Для правильной постановки озеленительных работ необходимо иметь генеральный план озеленения города. В этом плане должны быть указаны размеры площадей, подлежащих озеленению, их размещение на территории города, ха
рактер озеленительных работ, ассортимент посадочного материала, очередность и сроки выполнения работ. Только при наличии такого генерального плана воз
можно правильно организовать необходимую материальную базу (питомники и оранжереи), своевременно заготовить надлежащий ассортимент посадочного и семенного материала, своевременно разработать проекты для озеленительных работ и т. д. Наши города за малым исключением таких генеральных планов озеленения к сожалению до сих пор не имеют.
При отсутствии генерального плана озеленения иногда приходится наблюдать, что, израсходовав значительные средства, город не имеет ни одного крупного зеленого участка. Все разбросано и носит на себе следы случайных решений. Нет надлежащего эффекта, ощутимого населением. Крупный зеленый участок в городе — основа правильного решения озеленительных начинаний: парки культуры и отдыха как сочетание зелени с здоровым отдыхом и развлечением, ста
дионы среди зелени как сочетание физкультуры и зелени (образец — строящийся в Москве стадион в Измайлове).
Отсутствие генерального плана отражается на состоянии окружающих город крупных зеленых массивов. Пригородные богатые лесопарки находятся в запу
щенном состоянии и даже вырубаются, а в городе в это время занимаются посадкой молодых привозных деревьев, создавая крупный зеленый участок. Необходимо лесопарки привести в такой порядок, чтобы они служили местом здорового отдыха и развлечения для населения города. Кроме того эти лесо
парки во многих случаях следует использовать по линии пересадки из них взрослых деревьев на территорию города по примеру Днепростроя и других городов.
Конечно отсутствие генерального плана и недостаточность необходимого стандартного посадочного материала не могут остановить наших озеленитель
ных работ. До составления такого плана и полного обеспечения стандартным материалом необходимо широко использовать временное озеленение, применяя быстро растущие породы и травянистые растения.
Выдвигая организацию крупных зеленых участков как основу озеленения города, мы ни в каком случае не умаляем значения внутриквартального уличного и дворового озеленения. Мы полагаем, что в большинстве эти озеленительные работы должны выполняться силами общественности.
Рост внутриквартального цветочного озеленения идет не только со стороны количественного возрастания продукции, но и в смене оскудевшего за годы гражданской войны и революции ассортимента. В наших цветочных магазинах в настоящее время появились многолетники и голландские луковицы: гиацинты, тюльпаны и т. д. Недостаток работы цветочных хозяйств—то, что выращиваемые нами культуры очень дороги и мало доступны рабочим массам. Необходимо удешевить себестоимость продукции, а также доказать Наркомфину, что цветы в наших советских условиях нельзя облагать налогом как предмет роскоши.
Озеленительные работы к сожалению до сих пор выполняются с низкими качественными показателями. Процент отхода высок. Есть люди, которые полагают, что для посадки дерева не требуется особых знаний. Между тем значи
тельная часть отхода при посадках объясняется именно слабой квалификацией работников. Необходимо тщательно подготовлять, инструктировать всех участников озеленительных работ, следить за тем, чтобы они точно выполняли выработанные практикой правила посадки.
Для улучшения охраны зеленых насаждений следует широко развить шефство пионерских организаций, школ, юношеских секций обществ „Друзья зеленых насаждений”, рабочих заводов и фабрик путем прикрепления их к определенным
зеленым территориям. Уличные и дворовые зеленые насаждения следует сдать под ответственную охрану домоуправлений. В борьбе за охрану зеленых на
саждений наряду с общественно-просветительной работой злостных вредителей необходимо привлекать к уголовной ответственности по ст. 74. УК.
Организация „Дней зелени”, распространение среди трудящихся „Трудового займа”, обязывающего отработать определенное количество дней на озеленительных работах и т. д., — вот путь привлечения широкой общественности в дело озеленения наших городов.
Советские города должны иметь зелень и цветы! Это будет сделано!