структивного порядка (единство транспорта, специфика технических сооружений, санитарные моменты, особенности коммунального обслуживания и охраны различных зон и т. п.), так и в смысле создания при этом архитектурно-художественных возможностей (крупные перспективы, единство художественного оформления кварталов, площа
дей, улиц, парков, промышленных территорий, транспортных сооружений и т. п.).
Следует также отметить, что новый закон устанавливает случаи и основания для районной планировки. «Строительство всех видов на отдельной территории, где расположены или намеча
ются к строительству группы самостоятельных или комбинированных предприятий и обслуживающих их отдельных населенных мест, связан
ные между собой единой системой транспорта, общей энергетической базой, взаимным производственным, коммунальным и социально-куль
турным обслуживанием, производится на основе схем районной планировки».
Схема районной планировки также строится на основе учета функциональных элементов (произ
водство, связь, обслуживание) в организации районов.
Наконец, следует отметить, что закон об устройстве населенных мест РСФСР включает в общий комплекс населенного места сельскохозяйствен
ную зону города, тем самым создавая, с одной стороны, необходимые условия для организации снабжения сельскохозяйственными продуктами данного населенного места, а с другой стороны, облегчает разрешение задачи соединения промышленного и сельскохозяйственного труда.
Таким образом, постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров создает все необходимые условия для планового строительства но
вых и реконструкции существующих населенных мест, обеспечивая наиболее благоприятные усло
вия как для развития и правильной деятельности промышленных, транспортных и других предприятий, так и для наиболее здоровых и культурных условий работы и жизни трудящихся.
Это постановление, в основу которого положен ряд работ Секции соцрасселения и жилищнобытового строительства Института экономики Комакадемии, несомненно, создает новую эпоху в работе советского архитектора, давая ему четкие установки для практической работы.

ОБ УСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА И СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР
Исходя из необходимости при плановом строительстве новых и рекон
струкции существующих населенных мест обеспечить наиболее благо
приятные условия для развития и правильной деятельности промышленных, транспортных и других пред
приятий, а равно наиболее здоровые и культурные условия работы и жизни трудящихся, Всероссийский цен
тральный исполнительный комитет
и Совет народных комиссаров РСФСР постановляют :
1. Предложить СНК АССР, краевым и областным исполкомам не позднее 1 января 1933 года разработать перспективные планы производства проектов планировочных работ по городам, рабочим, курортным и дачным поселкам с установлением ти
тульного списка населенных мест, а также очередности и срока производства этих работ.
Очередность производства работ определяется в зависимости от народ
нохозяйственного значения данного населенного места с тем, чтобы фак
тический приступ к строительству допускался нс иначе, как но утвержденному проекту планировки.
2. Обязать советы городов, рабочих, курортных и дачных поселков разработать в порядке и сроки, установленные на основании ст. I на
стоящего постановления, проекты устройства этих городов и поселков.
Строительство новых населенных мест указанного в настоящей статье типа допускается не иначе, как по утверждении в установленном порядке соответствующего проекта.
3. Проекты устройства городов, рабочих, курортных и дачных поселков разрабатываются на основе геодезических съемок, геолого- и гидрометеорологических и санитарно-технических обследований и хозяйственных планов и состоят из: а) проекта планировки; б) проектов застройки;
в) проектов технического оборудования и
г) проекта земельно-хозяйственного устройства.
4. Предложить СНК АССР, краевым и областным исполкомам и городским советам, а также организа
циям, производящим ПрмЫШЛеНное, транспортное и иное строительство на территории РСФСР, при выборе и отводе мест для строительства новых промышленных и транспортных предприятий или для расширения существующих одновременно намечать и места для устрой
ства обслуживающих предприятий населенных пунктов, исходя из требований и особенностей производства, а также необходимости создания наиболее благоприятных санитарно-гигиенических и культурно
бытовых условий труда и жизни населения.
Ответственность за своевременное составление проекта планировки, за соответствие строительства утвер
жденному проекту, за недопущение строительства без утвержденного проекта планировки и за соблюдение правил настоящей статьи возлагается как на соответствующие строительные организации, так и на коммунальные отделы. СНК АССР, крае
вым и областным исполкомам и горсоветам предоставляется право запрещать строительство, проводимое с нарушением настоящих правил.
5. Проекты планировки населенных мест должны составляться на ос
нове полной увязки всех элементов производства, энергетики, транспор
та, благоустройства, быта, гигиены, культуры в их взаимной между собой зависимости, с учетом перспектив развития и устанавливать:
а) образование на территории населенного места в зависимости от тина и характера этого места районов но их функциональному назначению (промышленных, транспорт
ных, жилых, защитных и сельско
хозяйственных), с установлением в соответствующих случаях расположе
ния производственных предприятий и с разработкой схем и оснований развития существующего или устройства нового транспортного узла.