планировка

и архитектура городов

планировка Новосибирска

Возникновение города. Новосибирск — один из самых молодых крупных городов Союза ССР. Сорок с небольшим лет назад это был небольшой поселок при впадении речки Каменки в Обь, насчи
тывавший около десятка рыбацких хижин. Кругом была тайга и заболоченные низины. При постройке железнодорожного моста и ст. «Правобереж
ная Обь» Великой Сибирской магистрали (1893— 1896 гг.), здесь образовались рабочие поселки, которые после открытия железнодорожного сооб
щения стали быстро развиваться и слились в одно поселение. Водный и железнодорожный транспорт были основными факторами развития поселка. В 1903 г. поселок превращается в безуездный город — Новониколаевск — и насчитывает 29 000 человек населения. С проведением Алтайской же
лезной дороги (1910—1912 гг.) и возникновением ряда промпредприятий Новониколаевск становится крупным торгово-промышленным пунктом с насе
лением в 1917 г. около 70 000 человек. С приходом советской власти город, благодаря своему географическому положению и возросшему народнохо
зяйственному значению, в 1925 г. превращается в административно-политический центр Сибирского края и переименовывается в Новосибирск.
1928—1932 — начальные годы усиленных темпов индустриализации и коллективизации СССР — ярко отражаются и на Новосибирске. Из города административного и торгового Новосибирск пре
вращается в крупнейший индустриальный центр со значительным количеством фабрично-заводского пролетариата. Строится левобережный социалисти
ческий Новосибирск, второй соцгород при заводе горного оборудования, транспортный городок при ст. Эйхе (в связи с постройкой железнодорожной сверхмагистрали Новосибирск—Кузбасс), ТЭЦ и мн. др.
За последние годы рост Новосибирска характеризуется следующими цифрами:
1926 г.—120 тыс. человек, 1929 г.—160 тыс. человек, 1931 г.—220 тыс. человек, 1934 г.—310 тыс. человек.
Перспективы развития Новосибирска. Положение Новосибирска на грани трех географических зон: северной — таежной, западной и юго-западной— степной, восточной и юго-восточной - горной с характерными для каждой зоны естествен
ными богатствами, а также расположение города на пересечении крупнейших железнодорожных, водных, воздушных и авто-гужевых магистралей,
Перспектива
арх. д. е. бабенков