своему целеустремлению движимая рука мастера могла создать шедевры, по
добные росписи Сикстинской капеллы Микель-Анджело, подобные „Фаусту Гете, „Воскресению Льва Толстого, или хотя бы даже „Жизни за царя Глинки.
Великие исторические эпохи всегда выдвигали великих художников, прослав
лявших чарующей силою своего искусства великие мысли и великие дела своего времени. Бернард Шоу, например, идет так далеко, что признаком великого ху
дожника считает прежде всего богатство и глубину идей, содержащихся в про
изведении, а потом только мастерство. Но история человеческого общества знает эпохи упадка; тогда хиреет и искус
ство, ибо художник в таком обществе не находит живительных соков для ве
ликого воодушевления. В такие эпохи самое лучшее создается только теми художниками, которые, заняв отрица
тельное или критическое положение к своему времени, к своему ближайшему обществу, поднявшись выше его, чер

пают свои идеи и свое вдохновение из свежих источников грядущего.

Не случайно, поэтому, что страны Запада с их изумительными культурными богатствами прошлого, теперь за последние полвека не дали ничего особенно большого в области искусства. Старая, буржуазная культура, движимая внутрен
ними законами социально-технического развития, создавая чудеса техники, бессильна создать искусство соответствую
щих масштабов. Буржуазная культура в отношении искусства стала бесплодной красавицей.
В самом деле: чем восторгаться художнику, т.-е. интеллигенту, т.-е. интеллигентному пролетарию с художествен
ным образованием — в Европе, Америке? Кровавыми подвигами фашизма, преда
тельством, изменой, ложью, убийствами старающегося сохранить трон золотого тельца, папы римского, королей Георгов и Альбертов? Идеалами ли Рокфеллеров, Ротшильдов и обезьяньих судов?
Этим, конечно, не сказано, что все художники капиталистических стран быстро революционизируются. К сожалению—нет: они превращаются в про
стых, сожаления достойных, наемников (не хочется сказать — лакеев) рыцарей золота, насилья и обмана. Они стали бесплодными колосьями, гниющими на корню и распространяющими гибельный яд для народных масс вместо здоровых, питательных соков. Поэтому все здо
ровое, большое, значительное, идущее из стран трагического заката, принадле
жит тем немногочисленным художникам пера и кисти, которые имели достаточно мужества и силы вырваться из разла
гающего, мертвящего плена культуры Чемберленов и Рокфеллеров.
Искусство СССР находится в исключительных условиях. Оно еще не полностью залечило глубокие раны, нане
сенные революцией. Но — это раны не смерти, а — возрождения к небывалой жизни, к восторженному творчеству ска
зочной жизни, не жизни отдельных избранников, а всего народа,—десятков, сотен, миллионов. Жизни, где наука, труд и красота станут единым восторженным гимном радостного бытия и творчества, неограниченного в своем развитии освобожденного коллектива челове
ческого гения над слепыми силами общества и природы.
И вот, эта страна, где претворяется в жизнь тысячелетняя мечта обездолен
ных и лучших сынов человечества,— эта страна живой сказки находится в опасности нашествия варваров из стран культуры, рабства и обмана. Нет более благодарной и благородной за
дачи, чем защита, чем оборона этой страны возрождения человеческого рода.
Поэтому у нас нет никакого сомнения в том, что все честное, живое, творче

ское в нашем искусстве станет на

стражу нашего общего социалистического отечества — родины Ленина.
Конечно, мы не говорим о создании агиток, хотя целиком от них отказаться
нельзя. Но мы говорим о большой и длительной работе. Мы гово
рим о подлинных монументальных художественных произведениях, которые жили бы не только сегодня, но и завтра; ведь, поется же боевая марсельеза, хотя она создана в 1792 г. Мы говорим о работах, ко