государственный фарфоровый ЗАВОД и художники
Э. Голлербах
Последнее пятилетие деятельности Государственного Фарфорового Завода связано с созданием нового, своеобразного стиля,
порожденного художниками «Чехонинской школы». Для
современного русского фарфора характерно возвращение к мотивам национальной кустарной керамики. Сравнивая фар
фор Государственного Завода последних лет с народными
изделиями из глины, мы замечаем интересную аналогию в пользовании красками. В связи с насаждаемым С. В. Че
хониным культом чистого мазка, в современной росписи фарфора наблюдается стремление воспринимать пространство не стереометрически, а исключительно красочно. Роспись разъединяется на отдельные цвета, смешанные краски почти отсутствуют, пуэнтировка не применяется. На первое место выдвигается проблема красочных форм: цвет берется, как составная часть формы. В этом отношении национальная тенденция русского искусства неожиданно совпадает с ультра
современными тенденциями живописи. «Когда краска достигает насыщенности (полноты), форма достигает совершенства». Этот тезис Сезанна как нельзя лучше выявляется современной росписью фарфора. Фактура, как способ обработки живописных поверхностей, играет в ней первенствующую роль.
После долгого гнета орнаментальных, иллюстрационных и прочих «служебных» заданий, живопись по фарфору вернулась к радостной игре краски. Копирование картин изгнано, повидимому, навсегда; узор подчинен мазку; краска сверкает своей глубиной и прозрачностью.
Современный фарфор свидетельствует о том, что художественное творчество существует для радости, для любования. Наряду с этим, художники-керамисты сумели отразить и быт наших дней: пролетариат в ореоле героизма, пролетарская
идеология, ее лозунги и устремления стали доминирующей темой росписи фарфора; в этом смысле можно говорить о появлении особого пролетарского стиля в фарфоре.
В годы тяжелых испытаний Фарфоровый Завод сумел устоять против разрухи, сковавшей деятельность многих других заводов. Ему пришли на помощь художники, не убоявшиеся материальных трудностей работы. Совместными усилиями рабочих и художников производительность Завода, сильно понизившаяся в 1919 — 21 г.,
С 1922 г. начала неуклонно возрастать,