сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было создание общества, не похожего на старое, т.-е. коммунистического общества .
Речь Ильича „Задача Союзов Молодежи содержит ряд крайне ценных, необычайно серьезных указаний на то, как должна проводиться коммунисти
ческая культурная подготовка. Здесь опять подчеркивается на конкретных примерах основная мысль о неразрывной связи и подчиненности задач культуры задачам революции. Предоставим слово Ильичу:
„Еоли бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или хва
стунов, а это сплошь, и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и
не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует... Без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических брошюр и произведений ровно ничего не стоит, так как оно продолжало бы старый разрыв между теорией и практикой, тот старый разрыв, который составлял самую отвратительную черту старого буржуазного общества . Моло
дое подрастающее поколение... „может учиться коммунизму только связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с непрерывной борьбой пролетариев и трудящихся против старого эксплоататорского общества .
Если Ильич считает необходимым связывать теорию с практикой, то не менее необходимой считает он связь практики с теорией, связь единичного с общим. Каждый отдельный работник, как бы он мал и незаметен ни был, должен связывать свою работу с общими задачами рабочего движения, осмысливать его пути, чувствовать себя сознательной единицей революционного коллектива, строящего коммунистическое общество.
Отсюда переход к подчеркиванию активной роли, выпадающей на долю каждого пролетария, в особенности в таком важном деле, как смычка города с деревней. „Мы можем и должны употребить нашу власть на то, чтобы дей
ствительно сделать из городского рабочего проводника коммунистических идей в среду сельского пролетариата... Необходимо основать ряд объедине
ний из фабрично-заводских рабочих, которые ставили бы систематической целью помогать деревне в ее культурном развитии („Странички из дневника ).
Особенное внимание обращает Ильич на самого важного массового распространителя культуры—народного учителя. Пропитать учительство коммуни
стическими идеями, улучшить его материальное положение—представляется Ильичу самой неотложной задачей. Первое дело—грамотность. Первое вни
мание—распространителю грамотности. „Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе („Странички из дневника ). „Нужно сказать, что сотни тысяч учителей—это есть аппарат, который должен выдви
гать работу, будить мысль, бороться с предрассудками, которые еще до сих пор существуют в массах (Речь на совещании политпросветов 3 ноября 1920 года).
Не случайно, что большинство затронутых Ильичем вопросов, таких современных, злободневных, выдвинуты им еще в период 1918—21 г.г. Ильич умел хорошо видеть. Ему ясен был путь революции.
Запомним же: культура нужна для победы революции.
Необходимо: усвоить и переработать культурное наследство прошлого. Связать теорию с практикой.
Повысить активность рабочего.
Сделать страну грамотной. Позаботиться об учителе, распространяющем грамотность.
Это мысли Ильича. Его заветы. Выполним их.