н. м. скворцов

о проекте планировки бобриковского соцгорода

В конце мая 1932 г. ЭИКП и Научно-исследовательским институтом Коммунистической академии была созвана научно-техническая конференций по строительству Бобриковского комбината, над которым эти институты осуществляют шефство. На конференции в числе прочих вопросов были заслушаны и обсуждены доклады инж. А. И. Кузнецова «О проекте планировки индустриального
города Бобриковского комбината» и начальника управления строительства соцгорода И. М. Фреймана «О программе и ходе строительства в индустриальном городе».
В работах конференции по проблемам Бобриковского соцгорода приняли участие секция соцрасселения и жилищно-бытового строительства Ин
ститута экономики, а также отделение соцгородов Экономического института красной профессуры. К сожалению, чрезвычайно ограниченное время, оставшееся до конференции у секции соцрасселения и жилищно-бытового строительства после частичного получения ею материалов по проекту планировки Бобриковского соцгорода, не позволило ей дать развернутое консультативное заключение, вследствие чего конференция в своих поста
новлениях могла лишь «принять к сведению, что выбор городской площади и проект планировки утверждены Областной планировочной комиссией и Научно-техническим комитетом при НКХ». Тем не менее, секция по представленным конфе
ренции тезисам докладов о соцгороде сделала выводы, которые были положены в основу решений конференции по данному вопросу.
В основных заданиях для составления проекта планировки Бобриковского соцгорода и в самом проекте оказался неучтенным ряд серьезнейших политических и экономических моментов, крупнейшие из которых были отмечены в постановлении конференции.
Задача уничтожения противоположности между городом и деревней не нашла отражения в плани
ровке Бобриковского соцгорода. Более того, в тезисах т. Кузнецова имеют место утверждения, в корне противоречащие политике партии и советской власти по взаимоотношению между го
родом и деревней. Роль нового Бобриковского соцгорода по этим тезисам будет заключаться в следующем: «Город будет иметь значение для развития и коллективизации сельского хозяйства района как крупная потребляющая база продуктов городского и молочного хозяйства».
Содержание тезиса противоречит производственной форме смычки города и деревни, которая последовательно проводится партией и имеет огромные результаты, в первую очередь по коллективизации сельского хозяйства.
* По материалам секции соцрасселения и жилищнобытового строительства Института экономики Комакадемии и научно-технической конференции по Бобрикам.
Еще на апрельском пленуме ЦК ВКП(б) т. Сталин говорил:
«Пока дело шло о восстановлении сельского хозяйства и освоении крестьянами бывших помещичьих и кулацких земель, мы могли удовольствоваться старыми формами смычки. Но теперь, когда дело идет о реконструкции сельского хозяйства, этого уже недостаточно. Теперь надо итти дальше, помогая крестьянству перестроить сельскохозяйственное производство на базе новой техники и коллективного труда. Это означает..., что наряду с перевооружением нашей промышленности мы должны начать серьезно перевооружать и сельское хозяйство..., надо все
мерно развивать нашу индустрию как основной источник питания сельскохозяйственного производства по линии его реконструкции, надо раз
вивать металлургию, химию, машиностроение, надо строить тракторные заводы, заводы сельско
хозяйственных машин и т. д... У т. Бухарина исходным пунктом является не быстрый темп развития индустрии как рычага реконструкции сельскохозяйственного производства, а развитие индивидуального крестьянского хозяйства. У него на первом плане «нормализация» рынка и допущение свободной игры цен на рынке сельско
хозяйственных продуктов, допущение, по сути дела, полной свободной торговли».
В декабре 1929 г. на конференции аграрниковмарксистов т. Сталин говорил:
«Крестьянин старого типа с его зверским недоверием к городу как грабителю, отходит на задний план. Его сменяет новый крестьянин, кре
стьянин-колхозник, смотрящий на город с надеждой на получение оттуда реальной производственной помощи».
XVI съезд ВКП(б) констатировал, что производственная форма смычки города с деревней обусловила поворот крестьянства в сторону коллективизации. Этот поворот «подготовлялся всем хо
дом нашего развития, всем ходом развития нашей индустрии, и прежде всего развитием инду
стрии, поставляющей машины и тракторы для сельского хозяйства» (Сталин).
XVII партконференция ВКП(б) наметила мероприятия, которые превращают сельскохозяйственный труд в разновидность индустриального тру
да и создают условия для полного устранения противоположности между городом и деревней. Сведение после всех этих решений взаимоотношений между городом и деревней только к призна
нию потребляющего значения города в отношении деревни является грубейшим извращением всей политики партии. «Соцгород для советской деревни — это тракторы и сельхозмашины, хими
ческие удобрения и высокий урожай, потоки электрического света и автомобили, одежда и обувь, вузы и научные институты, книги и радио» («Правда», передовая, от 11 /VI 1932 г., № 160).