Конструктивизм в архитектуре сводит свою работу к откровенной передаче современных технических конструкций и материала, применяющихся в современ
ных сооружениях. Его архитектурное оформление — есть следствие цели и средств. Он не думает, а иногда считает и прямо вредным решать формальные задачи объемности здания, его вырази
тельности, влияния на архитектурную форму условий освещения, точек зрения, окружающего здания ансамбля и т. п. Пространственно-функциональная сторо
на архитектурной формы им упускается так же легко, как легко отбрасываются законы архитектурных композиции и конструкции. Немного позже, в так называемом „пуризме (особое направле
ние в искусстве, признающее значение и необходимость учета физиологических и биологических сторон нашего воспри
ятия форм и получающегося от них эстетического ощущения) мы встречаем попытку считаться с физической закономерностью взаимоотношений форм, пространства, освещения, окраски и прочее.
Но все же, в основном своем проявлении и тенденциях конструктивизм имеет стремление механизировать все явления, старается доказать главенствующее и ре
шающее значение техники в искусстве и стереть всякое индивидуалистическое проявление, заменив его чисто утилитар
ной целесообразностью. Это направление в искусстве следует признать скорее на
туралистическим, чем имеющим широко реалистические устремления. Этот натурализм порожден капитализмом, он неразрывен с ним. И, конечно, его дети
ще—конструктивизм, пускай динамичный и более материалистичный в своем понимании архитектуры, чем индивидуалистическая архитектура мелкой буржуазии, — все же чужд и далек своими архи
тектурными формами от понимания и здоровых чувствований широких народных масс.
Современная нам западная АРХИТЕКТУРА дает нам наглядный пример того, что одни тенденции руководящих классов не могут еще создать со
временной монументальной архитектуры. Запад еще слишком увлечен водоворо
том жизни, охвачен этим водоворотом, несется вместе с ним не как кормчий, а скорее как влекомый случайный пред
мет, попавший в пучину. Вот почему не делается там ни широких обобщающих выводов и заключений, ни попыток здо
рового анализа в области искусства. Вот почему нашей современности, могущей только „фотографировать жизнь, поверх
ностно ее „изображать , — очень далеко до большого синтезирующего монументального искусства и архитектуры в частности. Создаст ли современность его — большой вопрос. Нужны новые усилия, не
обходимо вмешательство общественной
силы пролетариата и широких народных масс для того, чтобы воздействовать на искусство освежающим образом. Только тогда, вероятно, мы станем свидетелями зарождения и расцвета широкого монументального искусства архитектуры, архитектурного стиля, выражающего в синтезе чаяния современной — уже социалистической эпохи.
И только тогда мы встретимся вновь с утверждением ясных по своей сущности и полезности законов композиции и архи
тектурной конструкции, организующих архитектурную форму и пространство и одновременно научно ценных, как средств организации наших био-физиологических основ восприятия и ощущений, порождаемых закономерно-организованными архи
тектурными формами и организованным пространством.
Тогда, но не раньше, мы разработаем научную организацию искусства и будем его рационально использовывать в жизни, как могучий строящий и организующий фактор.
ЭКЛЕКТИЗМ (следование старым формам и стилям), индивидуалистическое гурманство и конструктивизм с своими механизирующими и технизирующими архитектуру началами — вот основные тен
денции современной архитектуры Запада, по указке буржуазии и крупного капи
тализма вышивающей свои узоры и создающей новые архитектурные формы.