планировка

и архитектура городов

инж. в. и. боберко

упорядочить дело планировки городов

В процессе успешного выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства и социально-культурного строительства, планировка городов получила весьма значительное развитие и к настоящему моменту имеет ряд бесспорных достижений.
За это время создано довольно развитое законодательство, установившее основные принципы планировки социалистических городов. В центре и на местах организованы специальные проектно
планировочные учреждения, охватившие своими проектными работами до 200 населенных пунктов. В деле проектирования накоплен значительный производственный опыт. Организована специаль
ная подготовка инженерно-технических кадров, отсутствовавшая в прежней дореволюционной России. В ряде научных и проектных организа
ций развернуты научно-исследовательские работы и т. п.
Одновременно с наличием этих безусловных достижений приходится отметить также и ряд существенных недочетов, понижающих в очень сильной степени эффективность планировки и не позволяющих наиболее полно и целесообразно использовать богатые возможности, которые соз
даны Октябрьской революцией и последующим успешным ходом социалистического строительства страны.
Отдельные недочеты и ошибки в планировке и строительстве городов неоднократно освещались на страницах нашей периодической печати как общей, так и специальной. Несмотря на это, дей
ствительных мер к ликвидации этих недочетов еще не принято, и планировка все еще страдает рядом серьезных болезней.
В наших условиях планировка городов стала мероприятием, имеющим важное народнохозяй
ственное значение. Поэтому вопрос о ликвидации недочетов и упорядочения планировки городов во всех ее частях приобретает весьма актуальное значение, в особенности в настоящее время, в све
те решений XVII Партсъезда, принятых как по второму пятилетнему плану, так и по организационным вопросам.
Планировка городов требует решительной и быстрой перестройки на основе решений XVII Партсъезда, так как только при этом условии она сможет выполнить с честью задачи, стоящие перед ней во втором пятилетии.
К числу наиболее болезненных и основных недочетов необходимо отнести следующие:
1. Отсутствие в достаточной степени четкого,
Гибкого и живого руководства как со стороны центральных ведомств, так и со стороны ряда краевых (областных) исполкомов и горсоветов, что при наличии бумажно-бюрократических мето
дов вносило в планировочные работы элементы самотека, случайность в решениях и кустарничество.
2. Слабость и в большинстве почти полное отсутствие на местах планировочных аппаратов и,
как следствие этого, полная неприспособленность мест к выполнению проектов планировки и к регулированию на основе их текущего строительст
ва. Нередки случаи, когда проект планировки изза отсутствия на местах грамотных кадров является только украшением кабинетов руководящих работников горсоветов и горкомхозов, вместо того, чтобы служить этим же работникам ру
ководством в их повседневной деятельности в деле регулирования строительства.
Правда, отсутствие кадров не всегда является причиной того, что проекты используются только в качестве украшений кабинетов. Часто сами проекты составлены с технической и экономической сторон неудовлетворительно, жизнь не принимает их.
3. Отставание темпов проектно-планировочных работ от темпов и запросов строительства, а так
же длительность, подчас Явно недопустимая, про
цесса проектирования и рассмотрения проектов в экспертных и утверждающих органах и, как следствие, беспроектное строительство, случайный вы
бор участков не только для отдельных зданий и сооружений, но даже для больших промышлен
ных комбинатов и целых городов, удорожание строительства и т. п.
4. Слабая проработка экономических основ проектов планировки отдельных населенных мест, являющаяся главным образом следствием весьма индиферентного отношения к планировке городов, в первую очередь Госплана РСФСР и СССР.
Система плановых органов до настоящего времени не принимает активного участия ,в разработке перспектив хозяйственного развития отдельных населенных мест на принятый при планировке расчетный срок и тем самым вынуждает про
ектно-планировочные организации проводить эту работу самостоятельно.
Большинство проектно-планировочных организаций не справляется с разработкой плановых заданий (социально-экономических установок), а