висимости от их важности в народнохозяйственном плане. В настоящее время уже проводится
планирование этих работ я установление строгой
очередности. Это обстоятельство имеет огромное значение, особенно при недостатке квалифицированных кадров.
Изжита господствовавшая раньше неясность, не определенность в стадиях планировочных ра
бот, содержании и объеме их. Ни одна ив стадий не имела точно установленного назначения, точно установленных задач, четкого содержания и объ
ема работы. В различных стадиях планировочных работ сплошь и рядом повторялись одни и те же элементы планировки, разработанные с одинаковой степенью детальности. Такое положение неизбежно влекло за собой излишнюю загрузку кадров планировщиков, медлительность проектирования, оторванность от требований строительства.
На опыте проектно-планировочных организаций и главным образом Гипропора проработана НККХ РСФСР и издана инструкция по применению постановления ВЦИК и СНК РСФСР об устройстве на
селенных мест, четко устанавливающая стадии планировочных работ, их содержание и объем. Положительные результаты этого нормирования начинают сказываться уже в настоящее время.
Не менее значительны достижения в техно-экономических обоснованиях планировок. От проекта планировки, представлявшего собой рисунок, ли
шенный достаточного обоснования экономических перспектив роста и развития города, без выявления природных условий местности, мы подходим к проектированию городов на базе углубленной проработки гипотезы экономического развития данного объекта, в связи с перспективными народнохозяйственными планами и предположениями, на основе выявленных сырьевых, энергетических и транспортных ресурсов и возможностей. Выявле
ние природных условий, оценка их с точки зрения планировки и устройства населенного места, выяв
ление необходимых инженерно-технических мер по изменению неблагоприятных природных условий осознаны как необходимый элемент планировочных работ, отсутствие которого делает дефективным проект планировки, ставя под сомнение реальность его осуществления. Правда, довольно часты случаи недооценки вопросов инженерно - изыскательских работ. Наиболее показательным примером этого является Горький, где из-за отсутствия геологических и гидрологических изыска
ний работа по планировке города; не может быть развернута в необходимых темпах. Осознанная необходимость изыскательских работ далеко не всегда претворяется на практике. Широкое проведение инженерно-изыскательских работ для тех го
родов и районов, которые подлежат планировке, требует планового организационно-финансового разрешения.
До последнего времени плановые органы в техно-экономических обоснованиях планируемого населенного места не принимали активного участия. Работа и ответственностъ в этой части ложатся фактически целиком на плечи планировоч
ных организаций, которым приходится собирать материалы по различным отраслям народного хо
зяйства, прорабатывать при участии специалистов гипотезы развития, организовывать консультации,
экспертизы и т. д., по существу проводить работу за плановые органы. Это явление влечет за собой удлинение сроков и недостаточно полноценное качество выполняемых планировочных работ, а так
же. приводит к ошибкам В строительстве.
Практика обследовательских работ нередко сопровождается большим количеством материалов, подчас неполно используемых в работе. Поэтому возникает задача установить правильный объем обследований и систему техно-экономических показателей при обследованиях. Для правильной постановки работы на этом участке необходимо ор
ганизовать при Госплане работу по составлению комплексных планов развития городов на основе соответствующих материалов ведомств и организаций.
При строительстве промышленных комбинатов до сих пор часто недоучитывалось значение сели
тебных территорий для населения, связанного с промышленностью. Раздельный выбор территории под промышленность и населенные места приводил к неблагоприятным условиям как для развития промышленности, так и для населенного места, а
в ряде случаев и к непоправимым ошибкам. Эти ошибки можно устранить путем одновременного
выбора территории как для промышленности, так и для селитебной части, а проект планировки должен охватить как селитебную, так и территорию, предназначенную для промышленности.
Если по отношению к проектированию отдельных городов мы стоим на правильном пути и име
ем значительные достижения, то иначе обстоит
дело с проблемой планирования территорий целых районов, представляющих единый комплекс свя
занных между собой промышленных комбинатов, сельского хозяйства, населенных пунктов, транспортных путей. К районной планировке мы еще не подошли вплотную. Районная планировка почти еще не начата, хотя она настоятельно диктуется экономическими условиями, требованиями рационального комплексного разрешения вопросов раз
мещения предприятий, городов, транспортных овязей, использования земельных территорий и т. д. Часто на практике мы сталкиваемся с явлениями, когда близко лежащие друг от друга города, приближающиеся к слиянию, проектируются изолиро
ванно и сепаратно друг от друга только потому,
что обслуживаемые предприятия находятся в различных ведомствах. Такого положения не должно быть. Необходимо своевременно составлять проек
ты целых районов. В первую очередь проекты должны быть разработаны для районов крупных промышленных новостроек, прилегающих к крупным индустриальным центрам.
Первый этап развития планировочного дела протекал при полной неподготовленности архитек
турных кадров, которые приходилось выращивать в процессе планировочных работ.
В начальных работах по планировке городов нашли свое выражение мелкобуржуазные толкова
ния вопросов СОЦрасселения.
Линейная застройка и индивидуальные домики, расположенные рядами на магистралях, бесконечно тянущихся на десятки и сотни километров, пол
ная оторванность от действительных и конкретных потребностей строительства, полное отрицание необходимости для архитектора-планировщика, инженерно-технической и техно-экономической про