городское строительство к 15-летию октябрьской революции

В. И. Ленин в 1921 г., на пороге новой экономической политики, указывая пролетариату путь и программу социалистического строительства, дал яркую картину состояния страны того времени. Ленин писал:
«Посмотрите на карту РСФСР. К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на-Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и от Омска, к северу от Томска идут необъятнейшие пространства, на которых уместились бы десятки громад
ных культурных государств. И на всех этих пространствах царят патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость. А в крестьян
ских захолустьях всей остальной России? Везде, где десятки верст проселка, вернее десятки верст бездорожья, отделяют деревню от железных дорог, т. е. от материальной связи с культурой, с капитализмом, с крупной промышленностью, с большим городом? Разве не преобладают везде в этих местах тоже патриархальщина, обломовщина, полудикость?»
Рабочий класс Советского союза, руководимый партией Ленина, во главе с лучшим его учеником — вождем партии — т. Сталиным, неустанно и последовательно, твердо и решительно осуществляет заветы В. И. Ленина об индустриализации страны и социалистической переделке кре
стьянского хозяйства и, вопреки утверждению и проискам врагов, добился таких успехов в строительстве социализма, которые коренным об
разом изменили лицо и карту Советского союза. «Посмотрите на карту СССР. Пятилетка пере
кроила лицо страны. К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на-Дону и Саратова, к югу от Оренбурга и Омска, к северу от Томска— на всех этих пространствах, — где царила пат
риархальщина, полудикость и самая настоящая дикость, растут гигантские совхозы, колхозы, шахты, города. Под Ростовом — Сельмаш, под Сталинградом —Тракторный, близ горы Аточ — Магнитогорск, Кузнецкстрой. Уголь, металл,
трактор, нефть, хлопок. Посмотрите на карту СССР. Посмотрите, как выполняются заветы Ленина» (Сталин).
Успехи индустриализации страны и в частности развитие тяжелой индустрии, этой основы строи
тельства социализма, находят свое выражение в следующих показателях побед социалистического строительства (по данным Госплана):
Начав с восстановления разрушенной войной и интервенцией промышленности (которая в 1920 г. составляла 18—20% довоенной, а по отдельным
отраслям тяжелой индустрии и того меньше), пролетариат за десятилетие создал в основе но
вую тяжелую промышленность, основные фонды которой на 1 января 1932 г. на 67,6% обновлены; в значительной мере реконструировал легкую промышленность, основные фонды которой обновлены на 36,8%. Новые промышленные гиганты — Магнитострой, Кузнецкстрой, Караганда, Днепрогэс, Днепропетровский комбинат и т. д.— возведены и возводятся с исключительной быстротой. На основе роста социалистической промышленности идет последовательный рост рабочего класса. Безработица ликвидирована пол
ностью. На основе индустриализации страны создана мощная материально-техническая база социалистической реконструкции сельского хозяйства. Коллективизация охватила 60—65% кре
стьянских хозяйств; посевная площадь колхозов составляет более 75% всей посевной площади. Огромны успехи совхозного строительства, МГС. Окончательно подорваны корни капитализма как в городе, так и в деревне. СССР бесповоротно закрепился на социалистическом пути развития, обеспечив полную победу социализма. 15-летие своей победы пролетариат СССР встречает огром
ными успехами на всех участках строительства социализма. СССР все больше и больше зани
мает первые места в мировом производстве, оттесняя назад капиталистические страны, которые изо дня в день под ударами все углубляющегося кризиса сокращают производство, не толь
ко закрывают, но и разрушают промпредприятия. Десятки миллионов безработных поставлены перед реальной угрозой голодной смерти.
На основе индустриализации страны идет последовательный огромный рост городского населения, являющийся характерным показателем успехов социалистического строительства 1.
Годы
Городское население
в тыс.
1/I1914...............24 686,6 20/VIII1920 ....20 787,1 15/III1923 ....21 563,4 17/XII1926 ....
26 314,1 1/VII1931 ....33 621,9
Только за последние пять лет городское население выросло более чем на 7 млн. человек, а по сравнению с 1920 г. — годом наибольшего упад
ка промышленности и сельского хозяйства — на 13 млн. человек.
Исключительно быстрый рост индустрии в старых промышленных центрах, создание новых индустриальных центров и промышленных оча
гов в крестьянских районах, где еще недавно господствовала «деревенская заброшенность,
1 «Народное хозяйство СССР». Статистический справочник, 1932. г., изд. ЦУНХУ.
Отрасли промышленности
1931 г.1932 г.
(В % к 1931 г.)
Электротехника ...............................
8711904
Машиностроение...............................
6801141 Нефтяная промышленность ....298376 Каменноугольная промышленность197297 Электростанции ..............................591771 Текстильная промышленность . .147
Пищевая »206282