Развертываются новые отрасли городского хозяйства, которых города царской России или со
вершенно не имели (теплофикация) или имели в 3—5 городах (газовое хозяйство: Москва, Ле
нинград и др.). Теплофикационные установки построены в 10 городах, ведутся подготовительные работы по организации снабжения газом таких городов, как Баку, Сталино, Макеевка и др.
За эти годы наши города изменили свой внешний вид. Усовершенствованные мостовые, зеленые насаждения, наружное освещение и целый ряд других мероприятий, в частности по архитектурно
художественному оформлению, подняли культуру наших городов и вместе с этим придали социалистическим городам красоту, отражающую энту
зиазм и успехи социалистического строительства. Успехи в развитии городского хозяйства могли быть достигнуты благодаря решительным победам, одержанным пролетариатом в области индустриализации страны. Именно эти победы создали твердую материально-техническую базу даль
нейшего, еще более быстрого роста и технического совершенствования городского хозяйства. Благодаря этим победам и на их основе партия поставила в порядок дня и практически осуществляет строительство таких сооружений, как мет
рополитен в Москве, канал Волга — Москва и др.
Эти два сооружения, начатые строительством в красной столице Союза по постановлению июнь
ского (1931 г.) пленума ЦК ВКП(б), полностью разрешают две наиболее важных проблемы Мо
сквы: городского транспорта (и движения) и водоснабжения. Строительство метрополитена развернулось в таких темпах, что не далее, как че
рез год—в начале 1934 г. будет сдана в эксплоатацию первая линия метро. Вместо десятков лет, в течение которых осуществлялось строительство метро в капиталистических городах, у нас первая очередь метро будет сооружена в 2 года, а все строительство—в 4—5 лет. Понятно огромное значение метро для Москвы с ее почти миллионной армией только индустриального пролетариата, с ее 3 1/2 миллионным населением.
Начавшееся в текущем году строительство канала Волга — Москва, этого грандиозного соору
жения стоимостью до 400 млн. руб., не только полностью разрешит проблему водоснабжения Москвы для промышленных и бытовых целей в нормах, превышающих потребление воды передовыми капиталистическими городами, но одновременно канал Волга — Москва разрешает и проб
лему водного транспорта и непосредственной связи Москвы водным путем с основными про
мышленными и сельскохозяйственными районами не только европейской, но и азиатской части территории СССР.
Этим каналом Москва свяжется с Каспийским морем. Нефть (и ее продукты) из Баку, хлеб с Поволжья, рыба Волги и Каспия, хлопок и про
чее сырье Туркменистана и Казакстана (районов,
прилегающих к Каспию) и т. д. водным путем будут доставляться в Москву. В дальнейшем предполагается, что Москва водным путем будет иметь выход в Черное море. Через Мариинскую систему этот канал свяжет Москву более коротким и более удобным водным путем с Ленинградом. Наконец, заканчивающееся строительство Беломорско-Балтийского канала даст Москве вы
ход в Белое море и Северный Ледовитый океан. Только в условиях социалистического строитель
Октябрьская революция уничтожила капиталистическую эксплоатацию, осуществила указан
ные Марксом-Энгельсом-Лениным пути и средства разрешения жилищного вопроса. Пролетариат экспроприировал капиталистические домовладения и заселил их рабочими, лишив тем са
мым буржуазию и этого орудия дополнительной эксплоатации.
Это первое мероприятие победившего пролетариата в разрешении жилищного вопроса.
Последовательно, на протяжении 15 лет, идет улучшение жилищных условий пролетариата. Од
новременно с восстановлением и реконструкцией социалистической промышленности и ростом ра
бочего класса идет рост жилищного фонда, в значительной своей части разрушенного импе
риалистической и почти пятилетним периодом гражданской войны и буржуазной интервенции. Результаты «защиты культуры от варварства», под лозунгом которых велась буржуазная интервенция, выразились в разрушении сотен тысяч до
мов, городских предприятий, памятников куль
туры и т. д. По скромным подсчетам разрушения от интервенции только в части городского хозяй
ства, главным образом жилищного, составляют
около 2—234 млрд. руб.
Из года в год растут вложения в новое жилищное строительство (в млн. руб.):
Годы
Обобществл. сектор
Индивидуальн. сектор
Всего
1924—1928 ....1289,0633,01922,0 1929—1931 .......................2116,7243,02359,7 1932 (план) ....
1698,0
25,01723,0
Итого .......................5103,7901,06004,7
Шесть миллиардов за девять лет, в том числе свыше пяти миллиардов государственных и кооперативных средств вложено в жилищное строи
тельство. В первую пятилетку эти вложения составляют свыше 4 млрд. руб., т. е. в два раза больше того, что было вложено за все предыдущие пять лет (1924—1928 гг.), а по обобществлен -
ства могли быть решены эти грандиозные проблемы. Огромные сооружения в области городского хозяйства не ограничиваются Москвой, они раскинуты в десятках городов Союза.
И если в капиталистических странах городское хозяйство служит источником все нарастающей дополнительной эксплоатации пролетариата, то в СССР оно изо дня в день улучшает жилищнобытовые условия жизни рабочего класса Союза.
Основным важнейшим участком городского хозяйства является жилищное строительство.
В капиталистической России жилище, как равно и все городское хозяйство, являлись орудием до
полнительной капиталистической эксплоатации пролетариата и трудящихся масс города.
В два раза больше платили рабочие за неблагоустроенные, перенаселенные, антисанитарные жилища рабочих окраин — подвалы, каморки и т. п., чем буржуазия за прекрасные и благоустроенные квартиры, расположенные в центрах городов.
Так, по данным дореволюционных обследований квартплата составляла:
Годы
Единица измерения
Жилище рабочих
Жилище
буржуазии
Петербург1908
1 М3
3 р. 60 к.1 р. 90 к.
Москва . .1908комната12 р. 40 к.6 р. 50 к.