—_.—-=-=

ЗАЩИЩАТЬ НАЗКДУЮ ПАДЬ РОДНОЙ ЗЕМЛИ ДО
ПОЧЕМУ ПОГИБ ИВАН ТОПЧИИ

Вчера погиб Иван Топчий, боец нашей
роты. Он был убит на моих глазах. Мне
достаточно на одно мгновенье сосредото-
читься, и я представляю себе его падаю-
щим в предомертной агонии.

Сеголня, когла наша часть вернулась на
остарленные позипии, мы нашли ero B
траве. На скугем солнце его лищо сдела-
лось серым. но на нём как-то особенно
живо застыла печать испуга.

Иван Топчий был парень как будто
неглупый и добродушный. Но то, что от-
талкивзло от него—была его нерешитель-
ность, слабохарактерность. Кюгла он спра-
шивал у товарища copeTa, это было не
стремление еще раз проверить себя, а же-
лание заставить кого-то друтого решать за
него. Он был счастлив, котла находил пи-
роклю спину чужой воли, за воторой мог
належнюо скрыться.

Был ли Топчий труслив?

Я хного об этом думал раньше. Рассуж-
хения приводили меня Е тому, что чело-
век, не способный решать своих изленьких
кажлолневных залач, не мог. конечно, быть
убежденным человеком и в более общем
смысле. Мог ли он твердо, раз и навсегда
определить свою цель, свое место в страже,
в войне, в жизни? Мг ли он верить в
звезлу своей страны и в ©в0е собственное
счастье, если он вообще не способен был
на. тверлое убеждение и на святую. непре-
клонную веру?

В сложные переделки я попадал с Топ-

ных и твердых людей. Но ни один трус не
осквернит своим присутствием торжества
налней побелы. Война очистит нас OT 2ю-
дей, которые в тяжелые минуты исчыта-
ний находили время для фазмышалений о
судьбе своей шкуры. Погибает трус — это
логично и неопровержимо. Этот закон зву-
чит, как грозное предостережение каждому
человеку, который в решительный момент
ступает не лой ногой воина, а, нерепги-
тельно идя налпем строю, приносит #8
поле боя свой обывательские сомнения.

Иван Топчий не мог не погибнуть. Все
его поведение в последнем бою было по-
` ведением обреченного человека. Каж хоро-
шо. что своим низменным инстикетом он
не заразил других и только олин фаспла-
тился за свою позорную трусость!

Тяжел был бой у реки. Нал землей сто-
ял гул и скрежет, и грохот оглашал залым-
ленные поля © алской силой. В этом страш-
ном бою нас четверо оказалось отсеченны-
ми от роты. Немпы окружили нас на за-
паднох берегу реки. С нами было лва ми-
номета, к которым давно нё было мин.
Ггозное оружие молчале, и четыре бойца
мотли отбиваться от врага только своими
верными винтовкалги,

Бездействуюнще минометы особенно 0й-
ременяти нас. Кто-то предложил взорвать
их и бросить. В нашем положения такой
выхот мог показаться верным. Но взорвать
минометы было нечем, а бросить пелы-
ми — этого сделать мы не могли.

Действующая армия. Командир эска,

молодой летчик старшина И.
самолета. (См. корреспонденцию «Боевой

ПРАВДА

ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ КРОВИ:

дрильи
Ларкин, сбившие в

Боевой экзамен

Как может краснозрмюйское сердце теф-
петь далее то, что немец наступает, &
мы продожкаехм отдавать ему нашу зем-
лю, наши города и села, обревать наших
детей, жен и матерей на жестокие муки
и горькое посмешище!

Верховное гитлеровское командование
торопится упродить ненобежные, стра-
ные ему. события. Оно пытается захва-
тить ках можно больше советской земли
и воспользоватья не им  посеянным
хлебом на Дону и Кубани и этим ее раз
подхлестнуть настроение у себя в тылу и
на фронте; у Гитлера доверчивых дураков
еще много, и вагоны с советской пшени-
пей: несомненно, вызовут вэрыв торже-
ства у людей с голодными болячками нз
губах.

Германокий тыл смотрит на» каждого
своего солдата как на добытчика: он-то
уж привоюет и хуторок < мельницей и
пиеничным чюлем, и в Берлин пригонит
рабынь —— славянеких девушек, He про-
пустят ни куска сала, ни хвоста вяленой
рыбки, аккуратно упакует для посылки
одеяло с пуховой подушкой, и казачьи
суконньыю шаровары, и сдервет © казач-
ки юбку и кофточку, и залезет в ее сун-
тук, вытерев кровь CO <воей лапы.

Гитлеровские солдаты идут на добы-
чу. Они прут: они понимают, что неот-
пелимо связаны с Гитлером и всей фа-
пгистекой Германией общностью кровавого
преступления, —они боятся суда больше,
чем смерти.

Германское командование намеревается
вырваться к богатейшим районам нашей
страны, к хлебу и нефти.

Тогда немцам уже ие поналобится зары-

й капитан Н. Варчук и
одном бою по три вражеских

экзамен»). Фото Н. Konan.

НИ ШАГУ НАЗАД!

чием лважль, Первый раз это было пох Ба-
невом, у моста через Лнепр. Около реки
стоял нат бронепоезд. 0 которому немпы
били из пушек и минометов. Вокруг моета
взтымались серые столбы волы, У насыпи
в воздух взлетали куски шпал и груды
земли.

По этому пути нужно было пройти на
правый берег. Путь был краток. но прой-
TH eo значило пережить вечность.

уго бывал пол немецкими минами, тот
отлично знает, с какой метохичностью раз-
дается их отвратительный свист. Разрыв.
Позчинуты напряженной тишины. Снова
разрыв. И ровно через полминуты все на-
чинается сначала. Свист нарастает посте-
пенно, мина летит медленно. Сам Топчий

в пятистах, несколько ящиков с минами.
Мы поняли. что нужно приложить все си-
лы к тому,
что бы то ни стало выпустить эти мины
о немпам.

но, и, ве совещаясь друг с другом,-мы хви-
нули вперед.

решительный момент он бросился назад, к
переправе. Я видел, ка он бежал тула, из-
редка оглядываясь. как вор. Он и хействи-
тельно был вором, потому что. уйхя от нас,
он унес с собой четвертую часть вмлей
силы, которая и без того была мала. Он
пробежал всего несколько шагов, потом 0<-

И влруг Ето-то заметил впереди, метрах

Олин за другим взлетали истребители,
пристраиваяеь к ветущему. Команлир э0-
калрильи капитан Варчук, опытный, лет-
чик, совершивший 178 боевых вылетов,
вел мололых летчиков-истребителей в пер-
вый боевой полет. Спраза шел летчик
Пантюхин, слева-—мололдой летчик, комсо-
молец Ларкин, позали — Соколов, Морозов,
Журавлев.

Векоре истребители заметили фапгистские
самолеты. Шли пятнахлцать «Мессершмиит-
тов-109-ф». Шесть против пятнадцати! За-
вязалея бой. Группа советских истребите-
лей вела бой в строю. Й, ках ни старались
фашистские стервятники разбить группу,
чтобы поодиночке расстрелять самолеты, пу

чтобы добраться ло них, и во
Идея пришла в голову всем одноврежен-

Все, кроме Ивана Топчия. В самый

Слалость победы еше болег ободрила мо-

лолых летчиков. 35 минут продолжался
воздушный бой. 3 это время шесть фа-
шистских самолетов были сбиты, а осталь-
ные, не выдержав боя, ушли. Наши лет-
чики возвратились без потерь.

Молодые истребители лрались стойко,

храбро. Команлир эскалрильи Николай Вар-
чук сбил в этом бою 3 вражеских самоле-
та.
старшина Иван dJappun также сбил три
вражеских истребителя.

Самый молодой летчик‘ группы —

Ha слезующий день в часть прилетел

член Военного Совета фронта и вручил мо-
лолому летчику-истребителю Ивану Алек-
сеевичу Ларкину первую боевую награ-

вать свои танки, тогда фашистские пики-
ровщики с комавлами безусых, белобры-
сых мальчишек, жадных до убийства, сно-

АЛЕНУШКА

Хотя Аленушке нет и пяти лет, у нее
две русых косы, а в косах толубенькие
ленты. Фельлшерица Мария Григорьевна
советует всем  колхозницам непременно
стричь ребятишек наголо, но об аленушки-
ных косах никогда ничего не говорит.
Представьте себе махонькую, ладную, то-
лубоглазую девочку C деловито смынилен-
ным лицом. с светлыми косичками, а в

ва и снова будут бомбить и жечь кали
города и селения, все, что попадет им {
в окуляр стереотрубы; будут гоняться 3
одиночной малииной, подетреливать из пу- Я
лемета путника Ha дороге, девочку < 1у-
кошком грибов или четырналиатилетнего
кормильца В отцорском жилете ниже колен,
пропахирающего картошку вместе с мень-
шим братишуой, который велет лошаль по
борозде. Сейчас и не позже, В эти дни, ait
сегодня каждый воин Красной Армии J0I-
жен сказать своей совести: Стой! Ни шагу
назал! Стой, русский человек,  врастя
ногами в родную землю.

Священную ненависть, жгуче® томле-
ние отомстить врагу за всё <гГо кровавые
дела нахо соединить с упорством. Упор-
ство взего Красного фронта, всех частей
и всех родов оружия. всех воинов— от те-
Hepada до еще не обстрелянного красво-
адмюйца, встречающего гранатой набега-
ющий танк.-— вот 060 что должна В Кровь
и смерть разбиться наступающая фашист-
ская зрыпия.

Могучее, богатырекое русокое упорство
в обороне и встречном бою, в контрата-
ках и в наступления, на земле и в в93-
iyxe.— вот знамя Красной Армии.

Прежленяя колена, целуех край ваше-
то святого знамени, клянемся—не вы-
дать земли русской, не отступить 00106
HH на шах,

Больше нельзя оглялуваться на паши
необ’ятные просторы и думать, что у нас.
еще очень много земли, кула можно п0- сти,
пятиться. собираясь © силами. Силы с0- (1
браны. Взор во взор—пусть Hemel omy- -yq0s4
стат ‘глаза, в которых ужасом мелькнет soph
тень смерти. Немцев должно остановить, [р в
Перед силой русского оружия упалут фа- ‘дом
шнетокие знамена. abi

Алексей ТОЛСТОЙ,   50

Ty)
appa
А
пу.
колени и прильнул лицом ® ее плечу. & ви
влыхал запахи сарафанчика, трав, х0зяй- дз
ственного мыла, парного молока, трога-   ожил
тельные и нежные запахи детского тельца.   №

Потом тихо, ломким голосом произнес: — чуть

— Ну. ещюй мне, доченька... спой!.. 7088

Чуть нахмуривигись и чудесно картавя, 3
и немножко захлебъываясь, и не оканчивая
слов, Аленушка пела:

ПОНИ
ЕН

это не удалось. Олин фашистский самолет,
об’ятый пламенем. рухнул на землю. 3а-
тем был сбит второй.

с зро5ью в: голосе утверждал, что не раз
вилел собственными глазами ее Ефивую
траекторию!

М№ы научились уходить от немецких мин.
Если она свистит справа, мы мгновенно
перебираемя — влево. Главное — быстро
сопиектироваться, намертво овлалеть 00-
бой, подобрать всего себя лля бешеного
прыжка,

Маллил олин только Топчий. Когла раз-
лавался взрыв. он еще лолго не мог ре-
шиться. не мог оторваться от бугорка. ко-
топый его тах належно укрывал. Самое х-
рогое мгновенье он тратил на борьбу с
сбой. нз преодоление своего малодушия.
ВБоюгла же он. ваконеп, пересиливал себя,
позымалея и начинал бежать. издалека
уже лолетал отзвук нового. зловешеге сви-
eta. Разрыв почти всегла заставал его бе-
тушим. Получалось очень смешно: кюгл.
вздымалея столб земли и дыма и все мы
уже лежали на земле. укрытьыю в склал-
ках местности, он один (тот, кто больше
всех этого боялся!) стоял среди ровного
поля, совершенаю беспомощный, растерян-
ный и жалкий.

В конце концов он оказался единствен-

тановилея, широко взмахнул руками и рух-
нул в траву.

Такова была его смерть, смерть трусяи-
вого человека, смерть существа, не верив-
шего в свою Yiasy и считавшего своей
улалей спасение себя. Глупеп! Он решил.
что его спасти могут ноги. Он He юлу-
мался ло того, что у ролины нет ног и
спасать себя она будет, не убегая oT опах-
ности. 8 грудью отражая нахвинувршуюся
белу.

Страх липтил его раесулка, ибо только
сумасшелший в припалке безумия мог бто-
ситься туда. гле выхода быть не могло. Мы
же тобрались 10 ятиков с минами и заря-
лили евои мпнометы. Мы крошили немпев
с тыла и уложили их, а ве себя. Мы все
остались живы. хотя могли погибнуть
кажлую секунлу. Но вера лала нам спокой-
ствие. которого кичто не могло нас лишить,
и мы смотрели вперед ясными глазами и
ничего, кроме своей победы, видеть не же-
лали. :

Нет, не случайно погиб Топчий! Трус не
мог не погибнуть.

* * +

Мы верим’ в незыблемость жизни — по-

KAA

Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мертвый сам
На эту землю лягу,

Чем эту землю сдам!

‘

Клянусь, мы будем квиты
С врагом... Даю обет, у
Что кровью будут смыты

Следы его побед!

В Герматию угоняют русских девушек. ,
Их продают там на невольничьих рынках.
Ужасна сульба этих лочерей советского
народа, попавших в немацкий полон.

Вот письмо, найденное у убитого под

косичках -— ленты того же цвета, ITO H
глаза. Нет, не надо стричь Аленушку!..
  У левочки есть два брата — Петруня и
 Гришутка. Нынешней весной Петруня пе-
решел во второй классе, & Гришутка еще
не учится: ему только семь лет. 06 Але-
нушке и ее братьях колхозницы товорят
немножко завистливо: «Веегда-то они 0б-
А если я нарушу   шитые. обчиненные и, когда ви погля-
Ту клятву, что даю,   тишь. осегда чистенькие, аккуратные, а
Ани © га   ведь балуются, как и наши...» Иные мз-

ДРУГ Я ТРУ ‘тери очень ливятся Дарье Савостиной:
Перед врагом, в бою, «Когла это она успевает управиться и на
  ферме, п во дворе, и с троими ребятами...»
  Дарья работает старлией телятницей и ухо-
  дит на ферму перед рассветом, а возвра-
щается только в сумерки. Весь день она
 B хлопотах. заботах: топит в телятнике пе-
‘чурки. моет кормушки, поилки, пол, окна,
  носит с гумна солому для подетилок, вся-
‚чески выхаживает слабосильных телушек...
Пожалуй, во всем колхозе нет никого стара-

лу — орлен Красного Знамени.
Н. КОЛЛИ.

Действующая армия.

ТВА

Суревой мерой мерьте
Позор! моей вины:
Пусть покарает смертью
Меня закон войны!
Иосиф УТКИН.

РЫ HOK H EBON bH и КОВ   тедьняе ее. Иногла она делает хаже то, что

Ростерт все била и ругала русскую. Она должны были бы лелать друтие телятнецы.

Впрочем, в последнее время Дарье очень
прибыл РН } .
pace sean и a este we, BEARS приходится работать за подруг. Уж
и ive и М че о. № Сертеиха, круглая. румяная, невы-
ты Г ых MOMHO ВЕДЬ ЗА   ОСМО болтливая бездельнина, даже она,

до Оскола — лютуют немцы.

«Во саду — садочк...
Тачку я ката...

И беленьким песочк...
Дорожку посыпа...»

В одном месте она запуталась, H OTTOM
рифма пропала, и Аленушка, недоумевая,
спрантивала:

—- Ну, как, как? Ведь она была pos-
ненькая,

«Ровненькая» — значит складная, риф-
мованная.

Й вот еще недавно, всего три неделя
назад. Максим написал:

«...Вее про «белый песочек» вспоминаю,

прямо голос ее слышу...»

x * *

Случилось так, что Дарья ло сих пор
не откликнулась на это письмо. Нет ни 6у-
маги, ви карандаша, да ‘и ‘как, гс ‘кем по”
слать отвег?.. Во всей округе—от Валу®

..Шумят березки. орешник..х Где-то в

дремучих гущинах звенит и звенит зорян-

ным раненым срели нас. Иначе и быть не
могло. Топчий боялся, поэтому и попал в
белу. Он боялся, поэтому так глупо и расте-
раянно действовал, поэтому совершению ли-
шилея способности управлять собой. Он не
имел того непреодолимого убеждения, кото-
poe заставляет человека презирать ©пас-
ность и телает его героем. Бесхарактет-
кость. казавшаяся безобидной, неприятная
мягкотелость заводила его очень халеко!
Война тяжела, и много отважных людей
сложили свой головы. с честью и славой
отстаивая свободу ролной земли. На после-
военной перекличке побелы мы нелосчита-
емея многих смельчаков, многих решитель-

этому нам не етрапива смерть.

этого требует счастье нашей родины. Мы
способны перенести самые тяжелые жерт-

победного торжества погибииие со славой ве

строю. в отной шеренге?

Ленинградом обер-ефрейтора 405-го пехот-
ного полка 121-й ливизин Рудольфа Лам-
мерсмайера. Это письми написано его ма-
терью из местечка Лютте близ Эйнкернн-
рута:
«Ты пишешь, что
горло, На мы питаем надежду, что когда-!

Мы мужественно илем на гибель, если

вы во имя торжества нашего дела. Ню рав-
ве посмеет кто-нибудь назвать смертью та-—
кую самоотверженность? Разве в МИНУТЫ
нибудь случится особенное. Ведь может
me быть чудо. Вчера днем к нам при-
бежала Анна Лиза Ростерт. Она была
сильно озлоблена. У них в свинарнике
повесилась русская девка. Хотя Анна
Лиза обрезала веревку, пульс у русской
уже не бился. Она была мертва. Наши
работницы-польни говорили, что pay

булут стоять вместе с. живыми в одном

В стремлении к победе — наша жизнь.
В победе жизни — наше бессмертие.

Савва ГОЛОВАНИВСКИИ.
На Дону,

НЕДОРОГУЮ ЦЕНУ ПРИОБРЕСТИ НО-
ВУЮ РУССКУЮ РАБОТНИЦУ».

Не нужно слов! Шапки холой перед тру-

‘юм руеской левушюи, которая предпочла
войной сыт по   СМЕРТЬ рабству у немпев. Благословим б0й-

ца. сразившего святой пулей немецкого

негодяя.

Будем мстить проклятым  душегубам,
булем убивать без пощады и милосердия

немецких извергов, вторгиихся Ha напгу

землю, чтобы поработить советский наро.

Николай ТИХОНОВ.
(«Красная звезда», 2 августа).

gg rT НИЕ РНЕ ТЕТЕ ТЕТ АЕ:

ПАЛАЧИ

{От специального военного коррёспондента «Правды»)

Трулно поверить, что этой женщине
всего лишь 24 гола. Зверские излеватель-
ства гитлеровских мерзавцев. Haipyra-
тельства нал ее телом. страшные побой и
ужас пытки за короткий срок полломили
ее силы и слелали из молодой, цветущей
женшины старуху, больного человека,
навалила Ее знали молодой. жизнералост-
ной женшиной. ечастливой матерью. же-
кой команлира Красной Армии. Теперь
пере; нами — огорбленный, трясущийся,
озпрающшйся по сторонам старый человек.
Большое личное горе и неописуемый ужте
Beer пережитого вплели в ее черные л0-
коны частые нити серебристой седины.
Она пришла B Hal партизанский отряд.
вазвалась по фамилии и рассказала 0
страшной расправе. учиненной гитлеров-
скими погромщиками нал лесяткахи мир-
ных жителей в деревне В. ’

На заре обитатели деревни были раз-
бужены треском артоматных и пулемет-
ных очередей. Немецкий карательный от-
рял вхолил в леревню...

Екатерина Герасимова. так назовем MBI
нашу собэселницу, схватила грутного ре-
бенка и бросилась в подполье евоей из-
бы. Туда же ола увлекла старуху-мать й
четырехлетнюю тевочку-сиротку Подполье
не могло служить належной защитой от
коричневых бандитов. Ho ymac предстоя-
пей встречи с кемецкими извергами 3a-
гоняет беззащитных людей в погреба,
пот печи, в чуланы.

Баратели более часа последовательно
«прочесывали» леревню от олного края 410
другого. Они полхолили к кажй 1375.
прюсовывали в разбитые окна стволы. ав-
томатов и выпускали по нескольку длин-
ных очерелей. После этого овки кричали:

— Матка. выхоли!

Около кололпа собралось более полови-
ны жителей леревни. Напутанные. © де-
тишками на руках, они стояли. тесно
прижимаясь Ipyr к другу.

Затем жителей начали вызывать в Xa-
ту, гле раеположилиеь офицеры. Важдой
жертве ставились одни и те же вопросы:

— Партизан?

— Her!

ge —да——щЩщ—д—А——-

Погоняемые автоматчиками, сопровож-
хаемые воплями всей деревни, приговорен-
ныю поплелись в конен деревни.

Картинх массового расстрела дополни-
лась грабежом и пожаром. Пока одна
группа неменпких палачей вершила звер-
скую расправу, другая подожгла деревню.

Старуха-мать Екатерины  Герасимовой
решила умереть вместе е дочерью. С вну-
ченком на руках она бежала за лочерью,
шелтшей на расстрел. и кричала:

— Ирохы! И меня убейте! Бейте, про-
клятые!

‚И ее били. Били чем попало. 70-летняя
старуха палала. роняла внука, ‚вновь на»
холила силы, поднималась, поднимала ре-
бенка и снова бежала за лочерью.

Около моста произвели расстрел. Расстре-
ливали из автоматов, очередями. Сначала
упали. сраженные пулями. Григорий Ермз-

Улар ногою в живот. Это служило как
бы условным сигналом для всеобщего
участия в избиении.

Офяпер полнимал руку, избиение пре-
крашалось.

— Коммунист?

Снова отрипательный ответ и снова
побои,

Опять рука офицера поднимается ввер-
ХУ:

— Ролственняк
партизан?

Й опять беззашитная жертва полвер-
гается зверскому избиению.

Наконец. очерель люшла 10 Екатерины
Герасимовой. Еще на улице из ве рук
вырвали ребенка.

партизана? Знаешь

— Партизанка? ченков. Петр Adanacos a [erp Конлрашов-
— Нет.— отвечала Герасимова. 3a ними — Григорий Дорошенков. Матвей
— Комуунистка? Марин. Иван Марин. Григорий Солдатов,

Нет. беспартийная. Григорий Левин. Мария Савинкова. Алек-

— Имеешь связь © партизанами! —   (ей Содлатов, Петр Никитин. Анлрей Са-
начал уже утверлительно кричать офипер. aa Мария Конлрашова и Василий
Герасимова залилась слезами, а затем и   “®Н7Рашов.

жж + *

кровью: офицер выхватил из кабуры пи-
столет, с силой уларил рукояткой по лицу
женшины и приказал дать ей палок Сто-
явшие у стен подручные палача схватили
женщину. зажали ее голову в колени й
били ло потери сознания, а затем вышвыр-
нули из хаты.

Мучения жителей деревни №. на этом
не кончились. Германский офицер приказал
повторить допрос. На этот раз было допро-
meno 14 мужчин, Екатерина Герасимора,
Мария Савинкова и Мария Конлрашюва, ко-

14 жителей деревни №. бесстрашно

риняли смерть от фашистских палачей.
Деревея их была прелана разграблению и
огню. Десятки семей. оставшихся в жи-
вых. частью бежали в лес, частью были
силой огправлены в глубь оккупирован-
ных областей в концентрационные лагеря,
ва земляные работы, отланы в. рабство.
Деревни В. не стало.

Единственный оставшийся в живых

торых опять били рукоятками пистолетов,
приклалами винтовок. кулаками, палками,
коваными каблуками запог. \

Избитые 10 полуомерти мужчины и
женщины стояли в стороне от колодца,
окруженные автоматчяками. Всем стало
ясно, что им вынесен приговор, минуты
их сочтены. 14 мужчин — это было все
имужекое население леревчи. Оно подлежало
истреблению.

свилетель кровавой расправы — Екатерина
Герасимова. После долгих дней пыток и
истязаний в фашистеких штабных застен-
ках ей удалось бежать, притти в наш
партизанский отряд и рассказать вею эту
жуткую трагедию. :

— Я не была партизанкой,— заявила
Герасимова, — и не знаю, возьмете ли вы
меня в отрях: слаба я злорозьем и CHa BO
мне больше нет. Но пока теплится жизнь

3 моем теле, пока течет во ине кровь —
вся она до последней капли принадлежит
вам. лля мести, лля борьбы с немецкими
извергами, которые загубили мою молодую
жизнь, моих зрузей, родных и знакомых.

Широкой рекой льется кровь советских

люлей в оккупированных районах „Орлов-.

ской области. Кажлый лень Приносит
новые страдания тысячам беззащитных
люлей. Десятки деревень ‘преданы огню,
разгрому. уничтожению. Только за послед-
ние лни фашисты сравняли с землей
более лесяти селений.

Фашистекие изверги жгут жилые лома.
мельницы. бани, взрывают кололцы, вы-
кашивают недозрелый хлеб на корм ло-
шалей. Истребляется все. что только воз-
можно уничтожить. He может коричневая
саранча истребить одного — огненной не-
нависти советского народа Ев немецким
захватчикам, Тысячи людей покидают
свои погоревшие очаги и уходят в леса,
в лремучие. непроходимые брянские леса.
Десятки леревень ведут кочующий 0браз
жизни. Они не знают ни дня, ни ночи по-
коя. скрываясь. ища зашиты у наших
славных партизан, вливаясь и пополняя
армию народных мстителей.

Фашистскве изверги истребляют лвижи-
мое и недвижимое имущество советских
stole, HO HM никогда не удастся истре-
бить горячей любви советских людей в
своей ролине. к своему вожлю товарищу
Сталину. На-лнях смертью героев пали от
рук фашистских палачей молодые патри-
отки—комеомолки Катя Пасецкая и Зина
Иванова.

Стоя на краю могилы. смело гляля в
направленные лула автоматов, секретарь
комсомольской организации поселка Зина
Иванова смело бросила в тупые, бездуш-
ные лица фашистских палачей:

— Стреляйте! Стреляйте же, гады! Нас
много, нас миллионы, которые будут вам

метить за нашу омерть! С нами Сталин,
он отометит!

М. СИВОЛОБОВ,
Брянские леса, июнь — июль,

изумляет своим прилежанием, Ho все-таки на, мать Максима.

попав под начало Дарьи Савостиной, не-
сколько изменилась. Правла, она никого не

приходит на ферму в положенный час, кор-
мит-понт тетушек, моет посуду, меняет
подстилки... Говорит Сертенха попрежнему
неустанно, по о Дарье Савостиной ни ра-
зу не сказала злого слова, хотя именно с
бригадирами, эвеньевыми и вообще дере-
венскими активистами она ссорится 06060
чаето и поэтому охотно и лаже влохнозен-
но слатает о них всякие сплетки.
Кажется, Сергенху покорили не столь-
ко бесконечные заботы Дарьи об артельной
ферме, сколько душевная, трогательно-кра-
сивая скромность этой женщины. Котда в
телятник заходят работники из районного
городка и любуются плехенными, славно
выкормленными, выпоенными телушками,
светлыми подстилками, выюкобленным, вы-
мытым полом. весело белеющими станками,

Дарья не выдается вперед, не ищет похвал,
не выговаривает громко: «У меня...» «Я
распорялилахь...» «Я завела свой поря-
док...» Ей всё кажется, что в телятнике
прорва всяких неладностей. :

Муж ее Максим Савостин, артельный
овощевод, ушел год назал на войну. Он
нежно любит Дарью, ребятишек и в. каж-
лом нисьыме много расспраптивает о жизни
семьи, о Петруне, Тришутке, но больше
всего об Аленушке: «Подружжи-то кто у
Hee?..» «Поли, кухня у нее на огороле
уже вся развалилась? Скажи ей: вернусь,
сложу печурку, налеплю! разных горшков,
ухватики, кочережки сделаю...» «Напиши,
Дашута; отводишь ты ee B детский сад
или она © бабушкой? Лучше — в сад.
вообще опиши, какая она теперь есть...»

Совсем недавно Максим написал:

«...Чего-то эти дни всё вспоминается
один пустяк: про «Шарика», как он от
Петруни к ней убегает. Она ведь и не кор-
мит его и внимания большого не обращает,
а он всё вокруг нее вертится и Петруню
не признает. Живет «Шарик»-то? И потом
всё про «белый пегочек» вспоминаю и пря-
мо голос ее слышу...»

Ребятишек в избе He было,  когла
Дарья читала это письмо. Она заплакала.
Накануне ухода на войну Макеим сидел
вот тут на скамье, подле него стояли [[e-
труня и. Гришутка, они расспрашивали от-
ца о войне и здорово ли отед будет «баба-
хать немцев» и прочее такое... Вбежал «Ша-
рик»—мохнатая желтая дворняга, приобре-
тенная недавно Петруней. Она, видно, встре-
чала Аленушку, возвращавшуюся с бабкой
Ульяной из колхозного детского сада. Але-
нушка вошла в синем сарафанчике, зало-
жив руки за спину и лукаво и ралостно
поглядывая на отца.

`  красноармейцев. Они вели по валуйской 10-,

ка. и Дарье слыптится в ее звени:

«Убить!.. Убить!.. Убить!..»

Каждое утро, сварив партизанам похле-
ку. кашу, Дарья прихотит на эту полянуи
садится под молоденькой тонкой ‘березкой
у левой сторовы могильного холма. Тут
дежкт Аленушка, а справа — бабка Улья-

Зв
Пан
Аж
ИН
ШИН
Nit

В
ый
ного J

ны

ДО

А Максим еше не знает ничего,

В воздухе — сладость лесных пветов,
чуть шелестят березки, в истоме замир: ют
над муравой пычиноцветные бабочки... й
‘звенит, звенит незримая зорянка:

«Убить!.. Убить!.. Убить!..»

Й веякий раз Дарья мысленно слагает
щисьмо Максиму...

«...Максимушка. кровный мой, ласковый
мой!.. Помяни, Максимущка, светлой 2%:
бовью ласточку нашу Аленушку H Mat
твою’Ульяну Васильевну...» i

«...Когла Петров Анисим узнад, что вех Thyeny
цы собирают восемьдесят человек на pat- oy
стрел, прибежал ко мне, говорит: «Те treggi
тоже возьмут, беги, пока можно, в Нежи- шел
ский лес...» Это они в отместку за отбитых у

ба Я

роге раненых красноармейцев и трех пише, $

решетниковского моста кончили, а пятерых
отбили наши партизаны и унесли в
жатский лес. Кинулась я за ребятам
Туда-сюда, никак не найлу: спрятали
куда-то с бабушкой. А Петров: «Беги, ft
ти! Вон они уже Якова Дементьева пов.
ли. Суслову Аннушку... Беги!..» Наказал, }
чтобы бабушка вывела ребят тоже в 2, у
Й как была, так и побежала. Спустя at муз
много пришел в лес лелка Григорий. лв be
нем ‘нет... «Илите в Манюшкин лог, № —
те!..» А что там, не говорит, задыхаегя 4
«Идите, идите, беда там!..» Сразу пу ра,
ло мое сердце. Побежала. За мной — ци
геиха, Дулова Прасковья... Наветречу — _
Петруня с Гришуткой: «Маманя, 6% lg
упала, вся в крови... И Axenymxa we “1
упала...» Бежим. Тут Дементьева Агафые ^
ребеночком свалилась, тут — другие... БИ  iy ay
силась Я к бабке, себя не помню. Лехи
она без дыхания. А Аленушки вет. №%
rie? Y нее пули прошли немножко #18
грудки, и она, видно, пробежала с60ль5“ в
то шагов и упала в рожь. Сергеиха ув
ла, вынесла ее, а у нее глазки О’ №;
тые...»

«...Максимушка, ласковый мой» вот 91
они слелали х, нашей доченькой я с твоей
матерью и со всеми людьми, которые #0 „^
в руках ребят. Прямо по ним с МЫ!
стреляли, и кто нес ребяток, те Bee Vr
тыюе. А’Петруня и Гришутка шли 10 BI;
во ржах, и пули их’ не достали...

«..Сижу сейчас у могилки.. Та № =
гробика и похоронила ее. Сердие мое oT)
вается и летит в пропасть...»

_ <...Максимушка, от своих партизан ®
Уйлу никуда. А с парнишками управа»,
хоть и в лесах, а в кровной семье. Й п №

— А у меня диледа есть, — прогово-
рила она.

Тогда _Аленушке не было и четырех
лет, и ей все еще никак не давались три
буквы: Р, Ж иЗ, п она не могла произне-
сти слово железо, а сказала: диледа. И
ждала, что отец, взяв железную стружку,
принесет из клети инструменты и сдела-
eT, как делал раньше, что-нибудь интерес-
ное: например, бабочку, взмахивающую
крыльями...

Максих подхватил Алейушку, усадил на

тебе, мюй Максимушка. мой ласковый. и
с могилки вашей ласточки свое жении !
материнское слово: пускай от руки 18
поплачет за своих сыновей не олна Atl
мать. И пускай никотла не утомития 1
сердце, не залрожит рука: душа п ИМ
их, околько только хватит твоих CAH’

Где-то близко, над самой могилкой Mt
нушки, золотисто и повелительно през
па зорянка:

«Убить!.. Убить!..»

А. КОЛОСОВ