полностью принимает подразделение этих зон в соответствии со схемой, предложенной Секцией социалистического расселения Института экономики Комакадемии. Закон также предусматривает необ
ходимость создания наиболее короткой и удобной связи трудящихся с производством, а также обеспечения транспортной связи «как между функ
циональными районами (зонами) и их составными частями, так и с окружающими местностями», тем самым устанавливая принцип поточности во взаимосвязи населенного места и его зон.
Затем новый закон устанавливает обязательность «при выборе и отводе мест для строительства новых промышленных и транспортных предприятий и для расширения существующих одновременно намечать места для устройства обслуживающих предприятий населенных пунктов, ис
ходя из требований и особенностей производства, а также необходимости создания наиболее благоприятных санитарно-гигиенических и культур
но-бытовых условий труда и жизни населения». При этом закон требует, чтобы проекты плани
ровки населенных мест составлялись та основе полной увязки всех элементов производства, энергетики , транспорта, благоустройства, быта, гигиены, культуры в их взаимной между собой зависимости, с учетом перспектив развития». Тем самым закон устанавливает необходимость диалектической взаимосвязи всех элементов нового на
селенного пункта, что также является одним из существеннейших требований зональной (функциональной) системы планировки.
Новый закон требует, чтобы проекты планировки населенных мест устанавливали «основы системы обслуживания населения, включающей сети народного питания и торговую, а также сети уч
реждений коммунально-бытовых, социально-культурных, лечебно-профилактических, физкультурных, общественных и административных».
Новые населенные места должны быть в самом начале обеспечены системой зеленых насаждений, должны быть предусмотрены охранные и защит
ные зоны вокруг населенных мест, а также между отдельными их районами и частями.
Новая планировка должна предусмотреть общие основы технического оборудования населенных мест, причем для крупных населенных мест должны быть разработаны дополнительные схемы теплофикации, газофикации и механического транспорта.
Таким образом уже первоначальный план устройства населенных мест должен содержать в себе все основные элементы его благоустройства, куль
туры и все элементы последовательной перестройки быта населения на социалистических началах.
Проекты устройства городов, рабочих, курортных и дачных поселков должны разрабатываться на основе геодезических съемок, геолого-гидроме
теорологических, а также санитарно-технических обследований и хозяйственных планов. Эти проекты должны состоять из проекта планировки, проекта застройки, проекта технического оборудования и проекта земельно-хозяйственного устройства .
Этим решением устанавливается то положение, что социалистическое устройство населенных мест должно строиться па основе сознательного плана, а
не анархическим путем, как это мы наблюдаем в капиталистических странах.
Постановление предусматривает обязательность обеспечения при составлении проектов застройки населенных мест планомерности застройки с тем, чтобы каждый из строительных кварталов вклю
чал в свою систему первичные элементы сетей обслуживания населения, как-то: столовые, ясли, детские сады, прачечные, физкультурные пло
щадки и т. п., а также, чтобы были обеспечены необходимые санитарно-гигиенические условия для населения, в частности, достаточные разрывы между зданиями, которые в свою очередь должны обеспечить надлежащую освещаемость солнечным светом, сквозным проветриванием, зе
леными насаждениями, противопожарной безопастностью и т. п. Этим самым закон требует от планировщика обязательности учета всех основных требований, вытекающих из характера наших городов как городов социалистических. Вме
сте с тем, закон требует, чтобы при составлении проектов планировки и застройки было уделено необходимое внимание архитектурно-художественному оформлению населенного места не толь
ко в отношении отдельных зданий, но, главным образом, оформления комплекса кварталов, улиц,
площадей и т. п. Этим самым кладется предел нигилистическому отношению к вопросам искусства в строительстве наших городов.
Эта часть постановления налагает большие обязательства на нашу архитектурную обществен
ность, которая должна будет найти такие формы строительства городов, которые при разрешении
всех функциональных и конструктивных моментов в строении города, вместе с тем, создали бы ему такое художественное лицо, которое воспитывало бы и радовало бы население социалистических городов. Однако было бы неправильным понимание этого
закона как установление какой-либо одной схемы планировки города как обязательной (например радиальной, линейной и т. п.). Устанавливая
условия и задачи новой планировки, закон не связывает планировщика заранее установленной схемой. Это надо особенно иметь в виду при перепланировке существующих городов, где исто
рически сложившиеся условия сплошь и рядом уже диктуют конкретные схемы общих, а местами и частных решений. Тем не менее, установ
ление зонального принципа планировки, т. е. системы функциональных районов, связанных наи
более короткими путями сообщения с одновременным учетом геолого-гидрометеорологических факторов, неизбежно будет приближать формы
планировочных решений к схеме параллельных зон 1 как наиболее рационального их расположе
ния. Само собой разумеется, что параллельность понимается нами сугубо условно и относительно. Точно так же и вопрос о количестве однородных зон (функциональных районов) в одном населен
ном месте должен решаться в каждом конкретном случае в зависимости от конкретных условий и особенно от наличия уже существующих ценных сооружений; хотя само собой разумеется, что идеальным (особенно в новых, а также не особо крупных городах) было бы создание единства каждой функциональной зоны, что дает ряд круп
ных преимуществ как функционального и кон
1 Схему параллельных зон ни в коем случае нельзя смешивать с линейной системой дезурбанистов (Охитович , Леонидов и др.), которые разрывают организацию производства от организации быта.