тоже самое может быть отнесено и к явлениям акустическим. Музыка в этом даже ближе к разрешению своих принципов. Музыка имеет, по существу говоря, глубокую науку о музыкальной красоте, эта наука только несколько закостенела и переживает сейчас своеобразную борьбу новаторства в ней; но новаторство это, расширяя пределы музыкальной науки, конечно, остается верным тем основным принципам, которые, может быть несколько узко, но верно угаданы были постепенно сложившейся музыкальной теорией.
В области зрительных впечатлений, линейных плоскостных и красочных, мы имеем гораздо меньшую систему, но и она начинает намечаться. Человек пока что все еще имеет один нос, два глаза, два уха, и пока он остается бо
лее или менее неизменным физически, в этом смысле он остается в значительной степени равным себе и психически. Основы математического мышления, основы логики остаются те же; и как форма прически но изменяет по существу коренного человеческого типа, так и модные поветрия не изменяют ос
новного в человеке. Правда, можно видеть и уродство. Таким уродованном, напоминающим сплющенные черепа, громадные зады или искалеченные миниатюрные ноги различных причудливых цивилизаций и т. д. являются фальшивые от
ходы от каких-то основных законов простого, прекрасного, пропорционального, целесообраз
ного, убедительного, устойчивого, гармоничного и вместе с тем богатого, насыщенного, которое лежит в глубине всякого истинного шедевра, который можно только затмить со временем и который потом всегда выплывает и занимает свое несокрушимое место в сокровищ
нице человечества через двести или триста лет. две или три тысячи лет после того, как шедевр этот родился.
Есть объективные законы вкуса, и как объективные законы гармонии или контрапункта допускают безграничное творчество, без
граничное количество творческих вариаций и плодотворную эволюцию всего своего массива, так точно, конечно, и общие законы вкуса, общие законы каких-то особых пропорций допускают всевозможную свободу их применения.
Гигантская художественная задача, которую разрешим не мы, которую мы, можем быть, только подготовим для наших сынов, будет за
ключаться именно в том, чтобы найти простые,
здоровые, убедительные принципы радостноститворимого и применить их через посредство гигантской мощи к еще более грандиозной, чем теперь машинной индустрии, к строительству жизни и быта наших счастливых ближайших потомков.
А. Луначарский.
РЕЗЬБА ПО КОСТИ НА СЕВЕРЕ
Архангельск, Холмогоры, Сольвычегодск, Великий Устюг — отдаленные за тысячи верст от Москвы северные города, малолюдные, тихие, мало кем посещаемые... Никто по совре
менному их облику не поймет былого значения их. Между тем в общей истории русского искусства они вписали страницы исключитель
ной важности. Нигде, во всей России, не было так развито прикладное искусство, как в этих захолустных теперь северных городах.
Русская средневековая история и первые два века новой истории неразрывно связаны е ними узами экономическими и художественными. Расположенные на великом торговом пути «от Москвы к Орхангельску городу», торговые склады Московского государства, торговавшего с Англией, Голландией и со Скандинавскими государствами, доставлявшие госу
дарственной казне громадные по тогдашним временам денежные рессурсы, они создали превосходные художественные артели мастеров прикладного дела.
Наибольших успехов по совершенству работы они достигли в резьбе на кости, почти че
тыре века (XV—XVIII) искусство резьбы неуклонно «шло в гору», достигая изумительного мастерства. Только в середине XIX столетия как бы иссякает художественная почва, поив
шая многовековое искусство. Общее падение художественного вкуса, развитие капитализма с его массовым производством, использование различных суррогатов для подделок убили ма
стерство кустарей-резчиков. Всю вторую половину XIX столетия и в начале XX века север
ная резьба почти не существовала. Казалось, ей уже не возродиться.
Великая октябрьская революция, тяжелые кризисы во всех областях экономической и ху
дожественной жизни страны неожиданно оказались возбудителями дремавших художествен
ных сил кустарей. Архангельский Губисполком пытается наладить при Ломоносовской школе в Холмогорах обучение и улучшение упавшей техники резьбы на кости. Велико-Устюжский Губисполком (Северо-Двинская губерния) всячески поощряет возрождение прикладного чисто крестьянского искусства во всех его многообразных разветвлениях.
Пережитые годы разрухи вынудили местное население приняться за восстановление почти натурального хозяйства, самообслуживание себя в частности и продуктами прикладного дела, которое не замедлило дать художественные ростки.
В настоящее время крестьянин-прикладник стал уже работать но только для себя и своей округи, продукты его художественного произ
водства выходят на Всероссийский рынок. Вне сомнения замечаются следы, быть может, но
вого возрождения полузабытой художественной деятельности на Севере.
Надо отметить самый живейший интерес к этому народному творчеству иностранцев. Миссия Нансена организовала целые экспедиции