступили теперь в прорывке ое.

Однако в области имеется немало райо-
Нов. гю уход за посевами организован пло-
хо. Поля многих колхозов Землянокаго рай-
она зарастают сорняками. Из 11 тысяч
гектаров прополото пока не больше одной
тысячи гектаров. В районе не ‘уделяется

нет РЕВ

aS ae oe

0 i ae as ~

EE Ee ee SE eS Bee

ЦИПЛИНЕ В RONYOSAX

работки в других кблхозак. Там быти та-
кие же недочеты. ПНрошлотодние нормы
выработки в колхозах felons теперь m0-
вышены на 15 mpon. Oxnoppewemao ycra-
вовлен порядок, при котором фуководите-
ли колхоза определяют степень засорен-
ности посевов, устанавливают нормы вы-`
работки на пропелке непосфедственно в
подле.

Проверка выработки труходней показа:
ла, что отечественная война подняла у
колхозников и колхозниц чувство ответ-
ственности за судьбы «воего колхоза. Это
проявилось в более активном участии
KOMXO3HHKOR B артельном произвохетве.

Тепичныйе для района является поло-
жение в артели имени Чапаева. Здесь на
1 мая не было ни одного трулобпособного
члена артели, не выработавтего ни I~
ного трудолня. Лишь пять человек выра-
ботали до пяти трудодней, 14 человек —
до 15 тоудодней, 18 человек — по 35
трудодней. Подавляющая часть колхозни-
ков — 204 человека — уже к 1 мая вы-
работала свыше 35 трудодней — болыпе
того, что должен выработать каждый кол-
хозник ло 15 июня.

Колховники, нерадиво относящиеся к
общественных колхозчым интересам, от-
лынивающие пох всякими предлогами от
участия в афтельных работах, составля-
ЮТ HRITORAOS MOHBIETACTBO.

Ho вое же такие люли есть. А время
сейчае суровое, военное. Теперь не лолж-
но быть ни юного колхозника. не учает-
вующего в артельном труде. Правильной,
продуманной организацией пель и вости-
тательными мерами мы холжнь созлать
такую обстановку в колхозе, чтобы 20-
дырю и тунеялну некула было податься:
или впрягайся честно, по-настоящему, в
общее дело, или сорную траву из поля

BOH.

т соответетвии ¢ Указом Президиума
Верховного Совета Союза СОР от 15 фег-
фаля 1942 тода Совнарком СССР и ПК
BRO(6) установили, что -групоспособные
колхозники, не выбаботавшие без уважи-
тельных причин обязательного минимума
трудодней по периолам сельскохозяйствен-
ных работ; предаются сулу и по пригово-
ру народного сула караются истравитель-
но-трулорымхи работами в колхозах на
срок до 6 месяцев с удержанием из опла-
ты трудодней по 25 процентов в пользу
колхоза.

Трулослособные колхозники и колхоз-
нипы, не выработавмтие в течение гола
обязательном минимума трулолней, лол-
ны считаться выбывшими из колхоза,
потерявитими права колхозника и лишать-
ся приусалебного участка.

Постанозление Совнаркома СОСР и ПЕ
ВЕП(6) — серьезное средство для обузла-
ния лолырей, для созлания в колхозах
твердой дисциплины, Kak того требует
военная обстановка.

М. МАКСИМЕНКО.
Секретарь Пластуновского райкома ВКП (6).
Краснодарский край,

внимания правильной организации труда
на прополке. Силошь и рялож полольшицы
работают скопом и поэтому не вышюлняют
HODM.

Отстают с прополочными работами так-
же Хлевенокий, Дрязгиискай, Богучарский
районы.

* *

ТОРЬБИЙ, 1 июля. (Корр. «Правды»).
Колхозники и колхозницы заботятся о 60-
гатам урожае, в

Тщательный уход за посезами организо-
вали колхозы Чкаловского района. Посевы
льна полностью очищены от сорняков. Вол-
хозы имени Карла Маркса и имени 8 мар-
та провели уже двукратную прополку.
Льны в этом голу очень хороши.

Полностью провели прополку техниче-
ских и масличных культур  Варнавин-
ский. Ковернинский, кий и &Dy-
тие районы.

И. МИНЦ

_ РОМАН О СМЕЛЫХ

БОРЩАХ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

} В. Ян. «Чингиз-хан». Повесть из жизни старой Азии (ХШ век)
’ Из четырех хузожественных произвеле-   этот интерес. Именно по. инициативе вели-

ний, удостоенных Сталинской
три— исторические романы: «Чингиз-хан»
Яна, «Великий Моурави» Антоновской и
«Дмитрий Донской» Бородина. Строго го-
воря. и четвертое произвеление — «Пате-
ниё Парижа» Эренбурга--близко по жанру
К историческому роману. Не слубайно это
внимание советских пасателей-к ‘историче-
скии темам, не случайны и их лостижения
В этой области. Великие исторические по-
вороты всегла обостряли интерес к прош-
лому — к тем его голам и событиям, когда
решались сульбы народов и государств.
Этот интересе к прошлому находил <в0е
выражение в общественной мысли, в вау-
Ее, в публитистике, в художественной ли-
тературе. Перед взорами людей, лелаю-
щих историю, участников болыних обще-
ственных движений. раскрывалась Бнига
истории. сохраняющая глубочайшую по-
учительность. Сквозь образы прошлого co-
временники хотели осмыслить законы обще-
ственного развития и тем облегчить пони-
мание настоящего. Так, лекабристы-рево-
люционеры в разгар своей революционной
деятельности создали немало пройз-
ведений, посвященных’ протилому родной
страны. Достаточно вспомнить. что перу
Рылеева приналлежит «Иван Сусанин»,
знаменитый, ставший народной песней,
«Еруак» и ряд лругих произведений исто-
рической темы. Эпоха декабристов пороли-
ла «Буса Голунова», «Медного всалеи-
ка», «Историю пугачевского бунта», «Ка-
питанекую дочку» — Пушкина, «Валима»,
«Бородино» — Лермонтова. Револющионная
ситузция 60-х голов вновь БЫдВИиНУла
историческио проблемы; им отлавал свое
внимание Чернышевский, в Это время
писалось вытающееся историческое произ-
ведение «Война и мир» Льва Толстого.
Величайшее лвижение нашей эпохи —
рождение и побела  сопиалистического
строя, так же как отечественная война с9-
ветского народа и всего передового чело-
вечества против фашизма, — в свою 0че-
редь возбудили глубокий интерес в боль-
шим историческим событиям прошлого,
Макеим Горький со свойственной ему
прозортивостью  свозвременно предвидел

премии,   кого пролетарского писателя было органи-

зевано излание серии исторических рома-
HOB, в числе которых вышли и книги Яна
и Антюновокой. Горький сам набросал
план этого издания, ‘отобрал первые  де-
сятси названий. Исторические романы,
товорил Алексей Максимович, — очень
доходчивая форма; они помогают усвоению
законов развития общества. Образы
исторических романов надолго остаются
в сознании. Я сам, говорил он. сколь-
ко ни читал книг 0 смутном време-
ни, а Голунова представляю себе по
Пушкину. Надо только отбирать книги,
написанные с подлинным знанием  исто-
рии. f

Намечая списки историчеевих романов,
Горький рекомендовал не ограничиваться
переизданием старых произведений, & ©03-
давать новые книги по темам, которых
раньше не касались или изображали не-
правильно: народные движения пол руко-
водством Разина и Путачева, восстание
Болотникова. деятели гуманизма. нашест-
вие Чингиз-хана и т. х. Нужно при, этом,
советовал Горький, соединить работу исто-
рика и литератора.

Книги В. Яна (на-лнях вышла вторая
часть трилогии роман «Ратый») являются
выполнением заветов Горького.

«Чингиз-хан», выходящий новым изда-
нием, посвящен  нашествию монголов
на государства Средней Азии и Закав-
казья. Как смерч, налетели монгольские
всалники на цветущие города. Тот, кто
оказывал сопротивление, падал под ула-
рами хорошо вооруженных захватчиков, кто
выражал поворность‘и доверял обещанию
победителей сохранить жизнь, — становил-
ся жертвой обмана и попадал в работво.
Одна страна за другой попалали в руки
захватчиков, предававирих все мечу и по-
жару. Народы, пережившие нашествие
Чинтиз-хана, < ужасом спрашивали. в чем
сила монголов, почему ни одна страва ве
может устоять под натиском стремитель-
НОЙ ЕОННИЦЫ.

Долгие голы потомки, вепоминая мрач-
ную эпоху монгольского нашествия, не мо-
гли почять причины толовокружительных
verexos Чингиз-хана,. «Бич божий», —

—- i
Производство вооружения на М-ском комбинате. На снимке:

контролеры комсо-

молка Т. Чекулаева (слева) и А. Саломатина проверяют готовую продукцию.

Фото Н. Фигуркина. (ТАСС).

м— ee ee

Всесоюзное социалистическое соревнование
SSS SSS SESS
ЗАВОД РАБОТАЕТ ТОЧНО ПО ГРАФИКУ

Иниплатор Всесоюзного <оциалистиче-
ского соревнования предприятий Наркомя-
та вооружения — завод, где директором
Герой Социалистического Труда тоз. Бы-
ховский, с превышенаем выполнил свои
обязательства.

Коллектив обязалея повысить ma 12
процентов производительность трула по
сравнению со вторым полугодием 1941 то-
да. Это обязательство выполнено ка 16,8

процента. С превышением также выполне-
HO обязательство по себестоимости. Вме-
сто 400 рационализаторских предложений,
которые были намечены в обязательствах,
фактически поступило 422, давшие 4.400
тысяч рублей экономти. В июне и во в10-
ром квартале производственное задание пе-
ревыполнено по всем машинам, Завод в.
июне работал по суточному нарастающему
графику. ь

ВЫПУСК АГГРЕГАТОВ ИДЕТ НАРАСТАЮЩИМИ ТЕМПАМИ

ГОРОД М, 1 июля, (Корр. «Правды»).
Атгрегатный завод ° 454 Наркомата
авиационной промышленности, занявший
в мае третье место во Веесоюзном сопиа-
листическом соревновании, хорошо работал
й в июне.

С первых дней месяца завод начал

СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

По данным на 30 июня, 27 строитель-
ных организаций Наркомстроя выполнили
досрочно план работ НП квартала, в том
числе. особые строительно-монтажные ча-
сти №№ 15,.17, 9, «Строитель». -«Цен-
троэлектромонтаж» и др. В июне сдано в
эксплоатадию значительное количество
об’ектов.

осваивать новое изделие. Это — сложней-
‚ший аггрегат. Несмотря на это, увеличен-
ная по сравнению с маем программа вы-
полнена на 107,3 проп. Веего по товар-
ной продукции план выполнен на 108,8
upon. Качество пролукиии полЕюстТью соот-
ветствует техническим условиям.

ЗАКОНЧЕНЫ ДОСРОЧНО

Вновь построенная на Магнитогорском
металлургическом заводе коксовая батарея
8 ночь на 30 июня выдала, кокс.

Стройуправление № 32 закончило
строительство и монтаж первой очереди
печей жидкого топлива М-ского завода.
Печи поставлены нз сушку.

ПЕРЕДОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕЗИНОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Презприятия Наркомата резиновой про-  лин, Бондаренко,

ухышленности СССР в июне дали значи-
тельно больше продукций, чем в мае.

Досрочно закончили июньскую програм-
му инициаторы сопиалистического сорев-
нования предприятий резиновой прохыш-
ленности — заводы СВ-1 и ордена Jeanna
шинный завол.

Перевьиюлнили июньскую программу за-
воды, где директорами тт. Гуляев, Торчи-

‚ ВЫПОЛНИЛИ СВОЕ

Коллектив алюминиевого завола, где хи-

ректором тов. Славский, выполнил взятое
им во Всесоюзном социалистическом сорев-
новании обязательство, успешно закончив

тверлили многие. Автор романа, не
прибегая в готовым обобщениям, отобрав
необхолимый материал, воссоздал проплое
в рельефных, ярких картинах и образах и
ответил на вопрос — почему культурные,
передовые, высокоразвитые по тому време-
ни страны были раздавлены народом, сто-
явшим на более низкой ступени развития?

Страны, ставшие об’ектом напаления
MOHTOIOB, вступили уже в период феолз-
лизма и находились в состоянии феодаль-
ной разлробленности. Монголы были более
отсталыми и потому не знали еше проти-
воречий феодального строя, что прилавало
монголам болыше единства, а с ним и
мощи.

На стороне монголов была лучшая военная
организация, несравненно лучше разрабо-
танная военная тактика. Чингиз-хан изу-
Чил современное ему военное искусство и
блестяще сочетал китайскую военную тех-
Нику, помогавшую брать укрепленные го-
pola, с подвижностью и гибкостью степ-
HOH KOHHUIED. 1

Чингиз-хан превосходно знал слабые
стороны противника, умело пользовался
Пий, он лжив и коварен, он вел за ‹о-
бой  монголькие полчища,  разжитая
в каждом из кочевников жажлу лич-
ной наживы. «Вам скоро предстоит вели-
кий поход, —обращался он-к своему вой-
‹ку.—Вы вернетесь с войны увешанные
золотом, тоня табуны коней, стада», скота
й толпу искуснейших рабов... Мы покорим
богатейшую страну, и все вы вернетесь
такими богачами, что у вас нехватит
ВЬЮЧНого скота, чтобы притащить добычу
в ваших порогам...».

Страницы, посвященные в романе мон-
гольской тактике,—самые ухачнью.

Наконец, победы» монголов были обеспе-
чены предательством в лагере противни-
ков. Чингиз-хан, зная © взаимной распре
раздребленных стран, натравливая ony
группу на другую, загодя посылал во вра-
жеские страны ©воих агентов и вербовал
на месте шпионов,

Роман В. Яна свидетельствует © тща-
тельном изучении документальных данных
эпохи и современных исследований. Имен-
но поэтому для автора не существует про-
тиворечия между исторической правдой a
хуюжественной правдой. Для В. Яна, глу-
боко изучившего эпоху, историческая
правла и есть художественная правла. Его
герои если и нё произносили речей. при-
писанных Им автором, то могли бы их

произнести. Некоторых поступков, совер-

шаемых героями в романе, возможно, а

Ковалев. Вайнштейн,
Лавринов, Жильцов, Труханов. Завод, где
диреклюром тов. Торчилин, почти улвоил
РЫПУск продукции в июне по сравнению с
маем.

Досрочно выполчили заказы лля нарко-
матов авиационной и танковой промыш-
ленности заводы, гле лиректорами т.т Гу-
ляев, Боидаренко, Баденков. Вайнштейн,
Никонов. . :

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

июньский план по выпуску алюминия: За-
вод также обеспечил поставки алюминия ий
силумина для авиационной и танковой
промышленности.

ли иметь место — настолько верно 06-
рисовал В. Ян характеры своих героев.

Вместе с тем автор влалеет словесной
живописью, колоритны описавия старой
Азии, в которых яркость красок сочетает-
CH © верностью бытовых деталей. Это
соединение знаний историка и мастерства
писателя позволило Яну создать высоко-
хуложественное, исторически верное про-
изведение.

Автор рассказывает, как Чингиз-хан,
движимый бредовой идеей покорить весь
мир, захватывал страны. Опираясь в 01-
ном случае на превосходство сил, в дру-
гом — действуя обманом и хитростью, в
третьем — используя предательство, Чин-
гиз-хан захватил огромные территории.

Так возник миф о непобедимости армия
Чингиз-хана. Слава © его походах, услуж-
ливо разлуваемая ero атентами, бежала
далеко впереди монгольских воздников.
Оружие падало из рук испуганных воинов.
Ослабевала воля к сопротивлению, & кто
He защищался, тот погибал. Ужасом веет)
от страниц, красочно и ярко описывающих
потерю сопротивляемости,

У завоеванных народов.

Великолепно
глубокого смыюла, портреты насмерть пе-
репуганных руководителей Хорезма и его
малодушного властелина Мухаммеда. Окру-
женный безумной роскошью, ослепленный
видимостью могущества, беспощадный
угнетатель народа Мухаммед  хвастливо
грозил в своем лворце Чингиз-хану и
после первого же сражения трусливо ищет
спасения за стенами крепостей. Не выдер-
жав осады, он предательски покидает свою
страну. Богатый Хорезм стал жертвой
победителя. В пустыню превращалась
странз, по которой ступали кони монтолов.

«Где же город? Где блестящая столица
султанов и Шахов? Гле важные купцы

паралич воли

написаны, исполненные

пестрые базары. где веселый шум молот-
ков В мастерских?»— спрашивает один из
героев романа, о

«Всего этого больше пет! — ответил
нищий.— Ведь тут прошли монголы! Раз-
ве они что-нибудь оставят? Ты спраши-
ваешь, куда левалея город? Одну’ часть
людей вырезали безжалостные всадники,
другую угнали они в свои далекие степи,
остальные жители бежали в скалистые
горы, тде многие уже погибли»...

«Вель тут прошли монголы!» — автору
удалось раскрыть весь ужас. всю скорбь,
заключенные В этих непосредсгвенных
словах

НА СТЫКЕ ТРЕХ ДОРОГ

(От специального корреспоидента «Правды»)

Кировское отделение Горьковской дороги
находится на стыке трех железных дорог:
Пермекой, Северной и Горьковской. Кроме
того, здесь происходит значительная пере-
валка грузов с речном транспорта на
железнохорожный.

На отделении создалось тяжелое поло-
жение. В связи с этим сюла приезжали
руководящие работники НКС и управле-
ния дороги. (Однако положение пока
не изменилось. Отделение настолько забито
поездами, что на некоторых станциях
почти невозможно произвотить маневры.
График, нормы сдачи и приема поездов,
задания по учаютковой скорости и обороту
вагонов не выполняются.

В этих условиях особенно нужна ини-
циатива и чёткая работа диспетчеров от-
деления. Но этого нет. Диспетчеры пасуют
«Перед трудностями, За вторую лекалу июня
только на станции Киров быле отменено
из-за неготовности 19 составов. 20 поез-
дов не отправлены, потому что диспетчер
залержал на участках паровозы. Полобные
факты наблюдались и на других станциях.

Кировское отделение — транзитное. Его
работа зависит не только от’ четкости и
слаженности самого отделения, HO H OT
того, ках планируются грузопотоки, илу-
щие через него, как соседние отделения
выполняют  регулировочные приказы ©
сдаче и приеме вагонов.

Анализ показывает, ‘что Центральное
управаение движения нарушает устано-
вленный наркоматом план грузопотоков.
Так, например, с Пермокой дороги на
Горьковскую поступает трузов значительно
больше, а на Северную гораздо меньше,
чем предусмотрено графиком, Кировекое
отделение постоянно имеет на горьковском
направлении около 20 готовых поезлов.
Прохвигаются же они чрезвычайно мед-
ленно, так как Горьковское отделение

забито неразгруженными вагонами, превра-=
ТИРШИМИСЯ в оКлалекие помещения.

К 27 июня число ватонов © местных
грузом достигло на отделении 80 проц.
общего числа ватонов, которые имеет ло-
рога под выгрузкой. Нужны срочные меры
для расшивки Горьковского узла. Необхо-_
димо, в частности, увеличить норму слачи
поездов в четном направлении на Перм-“
скую дорогу. Руководители Горьковской
дороги не решаются, вилимо, остро поста-
вить этот вопрос перед НЕПС, надеясь на _
то, что пробка рассосется сама по себе.

0 TOM, как выполняются регулировочные
приказы о сдаче вагонов соседним отлеле-
ниях, говорит следующий факт. Зуевское
отделение Пермской дороги часто жалуется
на Кировское, что оно не принимает поез-
дов. При проверке же оказалось, что
жалобы эти нужны руковолителям и хис-
петчерам Зуевского отлеления для того,
чтобы под шумок отправлять соседу
сдвоенные составы и преимущественно.
такие, в которых имеются вагоны разных
направлений. Не важно, что соседу негде
сортировать вагоны, лишь бы нам не обра-
батывать их, рассуждают  зуевские cy-
тяжники.

Еще премер. 10 июня заместитель нар-
кома тов. Ковалев приказал начальнику
Горьковской дороги направлять ежедневно
на станцию Котельнич три резервных
паровоза для вывода составов с Вировокого
отделения. Приказ тов. Ковалева не выпол-
няется. Только олин раз отделение получ
чило эти паровозы.

Только’ четкая и слаженная работа ca-
мого отделения, правильное планирование
грузопотоков и строгое выполнение регу
лировочных приказов могут выправить
положение на Кировском отделении.

И. КИРЮШКИН,

В МУРМАНСКОМ ПОРТУ

(От специального военного корреспондента «Правды»)

В лни отечественной войны у причалов
заполярного порт» побывало много судов с
флагами всех или почти всех свобололю-
бивых стран. Одни караваны приходят,
другие уходят.

У большого причала заканчивается раз-
грузка транспорта, прибывшего из Амери-
Еи. Портовики разгрузили его за короткий
срок. Приля в Мурманск, капитан этого
парохода спросил у начальника порта:

— Когда начнем выгрузку?

— Через час,— ответил тов. Фортучен-
ко. Мои лоцманы поставят вас к прича-
лу, и тут же начнем разгрузочные ‘работы.

— А мне говорили, — заметил америка-
нец,—что русские любят «завтра».

— Нет, ответил, улыбаясь, начальник
порта,—то, что нужно сделать сегодня, 10-
рогой капитан, мы не откладываем на
завтра.

Американский капитан лично убедился
B этом. Судно было разгружено раньше
срока.

Портовики научились работать по-воен-
ному, по-фронтовому. Можно без преуве-
личения сказать, что Мурманский порт—
это передовые позиции фронта. Портовики
говорят: «Для. защиты родины, для побе-
лы мы готовы работать в любых усло-
ВИЯХ».

Работать в любых условиях — значит

разгружать’ пароходы тогда, когла часты
воздушные тревоги и неподалеку разры-

С кажлым лнем растет произволитель-
ность труда. В январе произвотительность
труда грузчика составляла 2,8 тонны в
смену, в феврале-—4,1 тонны, в марте—
5,1 точны, в апреле—5.2 тонны, в чае—
9,3 тонны, а в июне перекрыты и май-
ские результаты. Впереди идут бригады
грузчиков Попова, Воропаева. Алексанлро-
ва, Санксарова, Шукина и других.

ваются бомбы.

не было в действительности, но они мог-  Напуганные  всесокрушающих потоком

монголов, покоривших Азию и часть Ев-
репы, многие народы сомневались в том,
найдутся ли воины; которые сумеют
Устоять перед завоевателями. Но там, где
монголы встречали сопротивление, они
откатываликь и часто терпели пораже-
ние. Читатель любовню следит за сыном
малодушного Мухаммеда—Джелал-эл-Дином.
звавштим к уюрной борьбе против мон-
голов. «Защита воина-—острие его меча», —
тверлит этот мужественный воин, нанося
улары захватчикам. Он срывает ореол
непобедимости с Чингиз-хана и Налолго
задерживает  стремилельное продвижение
его армий. Непокорный войн всю жизнь
вел борьбу © монголами, собирая вокруг
себя смельчаков. Если бы примеру гор-
лого борца зз независимость последовали
и лругие руководители, монгольские орды
были бы разбиты.

В романе не показан крах монгольской
империи, построенной на костях миллио-
нов и миллионов людей покоренных стран,
но весь хол повествования убелительно,
без натяжкя приводит к заключению: вар-
варокая империя палет под ударами
потомков = и ‘последователей Джелал-эд-
Дина. которых подымет против ненавист-
ных завоевателей жажда свободы и любовь
К своей родине.

«..Скажу на прощанье моему незвело-
MOMY читателю: надменные имамы и раз-
дувшиеся от важности улемы меня упре-
кают в неверии... Злобна и тупа их бли-
зорукость!.. Нет тверже и пламеннее моей
веры: в победу скованного мыслителя нал
тупоумным палачом, в победу упнетенного
труженика нал свирепьым насильником, в
победу знания над ложью! Я знаю, наста-
нет лучшая пора, когла правда: забота о
человеке и свобода повелут нашу родину
к вевобщему счастью и свету!.. Это придет,
это будет!»

Этими словами мыслителя, участника
событий Хаджи-Рахима заканчивается ро-
ман. В. Ян писал книгу об ужасах наше-
ствия Чингиз-хана, а создал произведение
о гордых, смелых борцах за своболу, mpo-
изведение, зовущее на беззаветную борь-
бу против иноземных поработителей.

Семь веков отделяют нас от. монгольско-
то нашествия. Но когда читаешь, как за-
воеватели измываются Hal покоренными
жителями, руки тянутся к оружию.

«Жители, способные работать. были от-
правлены засыпать глубокий ров, окру-
жающий цитадель, в которой заперся
непокорный Ихтиар-Кушлу. Он со свопии

——_

Всесоюзное социалистическое соревнова-
ие портовиков охватывает ве новыё и
новые слои рабочих и служащих, и каж-
лый ‘день, каждый часомы являемся свиде=
телями новых и новых подвигов. Олна из
бомб попала в пароход, груженный боепри-
пасами. Возник пожар. Несколько минут
растерянности—и пароход взлетел бы в
BOSIYX. Рискуя жизнью, беспартийный груз-`
чик Иван Антоновяч Кондрашов сбросил ¢
себя верхнюю одежду и кинулся в дымя-
щийся трюм. Вместе с подоспевшими ра-
бочими порта Шимаревых и Подольяниным
Кондрашов спас корабль и груз, находива.
шийся в нем.

Не сумев взять Мурманск и его порт «в
Лоб», осатаневшие немпы еще в маё заяви:
ЛИ, ЧТО они сожгут всю причальную линию.
Совершив в июне десятки налетов на рай
он Мурманска, они протрубили на pecs
мир, что от. горола осталось одно mene-
лище. Правда, немды сбросили на Мур»
манск тысячи зажигательных и сотни $Фу=
тасных бомб. Они разрушили несколько
рабочих поселков, где жили торговые мо-
ряки, рыбаки и грузчики. Но порт рабо-
тает напряженно, производит разгрузку и
погрузку иностранных и советских судов.
Над выдумкой карлика Геббельса смеются
не только русские, но и британские, аме-
риканские, норвежские. толланлекие, поль-:.
ские моряки, все те, кто в эти дни уве-.
ренно ходит по причалам заполярного..
порта.

Срели иностранных моряков можно
встретить капитанов, ралистов, боцманов,
совершивших за время войны по несколь-
ку рейсов в СССР. И каждый раз, когда“
они покидают наши берега, к причалам
приходит начальник порта тов. Фортучен-
KO H, пожимая руку своим друзьям, жела-
ет им счастливого пути и скорого возвра-

щения в Россию. ОР
А. ДУНАЕВСКИЙ.

воинами решил не сдаваться и биться ло
последнего взлоха,— так рассказывает Ян
0б осале Чингиз-ханом внутренней крею-
сти Бухары.

— Монголы наблюдали, как работали
тысячи молодых и старых бухарцев, 3a-
сыпая землей и бревнами глубокий ров, и
торопили их. Через лва лня уже можно
было приблизиться к выкоким стенам кре-.
пости, на которых стояли вобруженные
защитники... Ш приказу монголов бухар-
ские плотники приготовили много ллинных
лестниц. Torta монголы набросилась ны
толпу, свирепо стегая ее плетьми,

— Чего вы ждете? На что смотрите?
Ставьте лестницы и полезайте на стены.

Никто из бухарпев не решалея подойти
к стене... Но монтолы, выхватив мечи. стес-
нили. конями толпу упиравшихся бухар-
цев и, насонец, начали безжалостно бить
их по головам. Бухары бросились вперед,
закрываясь руками. Монголы продолжали
их рубить, отсекая пальцы и-лалони»г ^-

Перех читателем встают зверства фаши-
стов. Гитлеровцы заставляют мирных жите-.
лей рыть укрепления. И не ограничивают-
ся этим: они ставят стариков. женщин и.
детей впереди своих солдат и, прикры-
ваясь мирными жителями, идут в атаку.
Они посылают пленных и жителей на
минированные поля, чтобы расчистить себе.
дорогу. Германекие фашисты в зверствах
и насилиях превзошли своих древних учи-
телей. :

Гитлер одержим той же бреловой идеей
завоевания мира. Олна за другой падали.
страны пол ударами его военной машины,
Современные  шейх-уль-исламы в лице
квислингов презали свои страны, свои на-
роды, современные мухаммеды опустились
на колени перед фашистскими побетителя-
un. Они уверяли, что вряд ли найзутся
страны, которые вылержат удар фашист-
ских разбойников. Но Гитлер встретил co-
противление и не отдельных смельчаков, &
великого советского народа, многих народов,
об`единенных в олну семью, влохновляе-
мых беззаветной любовью к свободе и ро-
дине. Преступления гитлеровцев страшней,
чем преступления Чингиз-хана, и наваза-
ние будет , несравненно более суровым. Гит-
леровские разбойники не только. испытают
позор поражения, не только. впрах. разз
BeeTCd их кровавый замысел. завоевания
мира, преступники, которые. превзошли
в овоих злодеяниях дикие чингиз-ханов=
скив орды, понесут возмездие перед сухещ
передового ‘человечества.