осуществить это руководство на такой обширной территории, как РСФСР, без наличия в краях и областях соответствующих руководящих органов, едва ли возможно. Одновременно с организацией городских архитектурно-планировочных отделов должна быть поставлена задача создания архи
тектурно-планировочных секторов или групп в краевых или областных отделах коммунального хозяйства с возложением на них руководства и наблюдения как за деятельностью городских ар
хитектурно-планировочных отделов, так и за проектно-планировочными работами, выполняе
мыми на территории данного края или области центральными или краевыми проектными организациями.
Такое построение местного аппарата должно вызвать перестройку и центрального аппарата. В НККХ надо создать самостоятельное архитектурно-планировочное управление.
Одновременно с организацией архитектурнопланировочного аппарата необходимо четко опре
делить права и обязанности каждого звена с тем, чтобы с усилением и конкретизацией центрального
руководства повысить права и ответственность местных органов в области планировки, застройки и архитектурно-художественного оформления на
ших городов, обеспечив в работе всего аппарата тот стиль, который вытекает из решений XVII Партсъезда.
улучшение процесса рассмотрения проектов планировки
До настоящего времени не установлен четкий и однообразный порядок экспертизы и утверждения проектов в местных органах. В одних краях мы имеем при крайисполкомах междуведомственные комитеты, в других экспертные советы, при крайкоммунотделах и т. п. При таком разнообразии наладить экспертизу и утверждение проектов весьма трудно. Целесообразно сосредоточить экспертизу проектов планировки исключительно в экспертных советах краевых и областных коммунальных отделов с привлечением в эти советы как представителей заинтересованных учреждений и предприятий, так и наиболее квалифицированных специалистов данного края.
Рассмотрение и утверждение проектов планировки краевыми и областными исполкомами долж
но проводиться лишь при наличии экспертного отзыва указанных советов.
Изжить чрезмерную длительность разработки и рассмотрения проектов можно лишь при установлении жестких сроков выполнения проектно-планировочных работ по отдельным стадиям и сроков экспертизы с постановкой неослабного конт
роля за их соблюдением. Эту задачу надо поставить перед всем архитектурно-планировочным аппаратом и разрешить ее в самый короткий срок.
Ненормальным приходится признать попытки отдельных центральных ведомств, заинтересован
ных в планировке городов (а незаинтересованных ведомств очень мало), самостоятельно рассматривать отдельные проекты у себя. Такое рассмотрение создаст безусловную волокиту и будет односторонним. Поэтому необходимо экспертизу проектов планировки и согласование их с цент
ральными ведомствами сосредоточить исключительно в НТС НХКХ, обязав правительственным постановлением все заинтересованные ведомства активно участвовать в работе НТС. Для экспер
тизы проектов, подлежащих утверждению правительством СССР, при ВСКХ должен быть создан также НТС, причем в целях упрощения рассмотрения проектов планировки городов РСФСР экспертиза их могла бы быть поставлена на объединенных заседаниях этих НТС. Весьма важным мероприятием по упорядочению и ускорению про
цесса экспертизы надо признать организацию выездных сессий НТС на места. В этих случаях рассмотрение проектов как местными, так и центральными экспертными организациями производится одновременно и совместно.
Опыт организации таких выездных сессий, имеющийся в НТС НККХ РСФСР, дает основание утверждать, что при значительном ускорении процесса рассмотрения повышается также и качество самой экспертизы.
Практику выездных сессий необходимо значительно расширить.
повышение качества проектно-планировочных работ
Повышение качества плановых заданий для составления проектов планировки немыслимо без активного участия в этой работе всей системы плановых органов. Но последние, как уже отмечалось, в этой работе почти не участвуют, хотя разработка плановых заданий в известной части является их прямой и непосредственной обязанностью. Надо принять все меры к тому, чтобы плановые органы, в первую очередь Госпланы со
юзных республик и Госплан СССР, повернулись лицом к планировке городов и занялись бы сов
местно с проектными организациями разработкой комплексных планов развития тех городов, по которым ведутся проектно-планировочные работы.
Далее наивно думать, что проектно-планировочные организации способны самостоятельно разре
шить все инженерно-технические основы городского плана, как например транспортный узел, всю систему коммунальных сооружений и т. п. Правильное и целесообразное решение этих основ может быть достигнуто лишь в результате согласованной работы проектно-планировочной организации и ряда специальных проектных учреждений, составляющих проекты отдельных промышленных, транспортных и коммунальных сооружений. Необходимо в законодательном порядке установить в отношении всех специальных проектных учреждений непременное и обязательное согласование с проектно-планировочными организа
циями заданий по разработке проектов отдельных сооружений промышленных, транспортных и коммунальных, намеченных к строительству в данном городе.
Попутно встает также вопрос о необходимости разработки в составе общего народнохозяйствен
ного плана проектных и изыскательских работ по линии всех ведомств, увязанного в сроках выпол
нения с планом проектно-планировочных работ. Терпеть дальше такое положение, когда ведется