сообразно новым приемам борьбы. Кружки должны были вырабатывать сознательных агитаторов. Пропаганда подчинялась таким образом целям агитации.
Надо заметить, что этот переход к агитации почти одновременно совершался и в Москве, и в Нижнем, и в Запад
ном крае и в других промышленных центрах. В Москве на первомайском собрании 1895 г., где присутствало свыше 250 организованных рабочих, решено было немедленно создать широкую организацию, устав которой являлся как бы прототипом будущей партийной организации.
Теоретическое обоснование новой тактике дано было в известной брошюре „Об агитации , написанной виленским с-д. А. Кремером и проредактированной Л. Мартовым. При всей своей теоретической несостоятельности („теория стадий , „экономизм , принижение лозунгов до уровня масс и мн. др.), она имела все же весьма существенное значение поскольку сосредоточивала внимание агитаторов на непосредственных нуждах рабочего класса, на вопросах „ножа и вилки .
На совместном собрании „Центральной Организационной Группы и Центр. Раб. Группы осенью 1895 г. решено было немедленно приступить к массовой агитации на почве насущных нужд рабочих. Непосредственным поводом для такой агитации явилось положение дел на фабрике Торнтон. Положение рабочих на этой фабрике было поистине каторжное: 12-часовой рабочий день, грязная, вонючая казарма для общежития рабочих, искусная система штра
фов, злоупотребления в расценке и всяческие надувательства. Собрав через Торнтоновских рабочих все необходимые
сведения, Центр. Орг. Группа выпускает два листка к рабочим и работницам фабрики Торнтон; в одном из них излагается положение дел на фабрике и выставляются требования,—в другом, вышедшем несколько дней спустя после забастовки 500 ткачей, рабочие призываются к солидарности и поддержке бастующих*),
10-го ноября вспыхнула бурная забастовка на фабрике „Лаферм , из-за злоупотреблений при браковке товара, вслед за ней началась стачка на фабрике „Т-ва механического производства обуви .
И на все эти события Центр. Орг. Группа отзывалась листками, которые производили огромное впечатление на широкие массы, вселяя в них уверенность в победе, усиливая энергию в борьбе.
На ряду с агитацией на почве конкретных рабочих требований, Ц. О. Группа приступила и к политической агитации и пропаганде, для чего решено было издавать журнал „Рабочее Дело . Материал для 1-го № уже был совершенно готов и сдан в набор, когда в ночь с 8 на 9 декабря 1895 г. разразился провал всей почти органи
зации. Было арестовано более 100 человек и в том числе почти вся Ц. О. Группа, т. н. „старые социал-демократы: В. Ульянов, Г. Кржижановский, А. Малченко, П. Запорожец, А, Ванеев, В. Старков.
Арест произошел благодаря провокации зубн. врача Михайлова **), который уже с 1893 г. состоял агентом Охран
ки. систематически дезорганизовывал работу „стариков , противопоставляя ей группу „молодых (И. Чернышев, Малишевский, Богатырев, Шот, Муримов), к которой в большом числе обращались с-д , жаждущие работать и
недовольные тем, что „старики из-за конспиративных соображений держались замкнуто. Михайлов „отбивал влиятельных рабочих у „старой группы и через них легко узнавал кружки. Так он нащупал весь состав кружков за Нарвской заставой, в Гавани, в Коломне и др. районах.
Надо заметить, что подозрения против Михайлова имелись и раньше. Вскоре после провала этот провокатор на одном из собраний требовал реабилитации, но ему было заявлено, что его определенно подозревают, однако, никаких мер для охраны организации принято не было.
Вскоре после декабрьского провала оставшиеся члены группы „стариков во главе с Л. Мартовым решили офор
мить организацию, дав ей название „Петербургский Союз Борьбы за освобождение рабочего класса . 15 декабря
1895 г. „Союз выпускает первый листок по поводу стачек последнего времени. Листок этот был написан рабочим И. В. Бабушкиным, перу которого принадлежит и другой листок: „Что такое социалист и политический преступник . Около 20 декабря „Союз выпускает второй листок „Ко всем Петербургским рабочим .
„Особенно много шуму, — говорит К. Тахтарев **) в своем „Очерке Петербургского, рабочего движения —наделал майский листок „Союза , распространенный в коли
честве нескольких тысяч по всем заводам и фабрикам, где только имелись связи. Многие рабочие порой говорили, что если бы не майский листок, то, может-быть, не было бы и летних стачек .
Листок этот написан был В. И. Ульяновым (Н. Лениным) и переслан был для печати нелегально из тюрьмы.
Было бы конечно неправильно заключать, что майский листок „Союза вызвал знаменитую стачку питерских тка
чей. Стачка давно назревала, и объяснение ей надо искать
в тех условиях труда, которые существовали на ткацких фабриках в С-Петербурге; однако, не подлежит сомнению, что предшествовавшие ей стачки 94 — 95 г.г., освещение этих стачек в листках „Союза и, наконец, майский листок 1896 г. — способствовали в огромной степени росту созна
тельности широких масс питерских рабочих, поднимали
энергию, поддерживали веру в победу и главное — учили действовать сообща и организованно.
Стачка питерских ткачей, в которой приняло участие до 40000 рабочих, возникла конечно стихийно, но „Союз оформил движение и сконцентрировал его вокруг тре
бования сокращения рабочего времени и повышения расценок.
Стачка ткачей всколыхнула все так-называемое „общество . Правительство не в силах было замолчать движение. Угрозы, аресты, избиения не помогали. Стачка ширилась и крепла, несмотря на крайне бедственное положение рабочих.
Объявление градоначальника Клейгельса с призывом стать на работу и с обещанием удовлетворить „справедливые требования рабочих успеха не имело.
**) К. Тахтарев примыкал к группе „молодых , Пыл арестован
в ночь на 9-е декабря.
*) Сведения были собраны на вышеупомянутом собрании членом группы Г. Кржижановским. Повидимому, первый листок был составлен Кржижановским, а второй—В. Ульяновым.
**) Сведения о Михайлове взяты нами из примеч. Л. Мартова к
подготовленному к изданию делу Союза Борьбы.