«Система Тэйлора — порабощение человека машиной».
... Недавно в Америке сторонними этой системы применяли такие приемы. К руке рабочего прикрепляют электрическую лампочку, фотографируют движения рабочего и изучают движении лампочки. Находят, что известные движении были «излишни»—и рабочего заставляют избегать этих движений, т. е. работать интенсивнее, не терять ни секунды на отдых...
Кинематограф применяется систематически для изучения работ лучших рабочих и для увеличения ее интенсивности, т. е. для большего «подгоняния» рабочего. Например, в течение целого дня кинематографировали работу монтера. Изучив его движения, ввели особую скамейку, настолько высокую, чтобы монтеру не надо было терять времени на то, чтобы накло
няться... Через несколько дней монтер исполнял данную работу по сборке машины в четверть того времени, которое употреблял раньше!.. Какой успех производительности труда!.. Но оплату рабочему повышают не вчет
веро, а всего в полтора раза, самое большее, да и то только на первое время. Как только рабочие привыкнут к новой системе, плату опять по
нижают до прежнего уровня. Капиталист получает громадную прибыль, а рабочий трудится вчетверо интенсивнее, выматывая свои нервы и мускулы вчетверо быстрее.
Новопоступающего рабочего ведут в заводской кинематограф, который показывает ему «образцовое» производство его работы. Рабочего заставляют «догонять» тот образец. Через неделю рабочему показывают в кинематографе его собственную работу и сравнивают ее с «образцом».
Все эти громадные усовершенствования делаются против рабочего, ведя к еще большему подавлению и угнетению его и при этом ограничивая рациональным, разумным распределением труда внутри фабрики...
(Опубликовано впервые в газете „Путь правды 28 марта 1914 г., № 35. Собрание сочинений, т. XVII, 3-е издание, стр. 247—248).
ку жизни диких животных и птиц в том естественном виде, как оно есть на самом деле, и что он видел эти фильмы, показывающие природу не в однотонном и однокрасочном эффекте, а на экране проходят перед зрите
лями все те естественные богатые краски, которыми изобилуют пейзажи дикой природы с ее естественными обитателями, и что такие фильмы, по его наблюдению, производили громадное впечатление на зрителей. Вот эти фильмы, сопряженные с лекциями, были бы в высшей степени полезны и занимательны для мало подготовленного зрителя и для его развития.
(Вл. Бонч-Бруевич, „Ленин и кино”—по личным воспоминаниям. „Кинофронт , М., № 13—14, стр. 3-4, 1928).

высказывания В. И. Ленина об учебно-производственном кино в Америке в 1914 г.

директивы В. И. Ленина Я. Бурову о работе на агитпарпоездах ВЦИК

25 января 1920 г. на докладе т. Бурова об итогах работ агиттарпоездов т. Ленин дал следующие указания.
1.Усилить экономическую и практическую части работ поездов и пароходов включением в политотделы их агрономов, техников, отбором технической литературы, соответствующего содержания кинолент И пр.