населения и социалистических городов является выражением происходящего процесса после
довательного уничтожения противоположности между городом и деревней.
Партия вела и ведет решительную борьбу с оппортунистическими, буржуазными в своей основе «теориями» как отмирания и ликвидации социалистических городов, так и их стихийного роста подобно капиталистическим городам.
«Мы идем к ликвидации противоположности между городом и деревней не на основе ликвидации городов, а на основе их видоизменения и социа
листической переделки деревни и подъема ее до уровня передовой городской культуры» (Каганович).
На основе индустриализации страны, создана мощная материально-техническая база реконст
рукции старых и строительство новых городов. Коренным образом изменилось лицо наших го
родов за 15 лет пролетарской революции. Рекон
струкция городского хозяйства — этой основы городского строительства -широко охватила со
циалистические города СССР, особенно после июньского (1931 г.) пленума ЦК и последующих решений партии. Городское — коммуналь
ное и жилищное строительство, будучи одним из основных участков социалистического строительства, обслуживая интересы и нужды проле
тариата, является во все возрастающей мере мощным рычагом дальнейшего развития социалистических производительных сил.
И на этом участке пролетариат подходит к 15-й годовщине Октября с огромными победами.
*
Обслуживая преимущественно буржуазию, городское хозяйство капиталистической России явля
лось в то же время орудием дополнительной эксплоатаций трудящихся. Такова классовая сущность капиталистического городского хозяйства; такова сущность и система городских налогов и сборов на цели городского «благоустройства» старой капиталистической России.
В 1912 г. расходы на городское благоустройство России исчислялись в 88 млн. руб., а доходы в 116,4 млн. руб.; 28,4 млн. руб. или 32,3% чи
стой прибыли получила буржуазия от «обществен
ного» городского хозяйства, не считая огромной прибыли концессионеров, в руках которых находилась большая часть коммунальных предприятий старой России.
Или другой пример. На водоснабжение (водопровод) расходы в 1912 г. выражались в сумме 7027 тыс. руб., а доходы 14 900 тыс. руб.; чистая прибыль— 7073 тыс. руб., или 112%, опять же не считая огромной прибыли, полученной концессионерами.
Так было в капиталистической России, так есть сейчас в капиталистических странах.
Экспроприировав городское хозяйство, пролетариат подчинил его интересам социалистического строительства.
На основе индустриализации страны последовательно нарастают темпы восстановления и
реконструкции городского хозяйства. Об этом свидетельствует прежде всего рост объема капитальных вложений в коммунальное хозяйство:
За девять лет (1924—1932 гг.) в коммунальное хозяйство СССР вложено 2605 млн. руб. Значи
мость этих вложений особенно показательна, если учесть, что весь основной капитал коммуналь
ного хозяйства оценивался в 1923 г. в 2328 млн. руб. Иначе говоря, за девять лет советской властью вложено в коммунальное хозяйство больше «полученного» от буржуазии наследства, накоп
ленного ею чуть ли не за столетие. И это вполне понятно. Не интересами городского благоустрой
ства, к которому буржуазия, как указывал Эн
гельс, вынуждена порой прибегать, а главным образом возможностью получения большей при
были определялись затраты буржуазии на городское хозяйство, которое в России вообще стояло на крайне низком техническом уровне, а империалистическая и гражданская войны к тому же значительно его разрушили.
Из года в год растут суммы вложений в коммунальное хозяйство СССР. За четыре года пятилетки в коммунальное хозяйство будет вложено 1942 млн. руб., почти в три с половиной раза больше суммы, вложенной за предыдущие пять лет (1924—1928 гг.).
Вложения в отдельные отрасли коммунального хозяйства выражаются (в млн. руб.):
Эти вложения резко изменили технический уровень коммунального хозяйства значительной части наших городов.
Об этом говорят следующие данные:
Отрасли коммунального хозяйства
Число городов
1932 г.
(план)1917 г.1928 г.
Водопровод ..............................219294379 Канализация..........................193269 Бани.........................................
нет свед.527972 Прачечные..............................нет свед.9124 Трамвай ..................................353949
Автобусное движение .... -82168
Сотни промышленных центров, не имевших до революции почти ни одной отрасли коммуналь
ного хозяйства, ныне охвачены основными видами коммунального обслуживания. Достаточно указать такие пролетарские центры, как: Иваново-Вознесенск, Свердловск, Грозный, Омск, Челябинск, Сталино, Макеевка, Шахты и многие другие, не имевшие до революции ни водопровода, ни канализации, ни трамвая, ни автобусного сообщения, а некоторые и элек
трического освещения,—ныне имеют вновь выстроенные за этот период и водопровод, и кана
лизацию, и трамвай (или автобусное сообщение) и электрическое освещение. Не говоря уже о
других — десятках и даже сотнях — городов, которые имеют сейчас или будут в ближайшие месяцы иметь эти виды коммунального обслуживания.
ГодыВ млн. руб.Рост в % 1924—1928 ...............663,0100 1929—1931 ...............992,0
1932 (план) ....950,0
Итого. .. 2605,0—