Когда он вернулся в Питер, за ним началась бешеная слежка. Однако и он и вся группа продолжали работу,
принимая только все необходимые предосторожности, стараясь уходить от шпиков, запутывать следы и пр.
В это время группа народовольцев (Иергины, Белевский, Прейс, Катанская и др.) устроила на Лахте свою типографию, которая стала очень энергично работать. Был выпущен ряд брошюр: Царь-Голод, Рабочий день, Дикштейн и пр.
Группа эта идейно близко стояла уже к социал-демократам. Незадолго до своего провала она выпустила так называемый 4-й листок, где излагала свои взгляды, почти со
вершенно совпадавшие со взглядами социал-демократии. Некоторые члены этой группы (Иергины, Шаповалов, Катанская) потом официально примкнули к нашей партии.
Вообще в половине 90-х годов начал довольно часто наблюдаться переход народовольцев в ряды социал-демо
кратии. Николай Леонидович. Мещеряков, бывший тогда еще народовольцем, энергично распространял заграничные издания Группы Освобождения Труда. Перешли к социал-демо
кратии Куделли, Лидия Мих. Книпович и некоторые другие. Среди рабочих социал-демократов было не мало посещавших раньше кружки народовольцев.
Наша группа, через посредство Лидии Михайловны Книпович, сохранявшей еще обширные связи с народовольцами, вступила в сношения с группой Иергина.
Народовольцы печатали передаваемые им нами рукописи, а напечатанное передавали нам для распространения. В Лахтинской типографии была напечатана брошюра Ле
нина „О штрафах , позднее там печаталась его же брошюра, „О стачках“, во время печатания которой и нагрянула по
лиция. Там же мы предполагали печатать и популярный журнал „Рабочее Дело . Первый номер журнала был уже закончен. Этот журнал не стоит ни в какой организацион
ной и идейной связи с издававшимся потом экономистами за границей журналом того же названия. В нашем журнале хотя отводилось достаточное место экономической борьбе, но на первом месте были статьи, посвященные и общим историческим задачам рабочего класса и политической борьбе. 8-го декабря журнал был готов к печати и на другой день должен был быть сдан в типографию. Ванеев взял
к себе рукопись для окончательного просмотра. Но когда утром на другой день я зашла к Ванееву, чтобы взять ру
копись, отворившая дверь горничная сказала, что Ванеев никогда тут не жил, а потом, что он уехал сегодня ночью- В течение дня мы выяснили, что арестовано из нашей
группы 6 человек: Ленин, Кржижановский, Запорожец, Ванеев, Малченко, Старков, Их потом в шутку называли „декабристами .
В первый же раз, как я приехала в вечернюю школу после ареста „декабристов , меня отозвал в сторону Ба
бушкин и передал мне листок, написанный рабочими по
поводу арестов членов группы. Этот листок обсуждался на заседании группы, имевшей место через несколько дней после ареста в квартире Степана Ивановича Радченко. Когда листок был зачитан, тов. Ляховский с недоумением
воскликнул: но он, ведь, написан на чисто политическую тему! (обычно листки писались на экономические темы, на злобу дня). Публика немного поколебалась — понятен ли будет такой листок массам — но в виду того, что он был написан самими рабочими, его решили все же выпустить. Он вышел, кажется, 15-го декабря *). На этом же собрании, по предложению Мартова, группа была названа „Союзом Борьбы за освобождение рабочего класса , в отличие от двух других групп социал-демократов, работавших тогда в Питере: группы, во главе которой стоял Чернышев, и группы, во главе которой стоял Тахтарев. „Союз Борьбы работал, не покладая рук. 4 января 1896 года были арестованы Мартов, Ляховский. Тем временем с арестованными „декабристами удалось завязать правильные сно
шения. С воли, при помощи химических писем, шифрованных записок, передаваемых через родственников, мы сообщали „декабристам о ходе работы, они писали советы, передавали
еще не переданные связи. Владимир Ильич написал молоком целую брошюру „о стачках , которая потом была проявлена, переписана и сдана в типографию. Шла оживленная химическая переписка и внутри тюрьмы.
Зинаида Павловна Кржижановская. (Невзорова).
Михаил Александрович Сильвин (Таганский).
*) „Экономизм носился в воздухе: успех, который имела агитация среди рабочих на экономические темы, кружил голову. Противостоять экономизму могли лишь те, у кого была более или менее серьезная революционная подготовка, кто отчетливо представлял себе задачи развития рабочего движения. Иногда происходили на почве увлечения экономизмом довольно курьезные приключения. После провала „декабри
стов стал сказываться недостаток литературные сил. Решено было для писания листков использовать также „сочувствующих . Таким сочувствующим был и Н. А. Рубакин. Он был народовольцем, много видался с рабочими и охотно согласился написать листок для рабочих
фабрики Торнтона. Но написанный им листок был забракован „Союзоm Борьбы за экономизм!