оторванность от мира, одичалость» (Ленин) — являются основой роста наших социалистических городов.
Показателен в этом отношении рост старых городов 1.
Население в тыс. Города1926 г.1931 г.
Рост
В %
Макеевка..........................149,0
190,4
Челябинск ........................ . 56,9
116,9105,6 Сталинград .......................294,5104,6 Сталино ..............................
194,186,1 Мариуполь .......................105,970,0 Свердловск .......................
. . 133,8223,366,7 Н.-Новгород...................350,361,4 Днепропетровск...............
322,843,8 Ленинград ........................ .. 1614,02228,338,1 Москва...............................
. . 2025,92781,3 37,3
Население многих из этих городов за пять лет удвоилось и даже утроилось. Этот рост всецело обязан развитию индустрии в старых городах. Достаточно упомянуть Сталинград, Челябинск с
их тракторными гигантами и рядом других новых предприятий, Н.-Новгород с автомобиль
ным гигантом — НАЗ, Москву, которая за это время из ситцевой стала металлической и т. д.
Строительство новых промышленных центров там, где буквально «дремала природа», —Магнитострой, Кузнецкстрой, Карагандинский уголь
ный бассейн, Прибалхашский комбинат, Бобриковский комбинат, Днепрогэс, Хибины, Игарка и т. д. — вызвало к жизни сотни новых социали
стических городов и рабочих поселков. Все они детища первой пятилетки. Магнитогорск, по
строенный в три года, насчитывает сейчас до 200 тыс. жителей. Новое Запорожье — социалистический город при Днепрогэсе и Днепропетровском комбинате имеет до 120 тыс. жителей. Ка
раганда, в прошлом поселок с 5 тыс. жителей, сейчас большой город с более 100 тыс. жителей.
Хибиногорск — заполярный город — построен в течение трех лет и имеет уже свыше 50 тыс. жителей. Игарка, тоже заполярный город, построенный в три года, имеет свыше 20 тыс. жителей. На месте старых рабочих поселков Куз
басса — сейчас большие города: Прокопьевск, Сталинск, Анжерка, Кемерово и т. д. Их около ста — новых социалистических городов, построенных в два-три-четыре года и насчитывающих сейчас десятки и сотни тысяч жителей каждый.
Тысячи промышленных очагов в крестьянских районах, совхозы, МТС, десятки тысяч крупных колхозов — все они являются основой строительства тысяч новых социалистических городов, там, где еще недавно царил «идиотизм деревенской жизни».
Рост наших городов диаметрально противоположен росту капиталистических городов. Послед
ние отражают в себе все присущие капитализму противоречия и прежде всего все нарастающее противоречие между пролетариатом и буржуазией, все углубляющуюся противоположность между капиталистическим городом и эксплоатируемой им деревней. Капиталистические города растут прежде всего за счет разоряющегося крестьянства, за счет все возрастающей резервной армии труда. Переживаемый капитализмом кризис, обо
стрил до крайности эти противоречия. Десятки миллионов безработных и полубезработных про
летариев составляют вместе с семьями едва ли не большинство населения капиталистических го
родов, пополняемых постоянным притоком выбрасываемого из деревни разоряющегося крестьянства .
Анархичность, стихийность, неравномерность развития, присущие капиталистическому способу производства, находят свое выражение в стихийном неравномерном росте капиталистических городов, в сложившейся планировке их, ярко выражающей классовый антагонистический характер капиталистического города: роскошь, паразитизм, загнивание — на одной стороне, рост безработицы, голода и нищеты на другой, в рабочих кварталах окраин.
Социалистические города растут на основе бурного развития социалистических производительных сил вместе с ростом рабочего класса. И в этом отношении характерны следующие данные 1.
Не говоря уже о новых социалистических городах, где рабочие в составе самодеятельного насе
ления занимают до 75%, рост старых городов идет прежде всего за счет рабочего класса, тогда как доля прочих групп самодеятельного населе
ния неуклонно падает. Социалистические города растут как пролетарские центры.
В СССР — нет безработицы. Социалистическая реконструкция сельского хозяйства в корне по
дорвала расслоение крестьянства. В СССР — нет бегства в города, ибо коллективизированное крестьянство находит применение своей рабочей силы в обобществленном сельском хозяйстве. В СССР все в большей и большей мере проис
ходит организованное перераспределение рабочей силы между социалистическим городом и кол
хозной деревней. Эта одна из особенностей новой
обстановки, о которой говорил т. Сталин в шести исторических условиях.
Развитие социалистических производительных сил идет на основе последовательного равномерного их размещения по всей стране, предопределяя тем самым равномерное расселение населения, ог
раничивая рост наших городов. Огромное значе
ние имеет в этом отношении решение июньского (1931 г.) пленума ЦК о прекращении строительства промышленных предприятий в крупных про
мышленных центрах и прежде всего в Москве и Ленинграде.
Все это последовательно стирает грани между городом и деревней. И если в капиталистических странах присущий им рост городского населения является показателем все углубляющегося классового, в своей основе, антагонизма между городом и деревней, то в СССР на основе роста социалистического строительства, рост городского
1 «Народное хозяйство СССР». Статистический справочник, 1932 г., изд. ЦУНХУ.
1 Там же.