Четыре года назад, 9 ‹<ентября 1938 r.,
на страницах «Правды» начал печататься
«Краткий курс истории ВАП(б)». В этой
книге, которая принадлежит к самым
вылающимся пронзвелениям нашей эпохи,
научно обобщен несравненный опыт веля-
кой партии большевиков, железной и несо-
крушимой партии Ленина-—Сталина, партии,
влалеющей самой совершенной в мире тео-
рией.

Инига вышла в тот Teper, Konia фашя-
стокие позжигатели усиленно разлували
плауз войны в Европе. Межлунаролные
события принимали прюзный оборот. Onac-
кость расширения войны. начатой агрессо-
тами—Терманией и Италией, нависла над
наролами Европы. Серьезная опаеность на-
висла и нал нашей родиной, добизатейся к

> Е ЕЕ Е ЧЕ eee

ШЕрокими народными массами.

ПРАВДА

[AA К ПОБЕДЕ

ния, обрушившиеся на нее. Только  пар-
тия, иопытанная в политических боях, 10-
статочно смелая. чтобы вести народ Ha
решительный штурм, когда для этого ©9-
зревала обстановка, достаточно  осмотри-
тельная для того, чтобы обойти все и вся-
ческие подводные камни, только партия,
умело соедиБявшая и использовавшая в
соответствии с обстановкой разнообразные
формы политической борьбы, — только та-
кая партия могла выйти победителем из
всех испытаний. В огне боев, в ходе борь-
бы крепла и мужала большевистекая пар-
тия, становилась партией, любимой наро-
дом, кровными узами связанной с самыми

кие калры могут победить. Этому учит
«Враткий курс» истории большевистской
партии. Вот почему в нынешний грозный
период, переживаемый нашей родиной,
эта книга имеет такое большое значение.
Для победы над ненавистным и 903вере-
лым вратом от всех советоких людей тре-
буются бессотралцие в бою, беспощадность
к врагам, непоколебимая уверенность в
победе, умение бороться за евои цели в
самой сложной чбстановке, умение пере-
носить веслыханные трудности, т. е. TO,
что характеризует дух большевизма.
Гитлеровцы, сосредоточив. большие ся-
лы, хотят прорваться на Юге в нашим
важным жизненным центрам. Враг спе-
шит. Ему крайне важно выиграть время,

Большевистская партия умела и умеет

ЕЕ a en ШЕЕ FEY Sr Sot ees Ce

смотреть правде в лицо. Она никогда He
замазывала трудностей, не давала массам
никаких невыполнимых обещаний. Наобо-
рот, открыто, ясно и остро ставила она
перед народом вопрос о трудностях, вотре-
чавшихеся на пути. мобилизуя и поднимая
силы на их преодоление. Красной нитью
через всю историю большевистской партии,
как это великолепно показано в «Кратком
курсе», проходит ее умение поднимать и
мобилизовывать духовные и материальвые
силы народа, ковать тух победы, ковать
стойкость, смелость, бесстрание в борьбе.
Большевики всегда были впереди и свойм
примером вели массы на борьбу @ к
победах. Анализируя ход гражданской
войны 1918—20 гг. и роль коммунистов
в войне, Леник говорил:

«Веякий раз, когда наступал трудный
момент в войне. партия мобилизовала ком-
мунистов, и в червую голову они гибли в
первых рядах. тысячами они погибли на
фронте Юденича и Колчака; гибли лучшие
люти рабочего класса, которые жертвовали
собой, понимая, что ‚они погибнут, но они
спасут поколения, спасут тысячи и тыея-
чи рабочих и крестьян. Они беспощадно
позорили и травили шкурников, тёх, кто
на войне заботился о своей персоне, и бес-
пощадно расстреливали их» (т. ХХУ,
erp. 134).

И в другом месте Ленин говорил:

«Если подумать о том, что же лежало,
в конце концов, в самой глубокой основе
того, что такое историческое чудо произо-
шло, что слабая, обессиленная, отсталая
страна победила сильнейшие страны мира,
то мы видим, что это — пентрализация,
дисциплина и неслыханное сахопожертво-
мание» (т. ХХУ, стр. 97).

Большевистекая партия является образ-
цои  диспиплины. организованности и
стойкости. Еще на самой заре большевизма,
приступая к созланию партий нового
типа, Ленин считал, что 800006 © дис-
циплине в партии, © е оргаказованности
является одним из важнейших и решаю-
ших. По сути дела именно этот вопрос
служил тогла волоразделом, который от-
делял большевиков от меньшевиков, И в
дальнейшем партия непрерывно крепала
свою дисциплину, вела беспощално борьбу
с теми, кто покушался ва партийную
организованность и лисциплину. Так 38-
калялась твердая воля в победе, ха-
оактерная лля нашей партии. В ходе
борьбы большевястекая партая приобрела
величайшую крепость, стойкость,  гиб-
кость и организованность.

В опыте большевистской партий, в эва-
нии законов общественного разватия мы
Черпаем уверенность в нашей победе вад
черными силами гитлеровской Германии.
Мы знаем, что новое, прогрессивное,
соответствующее иптересам народа — ие-
одолимо. Мы твердо знаем, что силы, ве-
лущие войну 3a захватнические, граби-
тельские цели. в конце концов будут
уничтожены и разгромлены. Вместе с тем
опыт большевазма учит нас, “что BH
когла. & тем более на войне.  побела
не дается даром, не приходит сама, что
победу надо организовать, завозвать и
обеспечить. Опыт истории большевизма
учит, WTO чем труднее цель  борь-
бы, чем больше эта цель затрагивает
судьбы миллионов людей. тем больше сил,
энергии и жертв требуется, чтобы дэ-
биться её пеализаций.

«Краткий курс истории BRII(6)> показы-
вает, какие творческие силы нароха вызва-
ла, мобилизовала, пустила в действие боль-
шевистская партия. Могучие творческие
силы народов СССР, раскрепощенные побе-

тому зоемени, в результате мирного соци-
алистического строительства. огромных до-
стижевий.

Духовное вооружение масс. как извест-
но, играет огромную роль. Опыт история
большевистской партии, изложенный в кни-
TO 0 сталинской глубиной и яоностью,
вооружал советских людей, перет лицом
налвигаютщихеся  серъезных событий, зна-
нием законов общественного развития, 38-
Kono политической борьбы. Особенно важ-\
во это знание в переломный период ието-
рии, в кризисный момент, котла хот исто-
рических событий становится чрезвычайно
быстрым, когла часто меняется оботанов-
ка, вогда особенно необхолимо умение от-
личать временные, преходяие явления от
факторов постоянных и решающих. Вот
почему и теперь, в наше грозное время, в
условиях великой отечественной войны с0-
ветского нарола против немецко-фапгиет-
ских захватчиков. эта книга нахолится на
Рооружении советокого народа и Ерасной
Аруии.

«Краткий курс истории ВКП(б)» учит
искусству победы. Мы черпаем в этой
квиге уверенность в наших ситах. 916 —
книгь о великом мужестве, © стальной
воле к побел, о ясности цели и бесло-
шалности к врагам народа, т. е. о том, что
характеризует большевистокую партию.

Перед взором читателя этой замечатель-
ой книги проходит весь путь, пройлен-
ный партией большевиков. Мы вилим те
гиганлекие усилия, которые потребовались
от народа, чтобы свалить царское самолер-
жавие, соэлать Советское государство. вы-
вети нашу страну из темноты и отетало-
сти. построить в ней социализм. превра-
THTh Нналгу родину в одну из самых мощ-
ных и передовых держав мира. Перед гла-
зами читателя со всей яюностью раскры-
ваютТся исторические корни великих побелт,
одержанных партией Ленина—Сталана.

Сколько было трулных периодов в этой
тоторай! Кахое множество врагов разгро-
wire  большевистекая партия на ©в0ем
историческом пути! Неботышой кучкой на-
чала она борьбу с пароким самодержавием,
колосеом, который многим казалея тотда
непобелимым. Руководимые Лениным и
Сталиным, бесстрашно шли большевики
в бой за интерегы нарола против россий-
ских плутократов и помещиков, угнетавитих
народные массы. Мобилазуя и организуя
наролы нашей страны, болыьшевистекая
партия добилась победы в октябре 1917
года.

«Краткий курс астории ВЕП(б)» пове-
ствует о том. как боролись большевики
против немецках оккупантов в 1918 голу,
Rak B славные тоды гражданской войны,
преодолевая невероятные трулности и ли-
шения, сражалея н побеждал советский
нарот пох знаменем Ленина-—Сталина. В
условиях разрухи и голола, в отненном
кольце интервенции и блокалы, борясь
против русских белогварлейцев и иностран-
ных захватчиков, Красная Армия разгро-
мила силы врагов, на стороне котопых
часто былю огромное численное превосход-
ство.

Kimura повествует 0 великих делах
большевистской партии, учат высокой
идейности и стойкости. Она  рассказы-
взет нам о том, как в тяжелые голы после
поражения революции 1905 г., когла бу-
шевали черные и злые силы реакции,
Ленин учил большевиков высоко лержать
энамя партийности, не поддаваться Уны-
нию, выдержать, устоять и сохранить свои
рялы для грялущей победы.

Наша большевистская партия знала на
своем пути поражения и победы. Она вку-

Он стремится возможно быстрее захва-

таясь ни $ чем, иля Ha крайне» напря-
жение своих сил, вводя в bo свои oc-

тия второго фронта на Западе, ло аз-
ступления зимы добиться” результатов..

Озверелые фашистские банды несут
нашим людям рабство, каторгу и смерть.
Гитлефовокая клика разожгла в Германии
самые низхенные, животные инстинкты у
люлей. Солдаты на фронте, их ролчые в
тылу потеряли человеческий облик. До
какого озверения гитлеровцы повели н6-
мецкого обывателя, свидетельствует сле-
дующее письмо, посланное  ефрейтору
Вильгельму его женой Эльзой из Бисмарк-
хютте: «Милый Вилли, — пишет эта
Эльза— Анна принесла мне снимки,
которые ты прислал матери. Очень кра-
CHRO выглядит, как висят пойманные
женщины и мужчины, я обязательно по-
кажу это у нас дома...»

Эльзам нравится, как выглядят пове-
шенные советские мужчины и женщины.
Разве не закипает кровь в наших жи-
лах от жгучей ненависти к фашистских
бандитам, измывающимся нал нашими
людьми и фотографирующими свой чуд0-
вищные преступления?

Мы можем и должны разгрохить гитле-
ровские полчища.

За 14 с лишним месяцев войны немец-
кая армия понесла непоправимые потери,
потерпела рях крупных поражений. Фа-
TIMCTCKOS командование вынуждено было
значительно разжижить свою армию менее
устойчивыми элементами, взятыми у вас-
сальных государств. В самой немецкой
армии произошли значительные изменения
в возрастном составе, в командном соста-
Бе. Экопомическое истощение Германии
затло халеко. Недалеко время, когда все
ресурсы антигитлеровской коалиции будут
пущекы в действие. В отличие от про-
шлого гола гитлеровская армия не может
сейчас вести наступление на всем фронте,
& велет его только на отлельных ваправ-
лениях. Вак азартный игрок, бросает изверг
Гитлер на Юг все свов резервы. Фалшет-
ская Германия ведет войну теперь на
пределе своих людских, экономических п
технических сил. Устоять на Юге, остано-
вить врага, измотать, истощить, отбро-
сить его — это значит обеспечить полное
поражение фашистской Германии.

У нас имеются всё реальные возмож-
ности и обективные условия для того,
чтобы остановить врата, для того, чтобы
разгромить питлеровскую Германию. Одна-
KO возможность не есть @ще действитель-
ность. Наличие об’екливных условий для
побелы-— большое лело. Наличие таких ус-
ловий прилает нам уверенность в победе.
Но для того, чтобы превратить возмож-
ность побелы в хействительность, нужна
активная деятельность люлей.  требуется
максимальное наппяжение энергии, воли,
свл, нужна реличайшая стойкость и желез-
мая дисциплива. р

Без железной диспииливы не могла бы
быть создана Врасная Армия, которая от-
била все атаки белогвардейцев и иностран-
ных интервентов и отстояла в тоды гра-
жланской. войны Советскую феспублику.

В годы гражданской войны товарищ
Сталин говорил,

глазами,

нералко они сами наказывают своих «не-

тить наш хлеб, сырье, нефть. Не счи-

новные резервы, он стремится до откры-

что наш красноармеец
«горю называет себя солдатом революций,
он знает, что воюет не за барыши капя-
талистов, & 38 освобождение России, он
знает это и смело илет в бой с открытыми
Жажла порядка и диспиттины
среди красноармейпев доходит ло того, ITO

сила и горечь отступления, и счастье
побед. Но никогла \большевистская партия,
влохновляемая великими идеями социатиз-
ма. не теряла веры в свою окончательную
побелу, никогда не проявляла колебаний и
сомнёний. Конечно. когла враги обладали
временным преимуществом в силах, когла
они завеломо были сильнее, прихолилось
отступать. Но, руковотимая Ленаным и
Сталиным. большевистская партия 9т-
отупала всегла в порядке, сохраняла! свои
рялы. отхолила без паники и без замета-
тельства, тверло знала, что отступление
носит временный характер. Отступая, она
хумала о наступлении, готовила силы для
победы.

В холе борьбы против бесчисленного
сонма врагов нарола закалялись большевл-
ки. Чем трулнее и грознее было положе-
ние в те или другие исторические перио-
IB, чем больше накала требовалось AAA
этой борьбы, тем больше энергии, сил и
непреоборимой воли к побеле было у боль-
теваков. Только партия, воспитанная в
ryxe непримирихой борьбы с врагами на-
р01а, в каком бы обличий они ни высту-
пали, могла выдержать великие  испыта-

дой Октябрьской революции, организован-
ные партией Ленина— Сталина, умело на-
правленные Ha лостижение поставленных
целей, привели к невиданному расцвету
хозяйства, культуры и науки в нашей
стране. Благодаря мулрому и прозерливому
сталинскому руководству неодолимой силой
стал союз рабочих и крестьян,
дружба народов нашей страны. Сталинские

НУ В хозяйственном и военном отношениях.

послушных» и малолисциплинированных
товаритей». (См. «Правлу» № 3, от 3 ян-
варя 1935 года-——«Сталин о Юте Россий»).

Ленин и Сталин неолнократно говорили
о том, что в стране, которая превращена
в военный латерь, лолжен быть установлен
строгий вознный режим, режим суровой
хисциплины, Ленин. требовал в трулные и
тяжелые нериолы гражданской войны. ко-
гла опасность. нависшая пад советской
страной. была велика. чтобы была с0з-
хана Образцовая дисциплина в Красной
Армии ий в ТЫЛУ.

Перечитывая теперь, в лини Великой

окрепла
пятилетки пигантеки укрепили напгу рохи-

Все это давалось не легко. Победы нахо
было брать в боях с предателями, трусамя,
паникерами, колеблющимися и сомневаю- Ё
щимися. Была своевременно разоблачена ет
уничтожена троцкастеко-бухаринская бан-   курса исторяя ВКП(б)». мы еще и еще
ла предателей — гитлеровекая  «ПЯТая   раз влохновляемся «великим и победонос-
колонна» в СССР. Только благоларя прэ- ным опытом большевистской партия.
явлению величайтего сазотожертеовавия, «Краткий курсе истории ВКП(б)» вхвов-
стойкости. воспитанной в боях и сраже-   ляет нае на еше большие усилия’ лля то-
ниях, большевики. вышли победителями из   ®. Чтобы отвести руку врага от завоева-
всех трудностей. ний пашей советской ролины, чтобы сла-
Партая socnatssser cao кадры па eer Октябрьской сопиалисти-
: юй революпии. лостижения сопиали-
преодолении трудностей. Кадры партИЙ   отического  стролтельства. Это -® книга
проходят закалку в страль труда, в по-

зовущая к победе.
роховом дыму, в огне боев, Только та- М. МИТИН,

УБОРКА ВОЕННОГО УРОЖАЯ

КУЙБЫШЕВ. 8 сентября. (ТАСС). Ча-
паевский район первым в области ва 25
дней раныше, чем в прошлом году, 3a-
кончил уборку колосовых. Клеб убран с
95 тысяч тектаров. Отлично работал ком-
байнбвый парк. В  Ваменно-Бродокой
МТС тт. Кутрявцев и Соковых сцепом из
двух комбайнов убрали хлеба с 1.078
тектаров, сэкономив 900 килограммов го-
рючего. Широко организована взаимопо-
yours из уборке урожая. Так, колхоз име-
ли Чкалова, управившись © косовицей, по-
yor сельхозармлям «Новая деревня» и
«Отрада».

КУСТАНАЙ. 8 сентября. (ТАСС). На:
чало фронтоюй лекалы ознаменовалось
вовым производственным  похемом. Все
трулоспособные вышли в поле, Пятьдесят
бригадиров тракторных бригад M хохани-

По следам материалов «Правды»
FP SOE PE ES ES OS RE чикерчи чей

ков МТС, ‹ знающих комбайн, BeTaat   «

о а В ОНА. ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОТЕРИ УРОЗНАЯ»

HOM райсае в первый день декалы рабо- Пох такам заголовком 17 августа в
тал0 260 лобогревк, 50 комбайнов. Не «Правле» была напечатана коррестюнден-
смотря на дождливую погоду, скошены   ция, в которой ‘рассказывалось о значи-
зерновые с 1.000 гектаров. Одновремен- ee потерях урожая в ря колхозов
но производилось скирдование. Скирды   Черепановокого района, Новосибирской of-
проса клалиеь узкие, чтобы ветер мог их   ласта,

просушить. Нё рассвет тракторлет Ши- Корреспонденция обсуждалась ва сове-

наренко и комбайнер Сероус встали на
стахановскую вахту, решив при любой   Шавиях начальников политотделов МТС в
совхозов, прелоедателей колхозов района п

погоде выполнить две воевных нормы. 38
16 рабочих часов одним  комбайном
«Оталинец» они убрали просо с 40 тек-
таров.

САРАТОВ, 8 сентября. (ТАСС). Вол-
хозы Новоузенского района первыми в55-
ласти  закоачиле  косовицу  колосовых.
План комбадновой уборки перевъшолнен,
Полным ходом идет уборка проса,

PAL MEP, предупреждающих потери урожая,

ники уже собрали 1.650 мешков колосьев.

отдан под суд.

признана правальной. В районе принят
Производится сбор колосьев. Одни школь-

Председатель колхоза амени Войкова Воро-
нов, допустивший большие потери урожая,   шину с офицерами,

И АМ Ея

Анатолий . СОФРОНОВ

БЕССМЕРТНИК

Спустился на степь предзечерний покой,
Багряное солнце за тучами меркнет... ¥
Растет на кургане над Доном-рекой
Суровый цветок — бессмертник.

Как будто из меди его лепестки
И стебель — свинцового цвета...

Стоит на кургане, у самой реки
Цветок, не сгибаемый ветром.

С ним рядом на гребне кургана лежит
Казак ‘молодой, белозубый..,

И кровь его темною струйкой бежит
Co nSa на холодные губы.

Хотел ухватиться за сизый ковыль
Казак перед самою смертью, —

Да все было смято, развеяно в пыль,
Один лишь остался — бессмертник.

С ним рядом казак на полоске земли
С разбитым лежит пулеметом;

И ен не ушел и они не ушли —
Полроты германской пехоты,

Чтоб смерть мог казак молодой пережить
И в памяти вечной был светел/—
Остался бессмертник его сторожить,
Суровой победы свидетель.

Цветок, не сгибаемый ветром.

—o—

‚ СМЕЛЫЙ РЕЙД, В ТЫЛ ВРАГА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 сентября,
(Boew. корр. «Праглы»). На нашей onepa-
тивной карте этот небольшой участок бе-
рега был белым пятном, Никто точно не
знал. какие силы держат здесь немцы,
Kak они вооружены. Межлу тем знать
это было необхолимо, Осуществить боевую
залачу поручили экипажам катеров под
командой майора Куникова.

Десантники быстро полотовились К
операпии. На катера погрузили автомати-
ны. В предутренней лымке отрят незамет-
но полошел к вражеекому берегу. Ках и
предполагали, немцев на узкой кромке бе-
рега не оказалось. Оли отошли вглубь, к
пункту М, тле, по донесениям возлупной
развельи, накапливались силы врага.

Пферы въыкатили: машины на берег, и
старотий политрук Воронцов повел свой
небольшой отряд на сближение © против-
ником. Векорё достигли окраины селения.
В молодой роще близ дороги укрыми ма-
шины и развернулись для боевых дейет-
вий. Минометчики быстро оборудовали
огневую позицию. краснофлотпы заряхили
транаты, автоматчеки подготовили запах-
ныв магазины,

Враг не заставил собя rats. To xopo-
Te к морю выехали из селения десять
самокатчиков, очевилно, развелчиков. Оня
растянулись в цепочку, уверенные в CBO-
ей безопасности. Когла на мутнозеленом
френче их вожака уже легко можно было
различить унтер-офицерские“ нашивки, из
засаты прозвучал одиночный выютрел.
ударил снайпео тов. Алексеев. Словно нё-
витимая рука вырвала немца из седла ве-
лосппела и прыгнула ‘наземь. Он так и
на поднялся, сраженный снайперокой пу-
лей.

Завязалась перестрелка. Немцем xore-
логь потобрать труп офицера и унести с
собой. Для наших разведчиков важен был
портфель убитого, в котором могли быть
нужные локументы. Смелым броском врас-
нофлотпы оттеснили врага, вывели из
строя еща несколько человек и заставиля
самокаттиков отойти. У убитого гитлеров-
па забрали портфель, личное оружие, ве-
лесппах. Срели локументов натли то, что
нужно: сведения о гарнизоне селения,
слисок личного состава роты, данные о
вооружении.

Оставалось тазвехлать расположение от-
немых срелетв. Чемпы выслали уже на
помищь своим разведчикам внушительный
OMA автоматчиков. Десантники триняли
бой. По засевшим в окраинных хомиках
фаттистам напти минометчики открыти гу-
бительный огонь. Преололевая  отновое
бопротивление врата, краснофлотпы про-
двигались вперет. В решительный момент
коммунист тов. Жаров увлек бойцов в ата-
ку. Короткям титыковым ударом был 34-
вырпен фазтоом труппы вражеских авто-
матчявов. Xoneme проявил себя в этом
бою шофер Михеев — опыткый  волитель
и отличный стрелок. (ни все время стре-
милея сблизиться с врагом ло рукопалтной
схватки и лично вывел из строя несколь-
ко пемедких соллат.

Полностью выполнив боевое задание,
разведчики без потерь вернулись на ©вою

базу.
А. КРИВИЦКИЙ.
—о_-

Прямой наводкой

КАЛИНИНСВИЙ ФРОНТ, 8 сентября.
{Воен. корр. «Правды»). На олном из
участков фронта орудийные расчеты ши-
роко применяют стрельбу прямой наводкой
по укреплениям врага.

Атаку отно потразлеления прикрыва-
ло орулие под комантой мланшего сержанта
Сергея Кошелева. Немцы встретили пехо-
тинцев  кинжальным огнем пулеметов.
Полразлеление залегло. Тогда Кошелев вы-
катял свое орулие Ha открытую позицию.
С первых же выстрелов было разбито одно
пулеметное гнезло. Втаг начал в 20б 06-
стреливать орулне. Кошелев, стреляя по
вопьитках. разбил лва ДЗОТ`а. Наводчик
Василий Башаров и ящичный Влалимир
Михайлов были ранены, но расчет про-
золжал поелинов 10 тех пар, пока нё по-
чавил все крупные огневые точки протиз-
НИКА,

Так же смело действует о`удийный рас-
чет пох команлованием сержанта Степокя-
на, специализировавиийся на уничтоже-
ний минометных батаоей. За последние
яви тов Степокин разбил несколько бата-
рей вместе с их расчетами. Навоттик ком-
сомолец Кравцов пол уратанным огнем вы-
KATHI ©в0е легкое орудие на близкую ди-
станцию к ДЗОТ’у и пятью выстрелами раз-
рушил его. Орудие старшего сержанта
Мыютрова. стреляя гоямой наволкой, 3a
15 змей разрушило 5 укреплений. уни-
чтокилю 4 пулеметных гнезда и до роты
пехоты,

Расчет Кожуфина за две нелели уничто-
жил свыше ABYX рот вражеской пехоты,
$ бяиндажей. 5 минометов и легковую ма-

Л, ТОЛКУНОВ.

и курганов, на окраинах хуторов и сел

и

© 9 СЕНТЯБРЯ 1942г. №252 (3023) \

В НАРКОМИНДЕЛЕ

Германии, дипломатические представитель
ства СССР при правительствах Чехослоза-
кии, Югославии и Норвегии и дипломати-
ческие представительства указанных стран

В результате имевших место в послед-
яее время переговоров между правитель-
ством СССР и. правительствами Чехосло-

вакии, Югославии и Норвегии   м правительстве СССР, Ha octione
соглашение, согласно которому в ©3наме-   ;заниности, преобразованы из Млсенй в
нование дружественных взаимоотношений,   [осольетва,

существующих ныте между наредами и
правительствахи этих стран, а также тес-
ного союза в войне против гитлеровской

Посланники, которыми 10 сих тр обуе-
нивались между собой эти правительства,
возведены в ранг послов.

На рубежах западнее Сталинграда

(Or военных корреспондентов «Правды»)

двух Opy-

По степным просторам, на скатах балок   leur, Трипдать танков против
ИИ:

разметалиюь окопы и пулеметные гнезда,
блиндажи и отневые позиции батарей.
Местность не благоприятствует созданию
крепкого оборонительного рубежа. Мелки
балки, низки курганы, редки населенные
пункты, нет лесов. Все, как на ладони—
просматривается на десятки километров.
Но приказ гласил: «Организовать оборону и
во что бы то ни стало задержать врага,
рвущегося к СОталинграду».

Не расечитывая на естественные укрыт

тия, бойцы создавали искусотвенные пре-
патотвия, зарывались в землю, махкифова-

IHCh,

Долго, как KOpUYH, Kpyenied над
участком «Фокке-Вульф», и вскоре сюда
рванулея враг. Впереди мчались MOTO-

пиклисты-разведчики, за ними шли танки
и бронемашины, как на параде, лвигалась
мотопехота. Фашисты уже  предвкушали
легкую победу, прорыв нашей обороны. Но
вдруг казавшаяся мертвой полоса ожила,
заговорили пушки и минометы, пулеметы
и автоматы, винтовки и противотанковые
ружья. Огненная стена встала на пути

врага. Он нарвалея на хорошю замаекиро-

ванные позиции, Снаряды накрывали вра-
хеские машины, смешались мотоциклисты,
замерли 3 танка,
2 подбитые бронемащины. Гитлеровцы за-

0б’ятые пламенем, и

метались по полю.
Оправивтиись, они начали одну атаку за

другой. На стороне врага был явный пере-

вес сил и техники. Ha нашей стороне —
небольшая группа бойцов, хорошо владев-
ших своими средствами обороны, преиепол-
пенных духом стойкости, выдержки,
Фашисты напирали. В эти трудные ми-
нуты одно чувство владело напиими бойца-
мг— не пропустить врага. Орулийный pac-
чет пол командованием Илометова оказалея
пох сильным артиллерайским огнем против-
гика. Кроме того. враг бросил ну орудия
танки. Илометов отдал приказ: «По тавкам
врага заградительный огонь!». Разрывы
снарядов образовали огневую завесу. Фа-
шисты попытались обойти ее отрава, но не
омогли преодолеть завесу смерти и повер-
нули влево. Там опи присоединились к дру-
гой группе танков и двинулись на орулия,

где командирами сержанты Панакенкю и

— Воздух! ;

Курсом на батарею шли немецкие боу-
барлировщики. Десятки бомб с воем по-
летели Ha огневые позиции. Столбы or-
ненных смерчей заметались то здесь, то
там. Ранен один, второй, замертво палар:
тиллерист Гутман, ранен комаахир взво-

да. А такки уже недалеко. Важется, вот- ‚(

вот накатятся они на пушки и фазлавят”.
rx... B этот момент сержант Панасены?
принимает командование взводом на ‹ебя.

— По танкам врага огонь!—кричит он,
Самолетя еще кружатся, еще слышится
вой палающих бомб, и гудит, ухает земля
от их разрывов. Но орудия уже ведут
прицельный огонь’ по танкам. Кровью
обагрились гимнастерки многих батарей-
цев, заливает потом лицо, ао снаряды л0-
жалея метко. Два танка подбито. Bpame- 4
ская колонна рассыпается.

Девять бронированных малшин начина-
ют атаку с фланга.

Сталинград, ребята, умрем, но ве
пропуетим врата! саыиштится голос сер
жаЕта.

Атака за атакой. беобенно. яростным был
последний натиск. Передние вражеские
машины уже  накатывались Ha окопы,
Связки гранат и бутылки полетели в 6ро-
ню, пот гусеницы. Убийствевным огаех
поливали бронебойщики. Загорелея own
танк, второй. На тридцать метров полпу-
стили вражескую машину бронебойтики
Бартышев и Мухамедов и расстреляли
ее...

Четырнадиать часов длился бой, Шесть
раз почти вплотную подходили к рубежу
немецкие танки, но каждый раз откаты-
вались обратао. Как ни тяжела быдла
борьба, но люди выстояли. Рубеж остал:
ся в наших руках.

Бой на южных и западных рубежах
под Сталинградом принймают все bores
ожесточенный характер. Враг стягивает
Cola HOB3Ie и новые резервы. Не сми:
таясь © огромными потерями, немпы рвут
ся кв городу, но встречают крепкий и-
пор. Защитаики славного города’ дерутся
так, как дрались два с лишним чесяти-
летия назад на этих же рубежах защит.
ники Царицына.

Д. АКУЛЬШИН, В.

‹
КУПРИН,

Пома знают, как ты воюешь

Далеко родной дэм или близко — все
равно. Дома всегла знают, как ты вою-
ешь. Ты не напишешь — напишут одно-
полчане. Скроет товарищ — сообщит по-
литрук. Писымо не пойдет — из газет
узнают. Мать прочтет сводку, покачает
головой и скажет: «Что ж э1т0, милый мой,

ты так плохо воюешь!».

10, когда ты отступаешь
чтобы
ра сердца, даже самые близкие

живым. Им нужно,
немца.

память. Твой полвиг всю

проклянет тебя.
ххх

Откуда узнала М. П. Птицына © точ
910 ее муж,

Когда ты отдаешь немпу город или се-
вместо того,
итьея с врагом до последаего уда-
и лю-
бяцие тебя люли хмурят брови и сулят
тебя сурово. Ты ошибаешься, если дума-
ешь, что им нужно только одно: видет тебя
чтобы ты прогнал
Ou’ ne хотят больше ужаса и
позора. Если ты и потибнешь, преградив
дорогу врагу, о тебе сохранится вечная
жизнь будет
светить твоим детям и согревать их. Если
ты пропустишь врата, то и родная мать

красноармеец стрелковом
полка Василий Григорьевич Птицын, за-
CHYA Ha боевом посту у передовых пюзи-

дование танком. «Бей по орудию!»--врих-
нул он стрелку и повел машину вперед.

Двое стойких и верных  прися
воинов Уничтожили угрожавиее им Oy:
дие, перестреляли немало немцев, выпол.
нили свою боевую задачу. Когда же ког
чились снаряды и патроны, они целыми
и неврелимыми на исправном танке вер.
нулись в свой батальон,

Танкисты! Гордитесь Пономарчуком 1
его товарищем. Они не отдали врагу к
своих позиций, ни своего «КВ». Они по-
били немцев. Они спаели вашгу честь, хотя
и не совершили ничего исключительном.
Просто они не поддались панике, прояви-
ли выдержку и дрались, как велит дот
советского воина.

Украинцы! Гордитесь своим земаяку
сержантом Пономарчуком. On cpamaerts
под Ржевом ради того, чтобы вы скор
верчулись в Изюм и в Киев, в Краха
торк и в Черкассы.

Но никто пе помянёт добрым словох
лейтенанта Филимонова. Это не командир
и не гражданин своей родины. Он— жал
кий трусишка и не достоин называться
русским. Он убежал из великолепного
танка, который рабочие строшли, пелосы-

ций? Наверно, кто-нибуль из полка наши-
сал ей об этом. Может быть, даже полит-
рук. Василий Григорьевич, неважного
теперь мнения © вас супруга. Вот что
пишет онё:

«Я и вся наша семья глубоко огорче-
ны поступком мужа—Птицына Василия
Григорьевича, который уевул на посту.
Не могу обяснить, откуда это, в про-
шлом он был хороший тракторист и ч6-
ство относился к своей работе.

В настоящее время я больна, но еже-
дневню выхожу на работу и в течение трех
месяцев не имела свободного дня. Я ясно
сознаю, что так надо. Наша одиннадцати-
летняя дочь также все время работает в
поле и на огородах. Его сестра также рабо-
тает в колхозе. Всея наша семья глубоко
проникнута ненавистью к проклятому Гит-
леру и стремится дать больше хлеба для
фронта.

И поэтому, товарищ политрук, прошу
вас, побеселуйте с моим мужем лишний
раз, об’яешите ему, Kak тяжел его mpo-
ступок. Пусть наказание воспитает его

$ он постарается искупить свою вину в
01»,

Можно прелставить, каково было Пти-
цыну, когда политрук прочел это письмо
ва собрании красноармейцев.

* * *

Идя в атаку, танк лейтенанта Филимо-
нова приблизилея к занятой немцами де-
ревае. Противник встретил машину силь-
ным огнем. Впереди оказалась германская
противотанковая пушка, и ее снаряды, ле-
тевшие с неболылого Таестояния, попала-
ди прямо в танк.

‘ Броня советского тяжелого танка сво-
бодно вылерживала удары германских
снарядов. Мо нервы лейтенанта Филимо-
HOB не выдержали. Он струсил, приказал
остаповить ‘машину, выскочил из люка
и стал удирать, чтобы спрятаться за бу-
гор. За ним последовали команлир баш-
au Романов и стрелок Крещенко. Немец-
кие автоматчики неё зевали: они перестре-
ляли трусов, едва лишь те отделились OT

танка. «спасибо»!
Тем временем механик-водитель сер-

жант Пономарчук пранял на себя коман-

пая ночей. Танк стоил им здоровья и по
коя, они отдали за него частицу свой
жизни. \C надеждой провожали уральцы
свое детище против врага. Филимонов X0-
тел отдать этот танк немцам bes б0я—
лишь бы спасти свою шкуру.

Мы ве станем хоронить труп измен-
ника. №0 жена поспешит переменить фами-
лию, чтобы не называться больше Филимо-
новой. Его сынишке стылно будет пока-
заться в школу. Папа опозорил его в
всю жизнь. Нет, он никогдь больше #9
назовет его папой.

+ ++

На-днях была © боя взята одна дерев“
ня. Огонь еще зменлся по обугаившимся
и дымящимея сфубам строений, подожжея-
ных немцами, когда тварлейцы появились
на улице. Жители вышли ветречать их,
Гварлии сержант Баранов разыскал в 704
пе женщин свою мать и представил 29
комаалиру: «Моя мать, Прасковья bapa-
нова»,

Командир разрешил повести мать ©)
жанта нз огневые позиции батарея, Никто,
6 созывал и He 0б’являл митинга — 08
начался сам собою, и в центре его ока-
залась Прасковья Баранова, Тэ плакавшая
при воспоминания о немецком кошмате, то
емеявшаяся OT радости освобождения 1
встречи © сыном. Она говорила, бойцы
слушали ее, 3 сын стоял в стороне,

Тотда комиссар взял Баранова 3% пле-
чи и подтолкнул в середину круга.

— Мамална! — сказал комиссар. —
on спас тебя. Поглядела бы ты, как он
дрался вчера и сегодня! Он захватил в
бою терманскую пушку со спарялами, п9-
вернул ее против немцев и бил их пря
мой наводкой что есть силы. Он один #3
подступах -к вашей деревне убил больше )
сотни немцев. Вот tak Hato драться 33 -
свою родину, за своих матерей. Радуй-
ся, мамаша, и горлись сыном. А 06 #5
не горюй. Придет время—отетровм.

ыл ли в тот день кто-нибудь на 66276
счастливее сержанта Баранова? И есть 11
в наше время счастье выше, чем OCBO-
бождать города и села отчизны своей п
от близких, родных людей услышать

П. ЛИДОВ.
Западный фронт. (Воен. корр. «Правды»),

gl

i”

er

УТ 3

у

[У

пн №

ye

yan
ait
gate

{ys й
t Ctl

bi

sto
tt
pa
yan
ут
т
ego
tbe
ya
ит
ДС
wy
(arp
gyi
pit
ит
1 Me
Cant
[тр
ИС
pyar
sgh Of
1 Ti
М
at
И!
pul

nt

t

{
!