шается так, как должна бы была улучшаться» (Ленинский сборник, ХIХ, стр. 247—8),
В. И. Ленин в работе «Аграрный вопрос и „критики” Маркса(Собр. соч., т. IV) дает уничтожающую критику «атаке бур
жуазной экономики на социалистическую идею об уничтожении противоположности между городом и деревней» (Луйо Брентано, Герц, Струве, Бердяев, Ворошилов-Чернов и др.), которая пыталась оправдать «вечность» этой противоположности либо «естественной» необходимостью — законом убываю
щего плодородия почвы, либо «ложной защитой» сокровищ культуры, накопленных в капиталистических городах, либо
возможностью заменить естественный обмен веществ между городом и деревней искусственными удобрениями. В. И. Ленин полностью раскрывает классовую сущность этих буржуазных учений, имеющих своей целью защиту капитали
стической эксплоатации, и опровергает все их псевдо-научные доводы. Он указывает, что буржуазные писатели «естественно и неизбежно должны стремиться к тому, чтобы оставить в тени к а п и т а л и с т и ч е с к и е препятствия земледельческому прогрессу, чтобы свалить все на естественный «закон убывающего плодородия» почвы, чтобы выставить уничтожение противоположности между городом и деревней «совершенной фантазией» (В. И. Ленин, т. IV, стр. 220). В. И. Ленин пишет, что уничтожение противоположности между городом и деревней не означает отказа от сокровищ науки и искусства, но что «как раз наоборот: это необходимо для
того, чтобы сделать эти сокровища доступными всему народу, чтобы уничтожить ту отчужденность от культуры миллионов деревенского населения, которую Маркс так метко назвал «идиотизмом деревенской жизни» (там же, стр. 218). Полная замена естественного обмена веществ искусственными удобрениями по указанию В. И. Ленина не является есте
ственной необходимостью, но проистекает «из существующих социальных отношений». Назначение искусственных удобре
ний будет заключаться после отмены капиталистического способа производства в обогащении почвы, а не в выполнении всей задачи восстановления ее плодородия.
Если требования развития капиталистического способа производства необходимо вызвали неравномерность расселения с концентрацией населения в больших городах, то произво
дительные силы капитализма в эпоху империализма достигли такого высокого уровня, когда по установлении диктатуры пролетариата, на основе достижений науки и техники стало
возможным более или менее равномерное размещение их на земной поверхности, а вместе с этим и уничтожение противоположности между городом и деревней с ликвидацией неравномерности расселения. В. И. Ленин указывает, что пере
дача электроэнергии на расстояние, высокая техника транс
порта, использование воды для получения электроэнергии привели к такому положению, что для более иля менее равно
мерного размещения населения по всей стране нет никаких тхнических препятствий, и что именно новейшие открытия науки и техники в области электричества дадут «новый тол
чок этому „рассеянию промышленности”» (В. И. Ленин, т. IV, стр. 216—219). Капитализм, осуществляя полный раз
рыв промышленности с земледелием на высшей стадии своего развития, «готовит новые элементы этой связи, соединения промышленности с земледелием на почве сознательного при
ложения науки и комбинации коллективного труда нового расселения человечества (с уничтожением как деревенской заброшенности, оторванности от мира, одичалости, так и противоестественного скопления гигантских масс в больших городах» (В. И. Ленин, т. XVII, стр. 25).
Капитализм ходом своего развития подготовил не только материальные предпосылки для социализма, он создал и своего могильщика — городской пролетариат, который получил суровую революционную закалку в классовых боях с буржуа

зией и осуществляет боевое революционное руководство тру

дящимися деревни. Централизация населения в городах, отход в них все новых и новых масс избыточного сельского населения «представляет из себя явление прогрессивное». Этот неземледельческий отход «вырывает население из забро
шенных, отсталых, забытых историей захолустий и втягивает его в водоворот современной общественной жизни. Он повышает грамотность населения и сознательность его, при
вивает ему культурные привычки и потребности» (В. И. Ленин, т. III, стр. 449—450).
Капитализм, создавший материально-технические предпосылки для равномерного расселения и соединения преимуществ города и деревни, не в состоянии осуществить новое рассе
ление человечества. Капиталистический способ расселения сковывает развитие капитализма и обостряет противоречие между производительными силами и производственными отношениями именно потому, что для дальнейшего движения производительных сил необходимо изменение способа рассе
ления, изменение жилищно-бытового положения пролетариата, уничтожение деревенской заброшенности, воссстановление естественного обмена между землею и человеком. Выход из этого положения может быть только через диктатуру проле
тариата, уничтожение частной собственности, ликвидацию классов и построение социалистического бесклассового обще
ства. В. И. Ленин указывает, что для этого надо уничтожить «всякую частную собственность на средства производства, надо уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Это дело очень долгое. Чтобы его совершить, нужен громадный шаг вперед в развитии производительных сил, надо преодолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно упорно и особенно трудно поддается преодолению) мно
гочисленных остатков мелкого производства, надо преодолеть громадную силу привычки и косности, связанной с этими остатками.» (В. И. Ленин, т. XXIV, стр. 337).
Когда наступило время проведения в жизнь программы практического строительства социализма, В. И. Ленин, как ру
ководитель пролетарской диктатуры в СССР, осуществляет широчайшие мероприятия, кладущие начало социалистиче
скому способу расселения. Как высшая ступень в истории человечества, социалистический способ производства имеет своей материальной основой наивысшее развитие производительных сил. На III конгрессе Коминтерна В. И. Ленин кон
кретизирует это положение: «Единственной материальной основой социализма может быть крупная, машинная промыш
ленность, способная реорганизовать и земледелие. Но этим общим положением нельзя ограничиваться. Его необходимо конкретизировать. Соответствующая уровню новейшей тех
ники и способная реорганизовать земледелие, крупная промышленность есть электрификация всей страны» (В. И. Ле
нин, т. XXVI, стр. 434). В. И. Ленин дает наброски плана научно-технических работ Академии наук (т. XXII, стр. 434), в котором намечает рациональное размещение промышленно

сти с точки зрения близости сырья, а также сосредоточения производства в крупнейших предприятиях. Этот план В. И. Ленин дает в связи о началом Академией наук работ по систематическому изучению и обследованию естественных производительных сил страны. Намеченная в этой связи

В. И. Лениным организации производительных сил является материально-технической базой для более или менее равномерного размещения населения и ликвидации противополож
ности между городом и деревней, а следовательно и создания таких новых форм расселения, которые соединяют преимущества города и деревни и будут лишены их недостатков.
В. И. Ленин указывает, что «город давал деревне при капитализме то, что ее развращало политически, экономически, нравственно, физически и т. д. Город у нас само собой на
чинает давать деревне прямо обратное. Но все это делается именно само собою, стихийно, и все это может быть усилено (а затем и увеличено во сто крат) внесением сознания планомерности и систематизации в этой работе» (В. И. Ленин,
т. XXIII, стр. 390). На наших глазах за 10 лет после смерти В. И. Ленина в гигантских масштабах развернулись под руко
водством т. Сталина намеченные В. И. Лениным мероприятия. В стране построен ряд новых величайших производственных
узлов и огромных электростанций; освоены и осваиваются новые территории на базе передовой машинной техники и