Осуществляемые в настоящее время рашеная ЦК ВКП(б) о развитии архитектурного образования, о подготовке новых кадров и о привлечении к строительству советских населенных мест и их художественному оформлению всех архитек
торов, стоящих на платформе социалистического строитель
ства и объединенных в единый союз советских архитекторов, является прямым выполнением указаний В. И. Ленина по вопросам развития пролетарской культуры.
Так как социалистическое расселение и организация населенных мест являются неразрывной частью всего народного хозяйства в целом, то в отношении их имеют полную силу все указания В. И. Ленина о социалистическом строительстве,
осветить которые применительно к нашей теме в одной статье по понятным соображениям не представляется возможным. Это обстоятельство свидетельствует лишь о том, что перед работниками архитектуры, городского и коммунального хозяйства, перед научными работниками по проблеме соцрасселения стоят большие и еще не разрешенные полностью задачи изучения работ Ленина и применения их к отдельным отраслям названных участков общего фронта социалистического строительства СССР.
«Ленинизм, — говорит т. Сталин, — есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности» («Во
просы ленинизма», изд. 9, стр. 6). Рассматривая учение В. И. Ленина на основе приведенного определения ленинизма т. Сталиным и применительно к вопросам социалистического расселения, необходимо сделать следующие выводы. В. И. Ленин развил учение К. Маркса и Ф. Энгельса о противополож
ности между городом и деревней, дал анализ движения этой
противоположности в эпоху империализма и одновременно уничтожающую классовую критику буржуазных и мелкобуржуазных «учений» о «вечности» и «неизбежности» существо
вания противоположности между городом и деревней. В. И. Ленин дал план ликвидации этой противоположности в процессе социалистического строительства и в особенности в пе
реходный период, указав, что основой ликвидации должно быть равномерное размещение социалистических производи
тельных сил и ведущая роль соцгорода в отношении деревни,
которая должна быть приобщена к культурной жизни. В. И. Ленин наметил план строительства учреждений обобществле
ния быта как крупных социалистических хозяйств, что ведет к освобождению женщины от угнетавшего ее домашнего хо
зяйства и вовлекает ее в производительный труд. В. И. Ленин дал план разрешения жилищного вопроса и организации коммунального хозяйства в условиях диктатуры пролетариата, одновременно раскрыв предательство и лживость муниципального социализма. В. И. Ленин указал методы использования прошлого культурного наследства и пути развития пролетарской культуры.
За 10 лет после смерти В. И. Ленина его учение о социалистическом расселении получило широкое развитие в работах т. Сталина. Ленин оставил нам план построения социализма в нашей стране. «Тов. Сатлину, вождю и теоретику партии, принадлежит дальнейшая разработка этого генерального плана, создание развернутой программы социали
стической перестройки сельского хозяйства, определение центрального, ведущего звена, за которое партия должна ухватиться на каждом этапе этой перестройки, опре
деление тех рычагов, с помощью которых партия осуществляет свою роль организатора, руководителя великого движения
миллионов трудящихся масс к социализму» («Большевик», № 20, 1933 г. Передовая).
Тов. Сталин дал конкретную программу первой пятилетки по более равномерному размещению социалистических произво
дительных сил и освоению новых территорий, а следовательно но новому социалистическому расселению и уничтожению противоположности между городом и деревней. Под руко
водством т. Сталина эта программа неуклонно проводится в жизнь. Тов. Сталин развил учение В. И. Ленина о ходе ликвидации противоположности между городом и деревней в пе
реходный период, указал пути уничтожения этой противоположности со стороны города и со стороны деревни, путь превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального, путь повышения материального и культурно-бытового уровня трудящихся, превращения колхозников в зажиточных. В частности, необходимо отметить решение июньского пленума ЦК ВКП(б) о превращении строительства новых промышленных предприятий в больших го
родах, в первую очередь в Москве и Ленинграде. Тов. Сталин дал программу строительства и реконструкции соцгородов как основной формы соцрасселения, программу реконструкции городского хозяйства на высшей материально-технической базе. Тов. Сталин дал конкретные указания о формах организации соцгородов и о развитии в них учреждений культурно-бытового обслуживания.
Тов. Каганович, как ближайший соратник т. Сталина, развивая учение основоположников марксизма-ленинизма о способе и формах расселения, дал характеристику городского хозяйства в капиталистических странах к эпоху всеобщего кризиса капитализма и вскрыл в этом периоде предательскую роль социал-фашизма, в частности, в области «муниципального социализма». Тов. Каганович детально разработал вопросы социалистической реконструкции соцгородов во всех областях городского и коммунального хозяйства, заострив внимание на вопросах архитектурно-художественного офор
мления соцгородов. Им были поставлены основные вопросы для научно-теоретической работы о путях развития соцгородов в реконструктивный период, к которым относятся вопросы социалистического переустройства быта, внутренней планировки городов, расширения старых и строительства новых городов в СССР, причем по всем этим вопросам т. Кагановичем даны основные установки для работы. Вы
явившиеся в процессе социалистического строительства урбанистические и дезурбанистические извращения марксоленинской теории соцрасселения и выразившиеся в правом оппортунизме, выступившем против большевистских темпов развития городского хозяйства, против перестройки культурно-бытового обслуживания рабочего и колхозного населения, а также в «левацких» загибах, выступивших с про
жектерскими предложениями принудительной ликвидации индивидуальных кухон, немедленного полного обобществления быта и т. д. — были полностью вскрыты т. Кагановичем в его докладе на июньском (1931 г.) пленуме ЦК ВКП(б).
В течение первой пятилетки происходил процесс социалистического размещения производительных сил на основе учения В. И. Ленина, развиваемого и обогащаемого т. Сталиным. Была создана вторая угольно-металлургическая база на Востоке; в восточных же районах на базе местных сырьевых ре
сурсов развивались цветная металлургия, легкая и пищевая промышленность и т. д. На крайнем Севере освоены промышленной эксплоатацией огромные нетронутые естественные богатства страны. Экономически и культурно отсталые подрайоны получили гигантское промышленное развитие. Освоение новых промышленных районов сопровождалось строительством транспорта. В первой пятилетке начато строитель
ством 14 тыс. км новых железнодорожных путей, из которых сдано в эксплоатацию к концу пятилетки 6,5 тыс, км, причем 80% из них относится к районам Востока. Кроме дви
жения промышленности на Восток, был создан ряд новых индустриальных центров внутри страны и произведена специализация экономических районов. Все это является в то же время процессом равномерного размещения промышленно
сти, а следовательно и населения, причем это противоположное капиталистическому равномерное размещение промышленности и создание новых пролетарских баз в отсталых ранее районах ликвидирует их вековую отсталость. На основе хозяйственного роста отсталых национальных районов и ока
зания им материальной, технической и культурной помощи пролетариата основных промышленных центров страны про
исходит немыслимый ни в каких других условиях мощный рост национальной культуры — социалистической по содержанию и национальной по форме.