СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ АРХИТЕКТУРА И ЗАПАДНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Наш ВЕК международных сношений, торговых, промышленных и культурных связей в значительной степени стер границы национальных особенностей и характерные черты развития в каждой стране индивидуального искусства. Вот почему, за исключением некоторых деталей, степеней и незначительных ва
риаций, пути развития всех видов искусства в ряде континентальных стран Европы и Америки находят много общего между собою.
Наиболее влиятельный класс современного общества на Западе—мелкая и круп
ная буржуазия является в области влияния на искусство в известной степени решающим фактором. Пролетариат, как и вообще широкие народные массы, в современном искусстве не имеет ни значительного влияния, ни непосредственного отра
жения. Нейтрализованы и национальные тенденции развития искусства в каждой из указанных стран.
Мелкобуржуазные тенденции в современной архитектуре Запада находят свое отражение в индивидуалистической трак

товке формы, в отказе от строгих зако

нов композиции, в перепеве старых форм, опять-таки индивидуально трактованных и приспособленных для вкуса и нужд отдельных заказчиков. Под влиянием этих тенденций, архитектура становится не большим искусством организации форм и пространства, а искусством гурманов, смакующих детали и точность передачи форм той или иной отжившей эпохи и ее стиля в новом строительном материале современными техническими средствами. Создается архитектура анархически эстет
ствующих личностей художника и заказчика-потребителя, — архитектура для архитектуры.
Ее формы должны быть оригинальные, вопреки законам статики, прочности, свойств материала. Стили декаданса,
модерна и ложно-классики, имитирующие средствами штукатурки и бетона камен
ные формы — наиболее характерные стили мелкобуржуазных влияний на искусство архитектуры.
Индивидуалистические тенденции и психология „уюта мелкого буржуа создают очень выразительный тип особняков с гостиными, кабинетами и спаль
нями (эти „очаги-крепости быта): их же влияние мы находим в сооружениях общественного назначения. Театры, обще
ственные здания, залы, вокзалы и пр. объяты этим романтизмом уюта и инди
видуалистических исканий и вкусов как авторов, так и потребителей.
Влияние же капитализма, нашедшее свое воплощение в технике и организационных формах крупного производства, внесло в искусство архитек
туры моменты динамики и механизации. Капитализмом были провозглашены, как решающие ценности в жизни—стандарт, а не индивидуальное, экономика, а не эстетика, утилитаризм, а не созерцание. Эти принципиальные взгляды находят в архитектуре соответствующее отражение,
особенно ставшее заметным к моменту чрезвычайного накопления и собирания капитала во время и непосредственно после империалистической войны. Архитектура отбрасывает каноны стилей и об
ще-композиционные принципы, заменяя их техническими началами: расчета, эконо
мичности и утилитарности (практическая целесообразность). Наиболее яркое выра
жение этих капиталистических влияний мы находим в так-называемом конструктивиз
ме, где примитивизм архитектурных форм,, продиктованный якобы единственным учетом свойств материала, технических конструкций и назначения сооружения, осо
бенно выпукло передает настроение
„владык промышленных центров .