планировка города, а вопрос о реконструкции или новом устройстве транспортного узла в соответствующих транспортных учреждениях не прорабатывается, совершенно невозможно, ибо это приводит к неминуемому кустарничеству и прожектерству.
Охватить таким комплексным проектированием значительное количество городов конечно нельзя. Поэтому в план проектных работ должны включаться лишь объекты, имеющие особо важное народнохозяйственное значение.
Необходимость значительной децентрализации проектно-планировочных работ, т. е. приближение их к местам, сейчас уже не встречает возра
жений. Однако квалификация кадров в местных проектно-планировочных организациях в подав
ляющем большинстве ниже, чем в центральных организациях. Поэтому местным органам должна быть оказана со стороны центра конкретная техническая помощь, но отнюдь не гастрольного ха
рактера. Осуществление этой задачи мыслится в виде организации при НККХ специального бюро технической помощи на хозрасчете. В это бюро должны быть привлечены все наиболее квалифи
цированные специалисты в области планировки, причем отдельные их группы надо будет прикрепить к различным местным организациям. Техни
ческая помощь этим группам будет оказываться по строго разработанному плану, содержащему в себе конкретные указания о виде и характере техпомощи, способе ее осуществления и календарных сроках.
Наряду с оказанием технической помощи перед руководящими организациями в качестве одной из основных задач должна быть поставлена раз
работка и издание технических инструкций и норм. Надо положить предел тому положению, при котором каждая проектная организация ведет проектирование по своим собственным нормам. В настоящее время мы уже располагаем значительным опытом, и по ряду вопросов планиров
ки можно дать определенные и конкретные нормы.
К этой же группе мер следует также отнести вопрос о необходимости организации через известные промежутки времени краткосрочных курсов по повышению квалификации специалистовпланировщиков. Мероприятие это имеет особое значение для работников местных органов и ко
нечно должно дать значительное качественное улучшение разработки проектов.
упорядочение организации проектного дела в системе коммунальных органов
До самого последнего времени у нас не было точного разграничения работ между существую
щими проектно-планировочными организациями и не производилась плановая загрузка этих орга
низаций работами. Отсюда наличие параллелизма в работе, нездоровая конкуренция и т. п.
Вся система проектно-планировочных организаций на местах строилась без определенного плана, не был установлен радиус действия каждой про
ектной организации. В связи с разукрупнением ряда краев и областей, как например Сев.-Кавказ
ского края, Уральской области и др., возникла тенденция разделить также между новыми областями существующие краевые и областные проектно-планировочные организации. Такое распы
ление сил на настоящий момент едва ли может быть допущено в связи с тем, что эти организа
ции еще малочисленны и далеко не окрепли. Все это заставляет поставить вопрос об установлении законодательном актом всей системы проектнопланировочных организаций с указанием района действия каждой организации.
Эта система должна слагаться из Гипрогора РСФСР с его Ленинградским отделением и ряда краевых и областных трестов с тем, что некото
рые из последних, как например Уралгипрогор, будут обслуживать не только Свердловскую об
ласть, но также и Челябинскую и Обь-Иртышскую.
Загрузка Гипрогора и местных трестов должна проводиться по строгому плану, причем первому должны выделяться лишь наиболее сложные и от
ветственные работы. Кроме того Гипрогором должна проводиться также и научно-исследовательская работа в объеме, необходимом для об
служивания его производственной деятельности, но без какого бы то ни было параллелизма с работой специальных научно-исследовательских учреждений. В этой работе между Гипрогором и на
учно-исследовательскими учреждениями должны быть установлены такие же границы, какие су
ществуют в промышленности между заводскими лабораториями и специальными научно-исследовательскими институтами.
Большинство наших проектно-планировочных организаций, в том числе и Гипрогор РСФСР,
страдает весьма существенными недочетами, из которых основными надо признать наличие бюрократизма и функционалки, отсутствие ответствен
ности за работу, более чем слабая договорная дисциплина. Улучшить дело проектирования без значительной перестройки самой системы и стиля работы проектных организаций невозможно. Постановления XVII Партсъезда содержат все необ
ходимые указания по перестройке и должны быть выполнены в кратчайший срок. В основных чертах перестройка проектных организаций мыслится нами в следующем виде:
1. Основной производственной ячейкой в проектной организации должны быть проектно-планировочные бюро, действующие на началах внутреннего хозрасчета.
Руководители бюро должны быть наделены правами ответственных руководителей, т. е. иметь право самостоятельного подбора кадров, расходования средств в пределах утвержденных лими
тов. В соответствии с этим они несут персонально всю ответственность как за выполнение условий договора, заключенного проектной организацией с заказчиками, так и за качество продукции.
2. Помимо выполнения общих проектно-планировочных работ, бюро должны проводить во время проектирования систематическую консульта
цию по текущему строительству города, так как это строительство не может и не должно задерживаться из-за отсутствия проекта планировки.