3й ФРОНТ

Борьба за культуру.

В. Аптекарь.

Мы живем одновременно в разных планах времени. На наших улицах сталкиваются люди средневековья и люди 1924 г. В одной стороне Союза жалко цепляется за землю первобытная соха, а там - веселым и точным движением разворачивается почва под лемехами электроплуга.
Волховстрой и лапти.
Между этими полюсами бьется наша жизнь. Но мы и живем эпохами.
То, на что в прошлом ушли бы столетья, делается в месяцы, годы. Только семь лет тому назад заканчивалась предреволюционная фаза русского
капитализма, а мы уже успели перешагнуть две революции, пройти период военного коммунизма, вступить в период новой экономической политики.
И на горизонте вырисовываются уже смутные очертания новых эпох. Экспресс истории летит на всех парах.
Новые задачи выдвигаются одна за другой, колоссальные, почти невозможные. Нужны новые подходы, новые методы к их разрешению. Главное - помнить, что задача должна быть разрешена—должен быть построен новый мир и новое человечество.
В до-октябрьской марксистской литературе очень слабо были освещены проблемы „второго дня после социальной революции.
Жизнь ставила и разрешала вопросы „первого —захват пролетариатом власти, установление его диктатуры.
И даже эти цели казались большинству международной социал-демократии далекими.
Настолько далекими, что путь к ним забывался, зарастал сорными травами оппортунизма и ревизионизма.
Понадобились Октябрьская революция и диалектика Ленина, чтобы далекое стало близким, чтобы теория „первого дня облеклась в плоть практики „военного коммунизма .
И долго чесали „ученейшие свои лысины и затылки, изумленными глазами взирая на раскрывшуюся у ног бездну. Потом длинные речи об „экспериментах , „жульничествах , „фокусах .
Яростно плевались слюной, забрасывали тысячами цитат, утверждая невозможность осуществившегося и овеществившегося, а революция делала
свое дело.
Это был „первый день, и здесь кончался непосредственный опыт.