Восточный рисунок в текстильном производстве.Одним из крепких звеньев, связывавших восток с Россией в довоенное время, была обширная торговля мануфактурным товаром с Персией, Туркестаном, Закавказьем и др., причем подбирались определенные ассортименты рисунков, тканей, цветов, красок, удовлетворяющие восточным вкусам. В Иваново-Вознесенске целый ряд фабрик, специализировался на азиатских сортах, которые свободно выдерживали конкуренцию с Английскими товарами и вытесняли местное (восточное) кустарное мануфактурное производство.Такими фабриками были—Зубковых, Фокина, Витова, Гандурина, Разоренова и др. В период революционной борьбы и блокады связь с востоком была прервана, большая часть фабрик стояла, а работающие упростили качество ситцев и стремились удовлетворить местные нужды в мануфактуре, не считаясь с национальными требованиями и вкусами потребителя.С проведением в жизнь новой экономической политики и переводом предприятий на коммерческий расчет, в круговороте здоровой конкуренции, постепенно стали предъявляться определенные вкусы и требования потребителя, и фабрикам в ближайшем будущем неизбежно специализироваться в определенных сортах. Промторгправление в Иваново-Вознесенске, объединяющее ряд отраслей промышленности, в том числе и основную по Иваново Вознесенской губ.—текстильную, выходным аппаратом по последней имеет фабрику бывш. Т-ва Витовых, обслуживавшую восточный рынок (Персию, Бухару, Закавказье). Фабрика сохранила весь комплект азиатских рисунков и цикл необходимых красителей, в виду чего Промторгправление первое обратило серьезное внимание на восстановление азиатских сортов и возобновление порванной связи с Востоком. Фабрика бывш. Витова (ныне Петрищевская) может выработать в год до 55 миллионов аршин, из коих 50% чисто азиатского типа, 25% полуазиатского и остальное городского и деревенского типа для Украины и Средних районов Республики. Имеется богатый ассортимент старых рисунков, типичных для восточной торговли, и подготовляются новые.Для азиатских сортов требуются особенно яркие и в тоже время стойкие по отношению к свету краски. Промторгу удалось сохранить на фабрике ализариновые краски, и так называемые холодные, дающие путем сочетания особых компонентов на ткани (бета нафтола, аль- фанафтиламина, паронитранилина и др.) яркие и прочные цвета—бордо, пунцовый, коричневый, розовый и, наконец, целый ряд прочных красок индигоидного типа. В этом же направлении ведутся закупки красителей на дальнейший операционный период. Фабрика имеет соответствующую для восточных сортов богатую рецептуру, технические приспособления и приспособленный штат рисовальщиков, граверов, мастеров и т. д.В стремлении установить живую связь с азиатским рынком, Промторгправление организовало в Туркестане свои хлопковые посевы; пока засеяно до 2.000 десятин, весь урожай поступит— не для спекулятивной торговли, а непосредственно на обработку — на свои фабрики.Посев исключительно из американских семян, — ожидается хороший урожай. В будущем году площадь будет расширена. Связь с декханами налаживается прочная. Для обеспечения хлопковых посевов Промторгправление направляет денежные средства, пшеницу и мануфактуру, приспосабливая сорта к местным восточным вкусам.Для установления связи с Персией на Нижегородскую ярмарку послан соответствующий ассортимент персидских сортов. Приехавшие в Нижний Персы очень довольны нашим ассортиментом, готовы завязать прочные с нами отношения, но наш товар должен выдержать конкуренцию с английским, для чего потребуется ряд мероприятий правительственного характера, в связи с обложением пошлиной, акцизами, транспортными условиями и др. Словом, связь с Востоком нам и коммерчески и политически нужна и наша мануфактура — одно из звеньев этой связи — имеет все данные, чтобы удовлетворить восточные рынки. Промторгправление идет со своей мануфактурой на Восток, поддерживает культуру восточного сырья и принимает ряд практических мер для укрепления связи. Прилагаемые образцы иллюстрируют характер восточно-азиатских ситцев, имеющих там сбыт.Ф. Надлер.