Мысли и высказывания В. И. Ленина о кино, его директивы, распоряжения, письма о развитии кинодела разбросаны по журналам, газетам, сборникам. Историко-архивный кабинет НИКФИ вобрал ма
териалы, характеризующие деятельность В. И. Ленина, связанную с
кино. Публикуя часть этих материалов, необходимо подчеркнуть, что это только ЧАСТЬ МАТЕРИАЛОВ, но и эти документы дают яркое пред
ставление о том, какое громадное значение придавал Владимир Ильич кинематографу и как на деле помогал его развитию, используя его для социалистического строительства.
... Еще давно, до революции, будучи за границей, Владимир Ильич часто посещал кино. И мне вспоминается его разговор с А. А. Богдановой в Куоколо, когда он жил в Финляндии вместе с Богдановым на одной даче. А. А. Богданов сильно увлекался кино и придавал ему огромнейшее значение в культурной работе для просвещения масс. И вот однажды, вернув
шись из Петербурга, не помню по какому-то случаю, Александр Алексан
дрович очень увлекательно стал рассказывать о том, какое колоссальное
знамение имеет уже теперь и будет иметь еще больше кино в области пропаганды научно-просветительных идей для борьбы со всевозможными предрассудками масс, для их просвещения и воспитания.
Владимир Ильич чутко прислушивался к разговору, быстро присоединился к нему и стал проводить мысль, что кино до тех пор, пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес. Но что, конечно, когда массы овладеют кино и когда оно будет в руках настоящих деятелей социалистической культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств просвещения масс.
В 1907 г., когда был этот разговор Владимира Ильича, революция в России шла на убыль, и все ваши наилучшие пожелания оставались втуне, так как борьба была закончена поражением пролетариата. Но вот, когда пришли новые времена, когда грянула новая революция, и Владимир Ильич пос
ле Февраля был уже в России, то частенько и до Октября он возвращался в разговорах к этой теме. Мне вспоминаются его беседы на эту тему в Фин
ляндии, когда он отдыхал у меня на даче. Как-то зашел вопрос о сельском хозяйстве, и Владимир Ильич стал подробно рассказывать, что он видел за границей великолепные фильмы, изображавшие жизнь различных мест Западной Европы и особенно Америки, где с целью наживы и рекламной про
паганды сельскохозяйственных орудий большие фирмы, производящие их, не окупятся расходовать громадные средства для организации показа сельскохозяйственного производства на лучших тракторах, лучшими земледель
ческими орудиями в сельскохозяйственных латифундиях Северной Америки и Канады.
Владимир Ильич также рассказал о том, что ему приходилось видеть великолепно поставленные фильмы по естествознанию, например, картины тщательного знакомства с природной жизнью диких зверей и птиц, где с величайшей умелостью английские наблюдатели природы организуют съем

(Материалы выставки Историко-архивного кабинета НИКФИ „Ленин и кино ) О КИНО

Владимир Ильич Ленин

первые высказывания Ленина о кино