лизации своей работы и образовать ряд филиалов (Ленинградский, Белорусский, Горьковский, Восточносибирский).
Одновременно на местах создавались также самостоятельные краевые и областные проектно-планировочные организации.
Работы Гипрогора первого периода при отсутствии перспективного плана производства проектно-планировочных работ зачастую охватывали населенные пункты, имевшие не очень важное народнохозяйственное значение и, наоборот, ряд весьма важных пунктов Гипрогором не охватывался.
Продукция Гипрогора тогда до известной степени носила отвлеченный и теоретический характер. Планировка города и его застройка осуществлялись раз
розненно без взаимной и комплексной увязки. Поэтому проекты планировки этого периода недостаточно отвечали первоочередным запросам текущего строительства, а часть проектов оказалась просто нежизненной и очень скоро потребовала коренной переделки.
Переломным моментом в работе Гипрогора явилось постановление июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. и затем ряд других партийных и правительствен
ных директив, в особенности постановление ЦК ВКП (б) об архитектурном образовании.
На основе этих директив Гипрогор начал коренную перестройку своей работы, стал на путь приближения проектно-планировочных работ к местам, орга
низовал комплексное проектирование путем объединения планировочных работ с проектированием гражданского строительства и т. д.
Отвечая на запросы социалистического строительства первой пятилетки, охватывая не только отдельные населенные пункты, но и целые районы, Гипрогор включил в круг своей деятельности совершенно новый вид работ: районную планировку (Апшеронский полуостров, ЮБК, Пермь—Молотово и др.).
Перелом, наступивший в производственной работе Гипрогора, обеспечил также и перелом в хозяйственной деятельности.
Однако нельзя обойти молчанием ряд весьма существенных недочетов, не изжитых еще в работе Гипрогора, к числу которых следует отнести: недостаточно высокое качество проектных работ как в архитектурном, так и в инже
нерном и экономическом отношениях, отставание темпов планировочных работ от темпов и запросов строительства, неудовлетворительное состояние договорной дисциплины и т. п.
XVII Партийный съезд ВКП(б) выдвинул на вторую пятилетку грандиозные задачи в области реконструкции городов.
„Во второй пятилетке реконструкцией будут охвачены свыше 400 городских центров (из речи т. Куйбышева на XVII Партсъезде).
В городском хозяйстве на основании решений XVII Партсъезда мы должны обеспечить „широкое развертывание работ по превращению сотен промышлен
ных центров в благоустроенные города; строительство тысяч домов с кварти
рами, оборудованными всеми удобствами, общей жилой площадью в 64 млн. м2; развертывание работ по планировке, улучшению городского транспорта, водо
снабжению, канализации, замощению улиц, озеленению и т. д.“ (из резолюции XVII Партсъезда).
Задачи по развертыванию работ по планировке, выдвинутые XVII Партийным съездом ВКП(б), обязывают Гипрогор, его руководство и весь инженерно-технический персонал перестроить всю свою работу так, чтобы оказаться на высоте требований партии, предъявленных к работникам планировки.
Конкретизируя задачи, стоящие перед Гипрогором в качестве основных и ведущих, мы должны отметить следующие:
1. Всемерное улучшение качества проектирования, обеспечивающего не только экономное и рациональное строительство социалистических городов, но и их архитектурно-художественное оформление, соответствующее эпохе великого социалистического строительства.
2. Ускорение темпов проектно-планировочных работ.
3. Максимальное приближение проектно-планировочных работ к местам, оказание местным проектным организациям технической помощи и передача им накопленного опыта.
4. Развертывание работ по районной планировке, вытекающих из плана развития народного хозяйства во второй пятилетке.
5. Упорядочение хозяйственной деятельности на основе четкой организации работы, ликвидация функционалки, укрепление единоначалия и личной ответственности руководителей.
Вооруженные решениями XVII. Съезда партии, вдохновляемые грандиозными задачами, поставленными съездом партии перед планировщиками, на основе указаний гениального вождя партии т. Сталина, мы должны всемерно улучшать работу по планировке, поднять ее на уровень великих работ второй пятилетки.