как равно и мотоциклов, она может конкурировать с европейской, а во многих случаях и американской промышленностью.
Необходимо отметить также тот большой успех, который имела выставка в области пропаганды идеи автомобилизма.
Мотор пассажирских автомобилей характеризуется увеличением мощности. В настоящее время имеется уже 28 типов ма
шин с объемов 3—4 литра, т. е.
более того, что было 2 года тому назад. Наиболее заметно, однако,
увеличение числа цилиндров. Если раньше нормальным автомобильным двигателем считался 4-х ци
линдровый мотор, то теперь он вытесняется 6-ти, а частью и 8-ми цилиндровым более эластичным мотором. В частности 8-ми цилин
дровый мотор был у таких известных заводов, как Хорьх, Мер
седес-Бенц, Адлер, Стевер, Оппель, Ганза-Ллойд и даже Poop несмотря на его малый литраж (2,2).
Большинство двигателей, в особенности у хорошо известных заводов, имеет съемную головку цилиндров. В отношении типов клапанов определенной тенденции не заметно, и несмотря на тот ряд преимуществ, который свой
ственен подвесным клапанам, все таки они не втречались чаще, чем другие типы клапанов.
В области зажигания все чаще и чаще начинают встречаться батарейное зажигание (65 типов), ко
торое вытесняет магнето (21 тип). Несмотря на всю надежность зажигания при помощи магнето ба
тарейное зажигание значительно дешевле, а часто и проще его и это повидимому играет в этом случае главную роль.
Применение легких сплавов (поршни, картер) попрежнему велико, что сказывается, конечно, благоприятно на уменьшении веса мотора. Как на характерную особенность современных немецких
Трехосный автомобиль Зельве.
автомобильных двигателей следует указать на воздушный фильтр.
Такой же фильтр имеется и для смазки, не говоря уже о горючем. В нескольких моторах встречаются установки их на резиновых подкладках. Подача горючего в не
скольких машинах самотеком. Надлежащее уравновешивание коленчатого вала составляет попрежнему большую заботу конструк
торов, и это уравновешивание теперь уже производится 7, 8 и 9 подшипниками.
Охлаждение везде водяное с насосом (термосифонное как ред
кое исключение). Лишь у одной машины „Феномен“ воздушное. Автомобиль этот в большом количестве распространен в немец
кой почтовой службе, отзыв о работе этого охлаждения довольно благоприятен, и мы остановимся здесь на кратком описании сущности его устройства.
Оно состоит в следующем: впереди мотора помещается небольшая воздушная турбина, приво
димая в действие от коленчатого вала. Сжатый воздух, получа
ющийся в ней, направляется через воздухопроводные трубки на ребра цилиндров и охлаждет их. Воздуш
ное охлаждение работает хорошо зимой и летом, не требует ухода, а самое главное нет тех известных всем опасностей, которые возникают, когда зимой замерзает, оста
вленная по небрежности, вода в радиаторе.
Что касается шасси, то в общем и в нем нет ничего особенно выдающегося. Рама встречается в пода
вляющем количестве (безрамные машины: Австро-Даймлер, Татра).
Сцепление начинает как будто видоизменяться и довольно часто встречается однодисковое (конусное—47 типов), которое уже превысило число типов со многоди
сковым сцеплением. За первое говорит его простота в особенно
сти теперь, когда часто прокладка не наклепывается, а впрессовывается в конус.
Передача (преимущественно четырехходо
вая) с мотором соединяется в одном блоке и лишь как исключение встречаем ее отдельно. Большой новостью в обла
сти передачи является та, которую имеет теперь Национальное Авто мобильное О-во
(N. А. G.). Эта передача отличается простотой, основана на принципе центробежной силы и со
стоит в том, что в конус включено шесть стержней с под
весками, которые при достижении мотором определенного числа оборотов раздвигаются и освобож
дают шесть рычагов включающих сцепление машины. При начальном движении в этом случае можно сразу включать третью скорость, нажимая на акселератор для по
лучения соответствующего хода машины. Передача N. А. G. является совершенно новой, и о практи
ческом эффекте ее говорить пока не приходится.
Управление машиной почти везде с левой стороны, и в этом отно
шении видно американское влияние на немцев. Что касается тормазов, то они на четыре колеса почти исключительно механического действия (гидравлические очень редки).
Из машин этой категории, след. указать на трехосную машину Selve.
Ведущими осями в этом автомобиле являются не только обе задние, но и передние. Конструкция задних осей похожа на ту, которая имеется у трехосных грузовиков, при чем имеется два диф
ференциала с взаимным рессорным соединением обеих задних осей.
При моторе в 50 ЛС машина имеет 8 скоростей вперед (6— 70 км) и две назад. Ее главное достоинство— везде проходимость.
Подобные машины, как известно,
особенно часто употребляются для военных целей.
Второй интересной конструкцией является автомобиль Poop.
Передняя ось в этой машине состоит из двух поперечно одна над другой расположенных рессор. Заменяет ось собственно нижняя рессора, в то время как верхняя является лишь предохранительной. Задняя ось разделена дифферен
циалом, который прикреплен к раме и карданно соединен с передачей. Подрессоривание каждой
Народный автомобиль Ханомаг.