Проблема «освоения» для кинофабрик означает также радикальное изменение (реконструкцию) творческо-технического про
цесса производства картины. Кинофабрики работают все еще очень плохо в смысле
точности выполнения планов, с большими убытками и т. д. Организация труда неудовлетворительна, производительность край
не низкая, финансовая база в этих условиях перманентно нуждается в оздоровлении. Решения последнего пленума ЦК ВКП(б) с особой силой подчеркнули необходимость повышения производительности труда и введения строжайшего режима экономии. Для выполнения этого необходимы не только меры административного порядка (в частности меры репрессивные). Необходимо так поставить работу, чтобы пробле
ма стоимости фильмы стала одной из творческих задач сценариста и режис
сера, чтобы структура фабрики обеспечила
высокую производительность труда, чтобы рационализация технологических (в узком смысле этого слова) процессов снизила сто
имость производственно-технических элементов сметы картины и позволила бы освободившиеся средства бросить на расходы, связанные с непосредственно творче
ской работой, с производственно-бытовыми условиями работы творческих кадров.
Эти задачи в очень большой мере зависят от уровня и объема материально-техни
ческой базы наших кинофабрик. А она очень бедна еще как в количественном от
ношении, так и в отношении технического качества. Недостаточна и изношена давно
уже не пополнявшаяся съемочная аппаратура, парки осветительной аппаратуры почти не имеют необходимого теперь специаль
ного полуваттного света (точечные лампы большой мощности), изношено оборудование копировальных фабрик, причем обра
ботка пленки в большой мере идет еще вручную, звукотехника (записывающие устройства) представляет собой странное сочетание передовых конструкций и варвар
ских дополнений к ним,, отсутствует совершенно ряд сравнительно простых, но край
не нужных установок (например, аппарат перезаписи звука) и приспособлений (например, звукомонтажные столы), совершенно никак не обставлена аппаратурой контрольно-испытательная работа.
Если и в этих условиях нам все же удается достигать результатов, иногда не усту
пающих заграничным, то секрет этого — просто любовь к делу, изворотливость, опытность наших творческих и технических кадров. Однако нужно иметь в виду, что все эти качества мало помогают экономи
ческой стороне дела, они не могут заста
вить бедную и несовершенную технику дать одновременно и высокое качество и дешевую себестоимость. Вот почему необходимо как можно быстрее сделать эту технику совершенной. Но с такой задачей сама кинематография не справится. Высокий уровень кинотехники Америки объяс
няется, между прочим, тем обстоятельством, что в дело ее создания там втянуто огромное количество самых разнообразных отрас
лей промышленности. Достаточно указать, например, на радиопромышленность, кото
рая не только «втянута» в кинематографию, но и (через звуковое кино) втянула кинематографию в свою систему, сделав ее своей неотъемлемой частью. А у нас? Что сде
лала радиопромышленность для кино? Почти ничего, если не считать завода «Свет
лана», давшего специальные типы ламп. Оптико-механическая промышленность, в прошлом бывшая единственным поставщиком аппаратуры, после выделения ее в самостоятельное объединение почти совершен
но перестала заниматься кинематографией. Примеров можно было бы привести сколько угодно. Постановление Совнаркома, гово
рящее о необходимости «максимального использования ресурсов организаций Сою
за ССР и союзных республик», должно и в этом отношении создать решительный перелом.