Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

июнь

1934

Научно-технический журнал Наркомхоза РСФСР, Гипрогора и Горстройпроекта, Мособлпроекта, Госзеленстроя, Московского и Ленинградского трестов зеленого строительства, посвященный вопросам съемки, планировки, проектирования, строительства, архитектуры и озеленения новых и реконструируемых городов

за улучшение постановки планировочных работ

Наряду со значительными достижениями в области планировки городов мы имеем и ряд существенных недочетов.
Проектно-планировочные организации при заключении договоров с заказчикамигорсоветами, как правило, не принимают на себя производство топографо-геоде
зических работ, геологических, гидрогеологических, экономических и тому подобных изысканий, требуя эти данные от горсоветов. Заказчик же зачастую, за неимением соответствующих специалистов, не может дать эти материалы в срок. Происходит конфликт и задержка в проектно-планировочных работах.
Чтобы искоренить такую вредную обезличку, необходимо возложить на проектно-планировочные организации всю ответственность не только за выполняемые ими непосредственно проектно-планировочные работы, но и за проведение всех предварительных, необходимых для составления проектов планировки изыска
ний. Проектно-планировочная организация должна заключать с заказчиком-горсоветом генеральный договор во всем объеме работ, сдавая специальные изыс
кания и работы соответствующим организациям от себя по частным договорам. Такой порядок внесет ясность в отношения договаривающихся сторон и четкость в исполнение договоров по срокам.
Существует мнение, что генеральный проект планировки даже большого города можно составить максимум в полтора года. Между тем опытные архитекторыпланировщики утверждают, что такое требование не имеет под собой серьезного обоснования. Город — это живой развивающийся организм. К жизни такого орга
низма нельзя подходить механистически, вдавливать его в наскоро, на много лет вперед составленную структуру. С этим предостережением нельзя не считаться.
Составлению проекта планировки должна предшествовать разработка основ
ных заданий, устанавливающих: а) социально-политический и экономический профиль города, б) предварительный расчет территории, необходимой для строи
тельства и развития города, в) общие положения, обосновывающие возможность к целесообразность строительства нового или развития существующего города. Одним словом, надо выбрать территорию и составить схему распределения ее.
Придавая особое значение этой стадии проектно-планировочных работ, необходимо, чтобы схема распределения территории была утверждена тем же органом власти, который по закону должен утверждать и генеральный проект планировки. Имея утвержденную схему распределения территории, можно присту
пить к составлению генерального проекта планировки, обеспечивая в процессе работы текущее строительство частичными проектами. Такой порядок установлен законом от 20 января 1934 г. и изменять его нет никаких оснований.