Заслуженная артистка республики
С. В. ГИАЦИНТОВА
Задачи театральных школ на первом этапе их деятельности — то-есть на первых .курсах — всемерно поднимать культурный уро
вень своих воспитанников. Все последние годы мы наблюдали -в теашколах одно пе
чальное явление: молодежь, приходящая из семилеток, несет с собой безнадежно малый запас знаний. Однако объективность требует заметить, что в самое последнее время наметился перелом. Люди, пришедшие в театраль
ные школы в этом году, уже .значительно дисциплинированнее и больше знают. Реорганизация средней школы дала положительные результаты.
Я часто задаю вопрос своим ученикам: что их заставило пойти именно в театральную
школу? Этот вопрос может иметь решающее значение для преподавателя, так как откроет ему миропонимание будущих акте
ров. Мне кажется, что большинство молодых,
выбирающих себе профессией актерство, делает это под влиянием любви к театру. Любовь к театру определяет часто их отношение к литературе. Так, например, мно
гие знают классиков — Шекспира, Чехова, Островского — только по тем пьесам, которые в данное время идут в московских театрах. Большинство, например, знает «12-ю ночь», отнюдь не являющуюся лучшим про
изведением Шекспира, и не знает «Отел
л о», не знает «Гамлета» только потому, что эти пьесы сейчас в Москве не идут.
Некоторых привлекает к театру нелепое заблуждение, будто бы актерство —- самая легкая профессия, требующая мало труда и дающая много благ. Этот ни на чем не осно
ванный, оскорбительный взгляд на театр, как на легкое средство к существованию, мы раз
биваем беспощадно в первые же дни учебы. Мы внушаем молодежи ;мысль и убеждение,
что работа на театре, актерская профессия — это колоссальный труд, требующий приле
жания, огромной дисциплинированности, и ничем не напоминает пути к «легкой жизни». Слова мы подтверждаем1 делом, требуя в школе нашего театра от учеников очень большой работы и самой строгой дисциплинированности.
На почве этого происходит естественный отсев. Те, кто ожидал иного, с разочарованием уводят из школы. О таких мы не жа
леем. Все равно из них бы ничего не вышло, а создавать актерский баласт меньше всего входит в наши задачи.
Отсев играет колоссальную положительную роль в процессе учебы, особенно на первом и втором курсах, когда еще не поздно отва
живать от театра безнадежных и уже можно определять подлинные способности того или иного ученика. Но мне кажется, что на экзаменах нужно быть несколько более «либеральным», чем это принято у нас. Театры
С. В. ГИАЦИНТОВА.
любят щеголять такими цифрами: дескать, «из 300 подавших заявления на первый курс принято 30». Конечно, это очень пышно и производит впечатление тщательного отбора, но, к сожалению, приносит это не всегда ожидаемые результаты. Дело в том, что на экзаменах, где мы располагаем для определения способностей средствами1 исключитель
но внешнего порядка, возможны большие ошибки. Нередко юноша с хорошей внеш
ностью, сносно прочитавший стихотворение и водворенный на основании этих данных в стеньг театрального учебного заведения, оказывается очень неспособным актером, и, наоборот, в человеке, смущенно бормотавшем что-то на экзамене, в человеке с незаметной внешностью могут быть заложены большие актерские данные. Вот почему следует, я думаю, очень чутко подходить к молодым на экзамене, не боясь того, что пер
вый курс, паче чаяния, может оказаться слишком многолюдным. И быть очень бес
пощадным и стропим при .переводе с первого на второй и со второго на третий курсы, когда есть уже все основания говорить о способностях или бездарности того или иного ученика.
В некоторых театрах есть установка не принимать в школы слишком молодых. Так. например, семнадцатилетний возраст считается еще не достаточно «зрелым» для актерской учебы. Это неверно. В хорошей театральной школе молодые люди ничего не по
теряют, если даже им через год, два после учебы придется уйти оттуда из-за отсутст
вия способностей. Там они получат знания,
воспитание и любовь к дисциплине, которые не повредят им ши в какой другой профессии.
Ведь в театральных школах воспитывают не только актерские, но и человеческие качества, и, пожалуй, в первую очередь чело
веческие. Мы воспитываем в актерах чувство этики, чтобы наши молодые люди радова
лись, если их товарищ получит хорошую роль, чтобы радость эта была искренней. Эти качества можно разбудить в человеке именно в ранние, юношеские годы.
Мы даем им знания, технику и бередим фантазию. Чтобы наши будущие актеры сое
диняли в себе знания, умение, убеждения и точку зрения. Мы внушаем им мысль, что учиться им придется всю их жизнь, ибо актер, который решил, что он уже всему научился, погиб для сцены. И мьг твердо знаем, что те учащиеся, которые победят все препятствия, которых не устрашат ника
кие трудности, с успехом> закончат школу я станут настоящими советскими актерами, имеющими право носить это почетное звание...
Заслуженный артист республики
В. Я. СТАНИЦЫН
Когда бы и где бы в столичных театральных кругах ни зашел разговор о театральном образовании, непременно можно услышать самые лучшие пожелания, пышные общие фразы, весьма путанные «теоретические» мысли и почти ничего дельного. Стоит же завести речь о Всесоюзном институте теат
ральных искусств им. Луначарского (бывш.
Гитис), как тотчас же на лицах собеседников появляются кривые улыбки, долженствующие отражать крайнее неверие.
Какие причины у работников искусства так прохладно относиться к единственному Всесоюзному театральному институту? Мне ка
жется, что причин к этому нет никаких, а есть лишь сила инерции, какая-то скверная традиция, неизвестно кем и когда начатая.
Большинство московских театров не испытывает нужды в театральном институте, ибо почти при всех театрах имеются специаль
ные театральные школы, студии и т. п., воспитывающие для театров актерское пополнение. Но это не может умалить значе
ния Всесоюзного театрального института. Он воспитывает актеров для растущей театральной периферии, для самых отдаленных обла
стей и краев, для национальных республик.
Воспитывает не только отдельных актеров, но и целые театральные коллективы.
С одной такой национальной мастерской мне пришлось работать в течение двух лет. Теперь уже мои бывшие воспитанники закончили свое театральное образование и пере
Заслуженный артист республики В. Я. СТАНИЦЫН.
шли из учебных комнат на профессиональную сцену. В городе Орджоникидзе они организовали первый в Союзе профессиональный Осетинский театр.
Значение воспитания-национальных актерских кадров велико. Ответственность руководителей национальных актерских мастер
ских олромна. К сожалению, в первые годы существования национальных классов руководство Института яе смогло привлечь к ра
боте достаточно квалифицированных преподователей. Мне думается, что в националь
ные мастерские нужно направлять наиболее квалифицированных преподавателей, для работы с националами нужно привлекать все
лучшие силы театров, ибо работа эта втройне ответственна и трудна.
Самое трудное в работе с молодыми национальными актерами — это суметь найти общий язык. Конечно, общий язык не в прямом смысле этого словд, так как это особенного труда не представляет и при известном навыке и опыте достигается с успе
хом. Но вот, вскрывая природу чувств, мне приходилось быть свидетелем самых неожиданных результатов.
Так, например, студенту-осетину задается этюд: радостная встреча с отцом после дол
гой разлуки. Я раз’ясняю ему все в деталях. Этюд понят. Но в тот момент, когда ре
жиссер ждет проявления чувств — объятий, поцелуев, студенты, играющие этюд, оста
навливаются в отдалении друг от друга. Быть может, они не поняли задачи? Поня
ли, ,и чувства их вполне искренни. Но в том-то и дело, что если природа чувств остается той же, то форма выявления чувств иная, присущая этой народности. Если бы, по нашей традиции, сын-осетин бросился на грудь своему отцу, это было бы с его сторсны проявлением крайнего неуважения к родителю, граничащего с оскорблением.
Этот пример приведен мною для того, чтобы каждому стало понятно, как велика ответственность преподавателя, рабо
тающего в национальной мастерской, каким чутьем и опытом должен обладать преподаватель для того, чтобы его педагоги
ческая работа принесла удовлетворительные результаты, а не стала причиной недоразу
мений. Это также настоятельно подтверждает необходимость одновременно с актерскими национальными кадрами воспитывать и режиссеров и административных работников.
Работа в национальных мастерских требует высокой квалификации преподавательского состава, ибо преодолевать приходится весьма серьезные препятствия. Каждый препо
даватель встретит на своем пути cepbeggjjro врага театра — врожденную за^^щ^ть студентов национальных классов, “многолет