Примечание. Образование функциональных районов должно преследовать в первую очередь создание наиболее благоприятных условий для работы и деятельности производственных предприятий : установление наиболее короткой и удобной связи трудящихся с производством, а также создание необходимых санитарно-гигиени
ческих условий труда и жизни населения.
б) систему внутренних магистралей (проездов и улиц), обеспечивающих транспортную связь как между функциональными районами и их составными частями, так и с окружающими местностями;
в) распределение населенного места на строительные зоны по характеру
и плотности застройки и заселения с разбивкой этих зон на строительные кварталы для обеспечения застройки первых очередей;
г) основы системы обслуживания населения, включающей сети народного питания и торговую, а также сети учреждений коммунально-бытовых, социально - культурных, лечебнопрофилактических, физкультурных, общественных и административных; д) общие основы технического оборудования населенного места с одно
временной разработкой общих схем: водоснабжения, очистки, электри
фикации, водостоков, устройства улиц и проездов, вертикальной планировки, мелиорации (осушение, ре
гулирование рек, оврагов и т. п.) и пожарной охраны.
Для крупных населенных мест указанные выше схемы дополняются разработкой схем канализации, теплофикации, газофикации и механического транспорта;
е) систему зеленых насаждений: охранные и защитные зоны вокруг населенного места, а также между отдельными его районами и их частями: парки, бульвары, скверы и т. п.;
ж) резервные земельные площади, необходимые для нужд производства, транспорта и жилищного строительства в соответствии с перспективами их развития;
з) общую схему организации прилегающей к населенному месту сельскохозяйственной территории, предназ

наченной для непосредственного снабжения его сельскохозяйственными продуктами;

и) мероприятия по активной и местной обороне;

в) очередность осуществления мероприятий и ориентировочную стоимость сооружений, намечаемых проектом планировки.
6. Основные задания и проекты планировки населенных мест утверждаются:
а) по населенным местам, насчитывающим до 50 тысяч человек, соответствующими СНК АССР, краевыми и областными исполкомами;
б) по населенным местам, насчитывающим свыше 50 тысяч человек, НККхозом РСФСР по представлению СЯК АССР, краевых и областных исполкомов и по согласованию с заинтересованными ведомствами ;
в) по главным городам автономных республик, краевым и областным центрам — СЯК РСФСР по представлению НККхоза РСФСР.
7. Проекты застройки населенных мест составляются с таким расчетом, чтобы в результате их осуществления были обеспечены:
а) очередность и планомерность застройки установленных проектом планировки строительных кварталов
с тем, чтобы каждый из них включил в свою систему первичные элементы сетей обслуживания населения: столовые, ясли, детские сады, прачечные, физкультурные площадки и т. п;
б) создание необходимых санитарногигиенических условий для населе
ния, достаточные разрывы между зданиями, надлежащую освещаемость их солнечным светом, сквозное проветривание, зеленые насаждения и т. п.;
в) применение местных, недефицитных стройматериалов, облегченных и упрощенных конструкций, а так
же другие условия экономичности построек и содержания зданий п сооружений коммунального обслуживания;
г) противопожарную безопасность. 8. Проекты застройки населенных мест утверждаются соответствующи
ми городскими или поселковыми со
ветами по представлению отдела коммунального хозяйства или заменяющего его органа.
9. При составлении проектов планировки и застройки должно уделяться внимание архитектурно-художественному оформлению насе
ленного места не только в отношении отдельных зданий, но, главным образом, оформления комплексов: кварталов, улиц, площадей и т. п.
10. Техническое оборудование на. селенных мест (ст. 5 п. «д») осу
ществляется на основе специальных технических проектов, разрабатываемых особо в соответствии с планом строительства данного населенного места и утвержденных в установленном законом порядке.
При разработке указанных в настоящей статье проектов должны учи
тываться как общие потребности города или поселка, так и специальные производственные нужды расположенных на их территории предприятий и учреждений с тем, чтобы
обязательно обеспечивалось устройство объединенных сооружений по водоснабжению, очистке, электрифи
кации и т. д. в тех случаях, когда это возможно и целесообразно.
11. Проект земельно-хозяйственного устройства, основанный на проекте планировки, должен предусматри
вать создание базы, снабжающей его сельскохозяйственными продуктами, и содержать:
а) размещение отдельных хозяйств на территории сельскохозяйствен
ного назначения с определением их типов, мощности и взаимной производственной связи;
б) план использования отбросов, нечистот и сточных вод населенного места в качестве удобрений для земель сельскохозяйственного значения, а для ферм с животноводче
ским направлением, кроме того, — план использования в качестве корма для скота отбросов и отходов предприятий общественного питания;
в) систему мероприятий по орошению и водоснабжению;
г) схему дорожной сети, обслуживающей как производственные нужды сельскохозяйственных предприятий, так и связь их с населенными местами.
Проект земельно-хозяйственного устройства утверждается в порядке,
устанавливаемом НККхозом РСФСР по соглашению с НКземом РСФСР.
12. Строительство всех видов на отдельной территории, где расположены или намечаются к строитель
ству группы самостоятельных или комбинированных предприятий и обслуживающих их отдельных на
селенных мест, связанные между собой единой системой транспорта, общей энергетической базой, взаимным производственным, коммунальным и социально-культурным обслу
живанием, производится на основе схем районной планировки.
Необходимость и сроки составления схем районной планировки, а также установление границ подлежащего планировке района устанавливаются в каждом отдельном слу
чае СЯК автономной республики, краевым или областным исполкомом
и утверждаются НККхозом РСФСР по соглашению с заинтересованными ведомствами и учреждениями.
Производство работ но районной планировке без утверждения НККхоза РСФСР не допускается.
13. Схема районной планировки должна предусматривать:
а) места расположения и общие основания устройства и расширения промышленных предприятий, центральных, районных электростанций, теплоцентралей и сетей передачи энергии;