ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Значение театрального образования до сих пор понято далеко не всеми. Конечно, в наше время вряд ли найдутся такие чудаки, ко
торые отрицали (бьг театральное образование вообще и возводили бы в достоинство игру актера «нутром».
«Надо родиться актером», — говаривали в старину, — и этим определялась вся система воспитания актера.
Отсюда пошли бескультурье и богема русского актера. Один из самых выдающихся русских актеров конца прошлого столетии, Ленский, поставивший вместе с Боборыкиным и Ю,жиным-Су,мбатовы-м на первом с’езде сценических деятелей в 1897 году вопрос о театраль
ной школе, так характеризовал культурный уровень русского театра и актера:
«Театр только тогда способен интересовать собою общество, когда мы, представители сценического искусства, будем стоять по
своему образованию и развитию если не выше, Т0(, по крайней мере, не ниже его... Не стыдно ли, не оскорбительно ли сознавать, что корпорация русских актеров — единственная в мире корпора
ция, не признающая образования благом для себя и для своего искусства? Возможно ли сильнее и грубее унижать свое дело, как
унижает его сам актер, говоря своим отношением к нему, что для его искусства в сущности не требуется никакого искусства?... Мы видим, до какого абсурда довела несчастную сцену эта пресловутая игра актеров одним нутром...»
Однако, это выступление, как и .последовавшие затем попытки улучшить театральное образование, ощутительных результатов для театра не дало.
Серьезно вопрос о системе воспитания актера, вопрос о том, что актерскому мастерству надо учиться, О том, что суще
ствует определенная актерская техника, которую надо изучать, о том, что мастерство актера зависит от культурного уровн я самого актера, впервые поставил выдающийся мастер русского театра ;К. С. Станиславский.
Но Станиславский не только поставил, но посвятил практической разработке этого вопроса всю свою жизнь.
То блестящее поколение русских актеров, которое мы имеем в Художественном театре в лице и старшего его поколения, и сред
него, и молодежи, — .все это результат решенной Станиславским проблемы воспитания актера.
Система воспитания актера, разработанная Станиславским, дает прочный, обоснованный метод актерского воопитання.
Другой замечательный мастер советского театра, В. Э. Мейерхольд, в своей школе создал ряд блестящих актеров и режиссеров советского театра. Достаточно назвать такие имена, как Эйзенштейн Юткевич, Шлепянав, Охлопков, актеры: Бабанова, Ильинский, Орлов и др., чтобы понять, что метод воспитания актера и режиссера, проводимый этим выдающимся деятелем советского театра, оправдан чрезвычайно положительными результатами.
Мы, наконец, имеем и замечательный опыт воспитательной работы актера, накопленный ведущими театрами страны. Почти все лучшие театры страны (Малый,, б. Алекса,ндри,некий, Вахтанговский, Камерный, МХТ 2 и др.) имеют непосредственно при театрах театральные школы, в которых ведут педагогическую работу лучшие мастера театра, используя при этом традиции и метод своего театра.
И все же с театральным образованием у нас неблагополучно.
Беда заключается в том, что вся работа по воспитанию актера ведется, а значительной степени, кустарно, посколько опыт этой работы ие подвергается соответствующему анализу. Те сдвиги, которые мы имеем сейчас в этой области, являются далеко недостаточными.
Не может оправдать нас здесь то, что советский театр не получил в наследство, по существу, ни одной мало-мальски серьезной ра
боты по воспитанию актера. Известны так называемые «учебники» Н. Сведенцова, П. Боборыкина, С. Кафтырева, Воронова и др., но рви ,не имеют сейчас для нас ни научного, ни практического значе
ния. Самой ближайшей задачей всякого серьезного театрального учебного заведения является разработка принципов системы воспи
тании актера. Не надо ставить перед собой задачу обязательно блеснуть какой-то новизной, нужно в первую очередь усвоить и использовать те основы воспитания актера, которые разработаны и проверены на практике К. С. Станиславским и затем В. Э. Мейерхольдом, Вахтанговым и др.
Эти задачи под силу нашим учебным заведениям. Особо ответственную роль должен сыграть в этом отношении единственный
пока у нас вуз, который, к сожалению, не проявил себя до сих пор как центр методической разработки всех главнейших вопросов по обучению и .воспитанию актера.
Понятно, что виновато здесь и Управление театрами, которое не поставило решительно перед учебными заведениями этого вопроса и не заставило их .приступить значительно раньше к этой необходимейшей для театрального образования .работе.
Чрезвычайно важен вопрос об учебниках. Трудности, связанные с тем, что до самого последнего времени в русских театральных школах, вообще говоря, никаких учебников не существовало, что занятость ведущих мастеров театра и иногда боязнь подвергнуть свою систему воспитания, конкретно изложенную в книге, критике, невысокий уровень ,и случайность педагогических кадров не могут служить оправдывающим моментом тому, что это дело реализуется сейчас с опозданием.
До конца этого года ГИХЛом должно быть выпущено 9 учебников: «История русского театра» Всеволодского-Герн
гросса, «Хрестоматия по истории русского театраего же, «Грим» Раугула, «Ритмика» Збруевой, «Музыкаль
ная грамота» Сеже,некого, «Художественная речь» Шервинского, «Хрестоматия по мастерству актера» Львова и Максимова, «Техника движения» Шишмарева и Иванова, «История западного театра!» Мокульского, «Хрестоматия по истории западного театра» его же.
Сейчас пока вышли 3 учебника («Грим», «Ритмика» и «Музыкальная грамота»).
В 1936 году согласно договора выйдут: Суренский — «Техника художественной рйчи», Бернштейн — «Художествен
ная фонетика», .Адлере — «Русский театр XX века», Гвоздев — «Западный театр XIX и XX веков».
Кроме того ведущими педагогами Теавуза (Леонидов, С а х- но-вский, Судаков, Охлопков и др.) будет подготовлен и издан в 1936 году сборник по вопросам мастерства актера и работы над образом.
.К. С. Станиславский закончил уже книгу о принципах воспитания актера и работе актера над образом, над которой он работал ряд лет. По,видимому она выйдет в свет также в 1936 году.
Таким образом только будущий год закончит первый этап .работы, которая по существу является первой попыткой в истории театра по созданию методических и учебных пособий для воспитания актера. Конечно, это только первый опыт и первый этап.
Очевидно, что рост советского театра зависит от качества подготовки молодых актерских кадров в учебных заведениях.
Налицо бурный рост театров во всей стране. В царской .России было всего 250 театров, сейчас их около 700. Количество театраль
ных работников в царской России равнялось 12 тысячам, а сейчас их в одной РСФСР около 40 тысяч и к концу 1937 года их будет не менее 50 тысяч.
Этот рост с успехами социалистического строительства увеличится еще более.
Стахановское движение с его замечательными социалистическими темпами производства, ускоряющими общий процесс строительства и одновременно повышающими культурный и материальный уровень трудящихся масс, в самое ближайшее время поставит вопрос о необходимости развертывания новых и новых театров.
Может ли удовлетворить этот рост наших театров то количество учебных театральных заведений, которое мы имеем сейчас? Мы дол
жны прямо сказать, что ни количество, ни качество удовлетворить эти требования не смогут,
Мы имеем сейчас целый ряд областей (Кировск, Курск, Челябинск, Куйбышев, Иркутск, Хабаровск и Оренбург), которые не имеют ни одного театрального учебного заведения. Эти края наивно полагают, что они и дальше смогут получать необходимое количество актерских кадров за счет учебных заведений Москвы и Ленинграда.
Но уже в ближайшие же годы эти края встретятся с огромными затруднениями в вопросе расширения сети театров, если немедленно не приступят к организации своих учебных заведений.
Сейчас ,в РСФСР мы имеем один Театральный вуз, 24 театральных училища и 14 театральных отделений при национальных техникумах искусств (в царской России было всего 6 театр, училищ).
В подавляющих случаях краевые организации этими училищами не занимаются. Поэтому до сих пор неудовлетворительно разрешены вопросы .помещений, отсутствуют производственные условия для сценической работы, плохи общежития и т. д.
Особенно тяжело положение национальных театральных училищ, вследствие отсутствия на местах необходимых условий для воспи
тания актеров. В последние годы. мы проводим систему воспитания национальных актерских кадров в Москве и Ленинграде.
Подготовка проводится целыми коллективами, так что национальные республики, получают через несколько лет готовый национальный театр, воспитанный лучшими педагогами Москвы и Ленинграда.
В связи с тем, что кадры квалифицированных педагогов чрезвычайно .недостаточны, с этого года при Теавузе открыто специальное отделение аспирантуры, где будут подготовляться квалифицированные педагоги для театральных училищ.
Но всего этого недостаточно. Поднять театральное образование можно только силами квалифицированных мастеров советского театра, а не бюрократическими кабинетными измышлениями.
Надо изучить, обобщить и использовать опыт всех лучших учителей и деятелей советского театра* по воспитанию советского актера. Слова нашего великого Сталина о том, что «кадры решают все», имеют прямое и .непосредственное отношение к театру, театральному образованию, к нашей работе.
К нашему стыду, ни мы, ни краевые организации не можем рапортовать вождю о том, что мы выполнили его указания и достаточно обеспечиваем советский театр новыми высококвалифициров а,иными кадрами.
Надо добиться решительного перелома в этой области театральной работы. Гордость нашей страны — лучший в мире советский театр очутится в очень тяжелом положении, если подготовка и вос
питание новых актеров не будут подняты на соответствующую высоту, если не будет уделено этому насущнейшему для театра вопросу достаточное и ответственное внимание.
М. АРКАДЬЕВ