коллективизации сельского хозяйства, сельскохозяйственный труд превращается в разновидность труда индустриального; противоположность между городом и деревней размывается
как со стороны города, так и со стороны деревни. На способе расселения все это отразилось в виде постройки ряда новых социалистических городов, в систематической и последова
тельной работе по социалистической реконструкции старых, в превращении их стихийного беспланового роста, в меро

приятиях по «поднятию деревни до уровня передовой городской культуры» (Каганович).

Классовые противоречия капиталистического города, как формы расселения, выражаются в исключительно тяжелых жилищных условиях пролетариата, которые являются в то же самое время источником его дополнительной эксплоатации со стороны капиталистов, в отсутствии коммунального обслуживания кварталов, населенных рабочими, в то время, как дома и кварталы, населенные буржуазией, пользуются
всеми удобствами и полным коммунальным обслуживанием. Первым мероприятием, проведенным под руководством В. И. Ленина, было массовое вселение рабочих в квартиры и особ
няки буржуазии. Об этом В. И. Ленин писал еще перед Октябрьской революцией в брошюре «Удержат ли большевики государственную власть» (т. XXI, стр, 265—6), где он отмечает, что это мероприятие явится лишь первым шагом диктатуры пролетариата в его политике по уничтожению в городах буржуазного, классового неравномерного обслужи
вания населения жилищем и его удобствами. Мы являемся свидетелями величайших строительных работ по жилищному строительству, полному коммунальному обслуживанию, по изменению всего лица наших городов вплоть до их художественного оформления, которые практически развернула пар

тия Ленина после его смерти, когда представилась к этому

широкая возможность, на основе достигнутых успехов в деле индустриализации страны.
Материально-техническая организация советских населенных мест, зависящая в основном от степени развития социалистических производительных сил, определяется также и за
дачами обобществления быта, темпы которого в свою очередь зависят от темпов общего социалистического строительства и в частности от сооружений жилых, общественных, подсобных, культурных и т. д., их взаимосвязи, расположения, планировки населенных мест, путей и средств сообщения и т. п. В. И. Ленин ставил задачу обобществления быта в особенно
сти в связи с задачами полного раскрепощения женщины. «Для полного освобождения женщины, — говорил он, — и для действительного равенства ее с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство и было участие женщины в общем производительном труде» (В. И. Ленин, т. XXIV, стр. 469). В. И. Ленин подчеркивает прямую связь между отменой част
ной собственности на землю, фабрики и заводы с задачами обобществления быта, полного и действительного освобождения женщины. «Крупное социалистическое хозяйство яв
ляется необходимым условием для уничтожения домашнего частного индивидуального хозяйства, которое в большинстве своем является самым непроизводительным, самым диким и самым тяжким, которое осуществляет женщина» (там же, стр. 470). Для раскрепощения женщины и втягивания ее в производительный труд «мы создаем образцовые учреждения, столовые, ясли, которые освободили бы женщину от домашнего хозяйства» (там же). В. И. Ленин указывает, что мелкое домашнее хозяйство должно быть заменено крупным, обобществленным. Гигантские пищекомбинаты, фабрикикухни, миллионы блюд, отпускаемых ежедневно в обществен
ных столовых, миллионы детей, посещающих ясли и детсады, миллионы женщин, вовлеченных в производительный труд, свидетельствуют в наши дни о выполнении ленинских ука
заний по обобществлению быта. О том же свидетельствует проделанная значительная работа над выработкой и осуще
ствлением проектов жилищ переходного типа, домов-коммун, ясель, детсадов.
В течение долгих лет боролся В. И. Ленин против муниципального социализма, раскрывая его реформистскую соглаша
тельскую сущность, доказывая, что муниципализация является сужением и затушевыванием классовой борьбы и показывая, как муниципализация используется в качестве сред
ства подкупа буржуазией верхушки соглашательских партий. В 1917 году перед Октябрьской революцией В. И. Ленин во время выборов в городские думы в статье «Позабыли главноеуказывает, что меньшевики и эсэры, выставляя широкове
щательные демагогические предвыборные платформы, обманывают рабочий класс, так как для организации городского хозяйства в интересах пролетариата самым главным является отмена «священной частной собственности капиталистов», без чего ни одно существенное мероприятие, изменяющее к лучшему жилищное и культурно-бытовое положение трудящихся немыслимо, а именно этой-то отмены соглашательские партии не желают, вследствие чего их платформы являются лишь средством для уловлении «доверчивой и неразвитой массы избирателей» (В. И. Ленин, т. XX, стр. 335—7).
В настоящее время, когда создается советский архитектурный стиль, как стиль социалистического реализма, когда, с одной стороны, еще не изжит ряд отрицательных влияний буржуазных архитектурных течений, а с другой стороны, не изжиты тенденции отбросить прошлую культуру (в частности капиталистическую) и «выдумать» свою, — особого внимания заслуживают указания Ленина о пролетарской куль
туре, в которых он говорит, что «марксизм завоевал себе свое всемирно историческое значение, как „идеология революционного пролетариата“, тем, что он, марксизм, отнюдь не от
бросил ценнейшие завоевания буржуазной эпохи, а напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе и в этом же на
правлении, одухотворяемая (практическим) опытом дикта
туры пролетариата, как последней борьбы против всякой эксплоатации, может быть признана развитием действительно пролетарской культуры» (Ленин, т. XXV, стр. 409—10).
Вопросы освоения культурного наследства в архитектуре являются вопросами создания нового советского архитектур
ного стиля, что разрешит задачу архитектурно-художествен
ной выразительности соцгородов. Основоположники марксизма оставили указания, которые в их развитии В. И. Лениным и И. В. Сталиным дают конкретную ориентировку для творческой советской архитектурной мысли в практической работе по украшению соцгородов.
Ф. Энгельс, характеризуя архитектурное наследство, писал: «Греческая архитектура отражает в себе светлое, веселое сознание; мавританская — печаль; готическая — священный экстаз.; греческая — это яркий солнечный день, мавританская — освещенные звездами сумерки, готическая — утренняя заря(Маркс и Энгельс, т. II, стр. 63). Поэтому не случайно в на

стоящий период социалистического строительства советская архитектурная мысль серьезно работает над освоением прие

мов классической архитектуры. В письмах из Рупперталя Ф. Энгельс характеризует города Эльберфельд и Бармен с точки зрения их архитектурной выразительности. Его ха
рактеристики дают ценные указания, которые должны быть использованы в наших работах по строительству соцгородов. Так, Ф. Энгельс, подчеркивая значение синтетического под
хода к оформлению городов, указывает, что в Бармене «больше (чем в Эльберфельде.—Рсд.) считаются с требованиями архитектонической красоты». Ф. Энгельс обращает внимание на значение разнообразия в композиции отдельных частей города, когда пишет, что в Бармене «то свежая белильня, то дом в современном стиле, то полоска реки, то ряд садов тут же у улицы нарушают ее монотонность». Он отмечает «кра
сивый мост», «большие массивные здания, построенные со вкусом в современном стиле» и т. д. (там же, стр. 4). Развитием и практическим осуществлением этих указаний Ф. Эн
гельса являются высказывания В. И. Ленина об украшении социалистических городов и дальнейшая широкая, осуществляемая в настоящее время программа работ по архитектурно-художественному оформлению соцгородов, намеченная т. Сталиным при ближайшем участии т. Кагановича,