отсюда весьма нередко проект планировки, доведенный до своей конечной стадии, оказывается построенным на песке. Значительные средства, силы и, главное, время затрачены впустую, и строи
тельство, ждавшее проекта, опять идет случайно, без проекта и, как правило, с неминуемыми ошибками.
5. Неудовлетворительная проработка инженернотехнических основ проекта планировки, как след
ствие отсутствия или недостаточности данных специальных (геологических, гидрогеологических) изысканий, — с одной стороны, и разрозненного
проектирования отдельных крупных сооружений (промышленных, транспортных, коммунальных), предположенных к строительству в данном городе, — с другой.
Проектирование этих сооружений очень часто ведется вне связи с проектно-планировочными работами на основе различных исходных данных, что конечно в ряде случаев приводит к необходимости коренной переработки либо проектов от
дельных сооружений либо проектов планировки с последующим срывом сроков строительства.
6. Низкое качество архитектурной разработки проектов планировки как результат недоучета значения этой стороны проекта планировки, а также наличия в проектных организациях функционалки и обезлички.
Говоря о низком качестве архитектурной разработки проектов планировки, нельзя не отметить в качестве отрицательного момента так называемую «маевщину», т. е. принцип строчной застройки, особенно пропагандировавшийся немец
ким архитектором Эрнстом Майем и приведшим на практике (Сталинск, Магнитогорск и т. д.) к весьма печальным последствиям (монотонность, казарменность, улицы «глухих торцов» и т. п.).
Рассматривая «маевщину» как отрицательное явление, мы в то же время конечно огульно не отрицаем принципа строчной застройки, имеющей иногда ценные стороны, но на практике доведенной до абсурда.
Приведенный перечень основных и наиболее часто встречающихся болезней можно было бы дополнить еще значительным числом недочетов, как например: неурегулированность финансировавния проектно-планировочных работ; отсутствие плановости в производстве работ и в выборе объектов; неудовлетворительное состояние договор
ной дисциплины в ряде проектно-планировочных организаций в смысле своевременного и точного выполнения сроков и условий, установленных договорами с заказчиками; недостаточность и низ
кое качество научно-исследовательской работы.
Но все эти недочеты скорее Являются причинами либо следствием основных болезней, поэтому их устранение должно произойти само собой в результате устранения основных недочетов.
Наличие в планировке городов столь существенных недочетов послужило основанием к по
становке этого вопроса на обсуждение правитель ства РСФСР. ЭКОСО РСФСР постановлением от 14 февраля дало НККХ РСФСР специальное поручение о разработке системы мер улучшения планировки, застройки и архитектурно-художественного оформления городов, усиления влияния го
сударственных органов и повышения роли и ответственности местных органов в этом деле.
Проект постановления СНК РСФСР уже разработан, внесен на рассмотрение правительства и был подвергнут обсуждению на совещании в НККХ РСФСР с участием проектно-планировочных организаций.
Вся система намечаемых мероприятий слагается из четырех групп в зависимости от основной це
ли, которую преследует то или иное мероприятие в деле общего улучшения планировки городов.
усиление руководства и контроля
Как уже отмечалось, места или вовсе не имеют или имеют очень слабые аппараты по планировке городов и поэтому являются неприспособленными к оперативной работе в этой области.
Составлением проекта планировки того или иного города планировочные работы не заканчива
ются, а только начинаются. Поэтому разговоры об усилении роли и значения местных органов в планировке и архитектурно-художественном оформлении городов и об упорядочении этого дела вообще, без создания на местах необходимых архитектурно-художественных служб, окажутся празд
ными разговорами. Одним из основных условий является создание в городах городских архитек
турно-планировочных отделов. Главной задачей этих отделов должна быть оперативная работа в области осуществления проектов планировки, застройки и архитектурно-художественного оформ
ления города, а также корректирование проектов в процессе их осуществления в соответствии с требованиями жизни. В отдельных случаях не ис
ключена также возможность выполнения этими отделами основных проектно-планировочных ра
бот как по общей, так и частичной планировке города, так как выполнить планировку всех или даже некоторой части наших городов силами только центральных организаций невозможно.
В составе городских архитектурно-планировочных отделов необходимо учредить должность главного городского архитектора, персонально ответственного за планировку и архитектурно-художественное оформление города не только пе
ред городским советом, но и перед НККХ РСФСР. Функционалке и обезличке не место в этих отделах.
Создание архитектурно-планировочных отделов мыслится во всех городах. Однако осуществить это сразу из-за недостатка кадров невозможно. Поэтому здесь должна быть соблюдена определенная постепенность. В первую очередь архитектур
но-планировочные отделы должны быть созданы в крупных городах со значительным объемом строительства, кроме того, как правило, все горо
да, по которым начаты проектно-планировочные работы, обязательно должны создать у себя архи
тектурно-планировочные отделы с тем, чтобы обеспечить преемственность этих работ, понимая под этим активное и повседневное участие в ра
ботах той проектной организации (центральной или краевой), которая выполняет проектно-планировочные работы по данному городу.
Как бы сильно и хорошо не было поставлено
центральное руководство планировкой городов,