СТОЙ

МИНЕРЫ

НА ДОНУ

(От военных корреспондентов «Правды»)

Их было двадцать три. В черных буш-
латах и кителях, в бескозырках и мичман-
ках, вместо галифе —— широкий ‘клеш, на
ногах—ботинки. И еще восемь в краюноар-
мейской форме. Обветанные оружием, под
тянутые, стояли они в ровном строю. Ko-
манлир отряда флагманский минер старший
лейтенант Силянкин держал перед ними ко-
роткую речь: -

— Итги надо, товарищи, н раскован-

ное дело, в тыл врага. Сами понимаете —

задание ответственное, Выполнить его мо-
жет тот, кто не страшится смерти, вто го-
тов умзреть во имя родины. Вто готов на
это—выйти вперед. у

И, как по комание, грузно стукнули каб-
луки. Сзади никто не остался, не замеш-
хзалея. Гордость блеснула в глазах флагман-
ского’ минера. Он отдал приказ выютупать.

Потянулиеь ровные придонские степи.
Сухой прохладный ветер хлестал в sanope-
щые лица, трепал ленточки бескозыров и
влеши, их покрывала серая клубившаяся
за мчащимися машинами пыль. На дне ®у-
зовов лежали трузные тела мии.

Сптустивтиеся сумерки” дохнули холодом.
Ветер крепчал, и небо заволаживало свин-
цовыми тучави. Настутила темная осенняя
ночь. Фронт был ряхом. Важдый чувство-
вал его дыхание. Там ‘и тут полыхали
вопьники разрывов, содрогалаеь земля. Mex-
кую дробь отбивали пулеметы и автоматьь
Во тьме незримо носилась омерть, & им
предетояло пройти эту полосу,

Машины уже оменены лошальми. Так ти-
ше и незаметней можно проскользнуть’ че-
рез передний край обороны врага. За ху-
тором, тде по скату балки тянулись немец-
кие окопы, лвягалиеь тихо, с 0с0бой осто-
рожностью. Темнота и вой ветра сопутет-
вовыти ‘морякам. Но вдруг совсем рядом
взвились одна за друтой две вражеские ра-
кеты. Отрях залег. Подводы остановились.
Переждали. Все успокоилось. Снова двину-
лись. Опять ракета и автоматная очередь.

— Убрать ракетчика, чтоб он   больше
не мешал. Повятню? Только действовать без
шума.

— Есть убраль ражетчика без птума, —
тихо ответил старшина первой статьи К-
пылов.

Четьре тени попотзли к кустам, отюуда
подавалея сигнал. Вскоре Копылов догнал
своих и доложил командиру:

— Ваше приказание выполнено,

Из-за ражетчика пришлось взять в 619-
рену. Но эзлесь подстерегала новая неожи-
данность. Идущий впереди отряха коман-
дир обнаружил минное поле. ба быть?
Обойти — нарвешься на заставу. Итти
прямо, пожалуй, всего безопасней, — ре-
шил Силянкин. Надо было проложить ко-
ридор в минном поле. Вместе с красноар-
мейцем-салором Батуриным on принялся
прочищать путь. Нелегко нахохить мину
в темноте и обезвреживать ее; к тому же
не было пох рукой необходимого инстру-
мента. Но для них это дело было не но-
вое. Они находили одну мину за другой,
вырывали из нее взрыватель, как У змеи
ядовитое жало. За ними медленно двигал-
ся отряд. Узок был коридор. Времени не
было его расширить. Нужна была особая
осторожность: подайея на шаг в сторо-
ну — н нарвешься; мало того, что взле-
тать на воздух, — операцию сорвешь.

— Хороша нынче ночь, везет, ребята,
нам чертовски,— сказал старший лейте-
nant. — PasrpysuTs повозки и отправить
их обратно. Я пойду в разведку. Надо най-
ти место спуска. А вы здесь, тов. Копы-
лов, ‘готовьте первую партию.

Флагианский минеёр вошел в реку. Ле-
дяная вода ожгла ето. Он долго шел по
отлогому песчаному дну. Место неваж-
ное — мели, перекаты. Надо искать даль-
ше. И он шел, мостами плыл. Вее тело
словно свинцом налилось. Устал. Рентил
передохнуть. Отлянулся. 3& плеском воды
и за шумом ветра в прибрежных кустах
OH не заметил раньше, что за ним кто-то
шел, Дрожащие от холода зубы разжались
и высвободили кинжал. Сжимая ero’ B
окаменелой руке, старший лейтенант дви-
нулся на незнакомца. А тот понял и тихо
проговорил:

— Это а, Печалин.

В зорах Севернозло Кавказа

Закованные в стальную броню, титле-
ровские бандиты лумали, что они безна-
казанно будут маршировать по горным по-
рогам Северного Казказа. Но это оказа-
лось не так. Там, где стоят наши истре-
бители — артиллеристы, бронебойщики,
вооруженные противотанковыми ружьями,
пехотинцы 6 гранатами и зажигательные
ми бутылкамя, немецкие танки не про-
xoyar.

Вразкеские тачки переправлялись через
реку. Мост был взорван, тяжелые мапги-
ны поазли по калмонистому руслу горного
потока, а затем медленно карабкалиеь на
крутой берег. Это был камый удобный мо-
мент, чтобы поразить немецкие танки. Е№-
ли бы им удалось переправиться, TO для
них открылась бы возможность маневра,
и тогла былое бы гораздо труднее уничто-
шить фашистские малины.

Лейтенант Татаравков, который ю ва-
блюдательного пункта пехотного подразде-
ления управлял огнем батареи, передах то
телефону данные для стрельбы. Нз этот
раз преградить дорогу врагу должно бы-
ло орудие мтадиюго сержанта П. Руденко.
Наводчик этого орудия Григорий Б
не впервые вступал в 60й с танками. На
ero счету Уже бул один уничтоженный
фазлтисаокий таек, другой Бикрадзе поджег
с закрытой позиции.

Но в этом бою наводчик должен был
стрелять особенню точно. Снарядов на ба-
тарее было немного, & вражеских танков
всё болыпо и больше накапливалось на
берегу реки. Десять раз выстрегила тя-
желая гаубица, и ео огонь был поистине
смортоносен. Наблюдатель сообщил: два не-
мецких танка пылают, два других подби-
ты, & вс3 остальные повервули и на п0а-
ном газу удирают от реки.

Артиллеристы одногл толь подраэде-

— Почему ne остались на берегу?

— А как же вам одному. Может, что
случится — помощи не будет.

Теперь они шли и плыли вдвоем. Ha-
конец, удачное место было найдено. На
возвращение у них, казалось, уходили по-
следние силы. Надо было енова двигаться
‘по воде. Берег патрулировали немцы,
Превоэмогая усталость, командир держал-
ся твердо. Не выходя йз воды, он епросил:

— Все готово?

— Bee, — ответих Копылов. — Спу-
скайте. .

Многокилограммовые мины, качаясь на
воде, шли нз буБеире за краснофлотца-
ми. Тяжело итти и птыть с грузом по’ л®-
дяной воде, мокрая одежда связывает дви-
жение. В ботинки набирается песок, до
крови растирая ноги. (’ трудом продвига-
лись вслед за командиром моряки, метр за
метром приблюжаяюь к цели. Ни прони-
зывающий ветер, ни бесчисленные погру-
жения в воду с головой, ни грозившая
важдую минуту опасность не сломили во-
лю людей с железными нервами и русским
сердцем. ?
< Они вышли на указажное командиром
место и немедля принялись за дело. Ра-
ботали быстро, без суеты. С берегов иног-
да доносилась враждебная речь. Немцы
были совсем близко, почти у них под но-
сом  орудовали бесстрашные моряки. Они
заряжали одну мину за друмй и течени-
ем их уносило туда, где враг навел пере-
правы и пустил паромы.

Кажлый день и ночь через Дон к осаж-
денному городу ‘по гнущимся  помостам
идут фашистекие орды, мчатся автомаши-
ны с боеприпасами, гремят темнозеленые
танки ¢ белыми крестами. Парализовать
переправу, нарушить главную коммуника-
пию врата — вот во имя 950 люди, 0де-
тые в черные бупшлаты, работали с неис-
товым упорством, не выходя из воды BTO-
рой час.

К месту сбора возвращались © забрез-
живших рассветом, В тустых кустах их
ждали товарищи. Они помогли друзьям,
бессильно скользившим по траве, поднять-
ся на кручу. Копылов быетро снял с себя
сухую одежду и подошел к старшему лей-
тенанту. —

’— Оденьтесь, теплее будет, — предло-
жил он командиру.

Его примеру последовали другие. ‘«Разо-
делись моряка, помешались чины и ран-
ги», — шутили, и смех бодрил, рассеивал
усталость и тяжесть ночм, как восходящее
солнце рассеивает утренний туман.

Через Дон в Сталинтралу тянется гу-
стая сеть проводов. Ирутлые сутки стучит
телеграф, звонят телефоны. Жарко немцам
под Сталинградом, они просят У cBoero
командования все новых и новых топол-
нений, & оттуда летят грозные приказы. У
берега паутина проводов образует тх
канат. Он держится на якоре постели Дона.
Пустая боика спокойно покачивалась по во-
де, когда к ней подпльла мина. 50-метро-
BEM столб воды поднялюл © ревом в небу,
казалось, что он на мгновенье окаменел и
с шумом рухнул, и заходил воздух вихрем
от взрывной волны. Смолкли телефоны и
телеграф. Находившиеся невхалеке anim
сты бросились кто куда. Виновника взрыва
‘искали в небе. На пароме, груженнюм тазн-
ками, спешно тотовили зенитный пулемет,
экипажи прятались по машинам.

Новый страшный взрыв потряе воздух
и эхом отдался по реке на многие километ-
ры. Там, тде шел паром, осталось большое
пятно бурлящей воды. Ниже ло двум наве-
денным переправам пли непрерывные по-
токи автомашин, тятачей, повозок. Все
шло по заведенному порядку, пока „Флот-
окае гостинцы не подплыли и ©1044. Три
потрясающих взрыва разнесли в щепки
первую ‘переправу. Вторая: переправа ‚взле-
тела на воздух от двух мин. Остальные
мины поплыли дальше, вниз по течению,
неся разрушение и. смерть:

На исходе следующей ночи отрях моря-
ков возвратился с задания. Вернулись все:
Бодрые, злоровые, полные сил и энергии,
готовые к новым подвигам и боям.

Д. АКУЛЬШИН, В. КУПРИН.
Действующая армия,

ления, которым командует тов. Зотов, мас-
сированными ударами ‘уничтожили Be
сколько десятков танков. Орудийный pac-
чет сержанта Федюкова в нескольких 60-
ях уничтожил прямой ‘наводкой семь вра-
жеских танков.

Мужественно и стойкю отражают вралее-
cru натиск бронебойщики. Боец Тысжма-
кулов охранял одну из важных дорог. Ш-
казались вражеские танки. Тыжмакулов
подпустил танки на близкую дистанцию
и открыл по ним огонь из противотанко-
Boro ружья. Ero поддержали соседи. 3a-
вязалея напряженный бой. Враг ие про-
mez. B этом бою Тыжмакулов подбил два
танка. За десять дней ненхрывных Goes
этот бесстрашный бронебойщик уничтожил
три и полюбил два танка. Друтой бронебой-
щик-— Дорошенко уничтожил два танка и
отян ‘подбил. Бронебойщики краснозрмей-
цы Сазоруков и Романов, заместитель по-
литрука Карлов, млалиий. серкант  Зуба-
кин и младший сержамт Чайковский унич-
тежили 13 бронированных малптиа,

Не боятся вражеских танков и наци пе-
хотинцы, вооруженные гранатами и зажи-
гательными бутылками. Батальон, которым
командует старший лейтенант тов. Пасмор,

вел бой на перекрестке двух важных маги-

стралей. Сначала пемецкие автоматчики,
прокрадываясь по дворам и переулкам, пы-
тались мелкими группами обойти батальен
© тыла. Но наши наблюдатели, скрывитие-
ся на чердаках и в подворотнях угловых
домов, заметили это передвижение, 4 Bpa-
жеские планы были сорваны.

Но ‘вот старшина Федор Михайличенко,
идя в разведку, заметил, что из-за дома
показалея немецкий танк и остановился
посреди улицы, за ним появилея друюй.
Михайличенко бросился на командный
  пункт и доложил © появившихся танках.
  Старший лейтенант Пасмор отобрал из ис-

_ ПРАВДА.

ЗАЩИТНИКИ СТАЛИНГРАДА!
КОСТИ-И ВРАГ

НИ МИНУТЫ
ПОКОЯ ВРАГУ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 октября.
(Воен. корр. «Правды»). Налии части, дей-
ствующие в районе Воронежа, ни из ми-
нуту не дают покоя немцам. То на одном,
то на другом участке наносят они удары
врагу, перемалывая его живую силу п
технику. :

Одна наша часть атаковала на-днях
укрепления противника на участке. север-
нее Воронёжа. Несмотря на сильный ар-
тиллерийский и манометный огонь немцев,
бойцы, проделав ходы в проволочных за-
греикденнях, ворвались во вражеские окз-
пы. В рукопашном бою истреблено до роты
пехоты противника. На соседнем участке
наши бойць» в течение дня артиллерийским,
минометным и ружейно-пулеметным огнем
уничтожили батальон пехоты, подавили
две минохетных батареи

В другом месте ‘наши части, наступаю-
щие на высоту, дружным натиском сняли’
вражеские пепи и захватили первый ряд
окопов противника, Бойцы разрушили два,
вражеских лзота, два блиндажа. Немцы
оставили на поле сражения свыше 350
трупов. Среди захваченных трофеев один
станковый пулемет, 40 винтовок, 3 авто-
мала. He

Немцы не оставляют. попыток выбить.
наши части с занятых ими в последних
боях новых рубежей. Вчера вечером в
районе Воронежа гитлеровцы предприняли
очередную атаку. При поддержке артилле-
рийского и минометного огня батальон пе-

хты © двух направлений устремилея на

наши позиции, Бойцы встретили фалпистов
организованным отнем всех родов оружия.
Потеряв до 400 солдат и офицеров, немцы
поспешно откатились назад.

Пользуясь ночной  темнотой, немпам
удалось в лесной местности переправить
через водный рубеж свою разведку и укре-
питья wa ‘нашем берегу. Весь день шел
бой. вечеру вражеская группа быль
окружена и почти целиком истреблена.
Осталки бежали на тот берег. наши
руки попали трофея: одно шютивотан-

ковое орудие, один миномет, три станко-

вых и семь ручных пулеметов, много вин-
товок, автоматов; боеприпасов.
У. ЖУКОВИН.

—

Немцы истребляют

мирное население

КАЛИНИН, 2 октября. (Норр. «Прав-
ды»). Советские люди, котор удалось
вырваться из фашистского плена, расека-
зывают о бесчинствах гитлеровских банди-

тов в оккупированных районах Калинин-  .

ской области. Недавно в деревню Быково,
Новосокольничесвого района, явился отряд
титлеровских трабителей. Целый день они.
ходили из дома в дом и под страхюм рас-
стрела отнимали у колхозников продоволь-
ствие и одежду, снимали с ног людей
обувь. Из колхозов Санталово и Болотни+
ково мемецкие каратели угнали 60 голов
крупного рогатого скота, всех свиней и
птицу. То же они сделали в деревне Му-
XHHO. :

Титлеровекие людоеды продолжают ©и-
стематически истреблять мирное население,
расстреливают, вешают и сжигают стари-
ков, женщин, детей. В той же деревне
Быково после ограбления эсэсовцы казни-’
ли десятки людей. Была замучёна колхоз-
вица Александра Полякова. Изверги выби-
ли ей зубы, отрезали левую руку, разре-
зали живот. В соседнем селе Балиново фа-
шистские головорезы расстреляли колхоз-

ницу Анну Игнатьеву, ее дочь Тамару и  :

сына Александра.

Дикую расправу Hay
устроили фашисты в деревне
Там было убито 22 человека и несколько
колхозников и колхознац заживо сожжены.
В колхозе «Большевик» они расстреляли
колхозников Булагина, Любимову, Красно-
вз и других. В деревнях Алексеевка и Ан-.
хрейково, Локнянокото района,

колхозниками

расстреляли и сожгли 42 человека, среди
них много. детей. Их обвиняли в связи с
партизанами; —

требителей лвух добровольцев и вместе с
Михайличенко направился туда, гле были
замечены вражеские танки. Они стояли не-
подвижно на прежнем месте. Ню на ©осед-
ней улице раздавалея игум мотбров других
танков. Старший лейтенант оставил у бар-
рикады Михайличенко, старшего сержанта“
Лаппа и сержанта
уничмюжить танки, & сам решил выяснить,
что происходит на соседней улице.

Векоре немцы заметили отвазжную груп-
пу истребителей и открыли по ним огонь.
Один танк ударил из пушки по рву, где
засели наши истребители. Они. выскочили
изо рва и, пизжимаясь к стенам домов, вбе-
HAIN BO двор, поднялись по черной лестни-
це на второй этаж дома; Немецкие танки
и автоматчики продолжали палить по пу-
стому месту. А наши истребители обруши-
лись на вражеские танки из окон oma,
Старшина Михайличенко бросил бутылку с
горючей смесью. Она угодила в моторную
часть танка, и он моментально загорелся.
Одновременно старший сержант Лаппа ий
сержант Взлинин ‘из другого окна метнули
бутылку и противотанковую гранату. Зато-
релась и вторая ‘машина. Автоматчики по-
спешно соскакаявали © брони и ‘разбега-
лись в разные стороны. Из люков вылезли
обокженные пемецкие танкисты. Теперь
их расстреливали наши пехотинцы, сле-
дившие за этой операцией.

Отважные истребители спустились во.
двор и тем же путем возвратились нз ко-
мандный пункт. Там лх ждал старший лей-
тенант Пасмор.

У него тоже была удача. Двумя проти-
вотанковыми гранатами он подбил два не-
мецких танка.

Так четыре отважных истребителя
уничтожили по одному танку каждый,

В. ВЕРХОВСКИЙ,
Действующая армия.

Рожиово.

фашисты  .

Валинина, приказал им

/

БУДЕТ ОТ

3 ОКТЯБРЯ 1942 г. № 276 (9047)

ЕЩЕ БОЛЬШЕ УПОРСТВА,

БРОШЕН

Борис Горбатов

“АЛЕКСЕЙ КУЛИКОВ, БОЕЦ...

`1. АЛЕКСЕЙ КУЛИКОВ
ПОБЕЖДАЕТ. СМЕРТЬ
В СВОЕЙ ДУШЕ

.,..А зовут. его Алексей Куликов, и родом

©н-—пензенский, служит бойцом в баталь-
оне старшего. лейтенанта Субботина, тут
его знают ‘все.
Его призвали в армию в первый день
войны,— родня и поплакать не успела.
котла полз эшелон 10 украинским степям,
Куликов вке-думая о доме и хозяйстве. И
была досада на немца: ‘эк, напал не BO-
время! М уражай еще не сняли. И ве
подочитывал трудодни и сколько теперь
трулодней пропало. А война, казалось ему,
будет недолгой и нестратеной, вроде осен-
них сборов припиеного состава. Глядел 8
окно, считал столбы, ухивлялея, до чего
здесь земля богатая, и все ехал да ехал
10: советекой стране, и не было ей ни кон-
ца, ни wpa. -

Когда в первый раз попал Алексей Ку-
‘ликов в бой, он че то, чтоб струсил, &
просто потерялся. Сперва он даже не по-
нял, что происходит, но рядом упал това-
рищ, и Куликов увидел кровь, расколотый
‘череп, стеклянные глава...
` — 910 Ж 970 vance, братцы? — чуть не
закричат он,— ведь этож так просто и
меня убить могут? — и растерянно моргая
глазами, осмотрелея вокруг.

А вогруг были дым, и 60й, и смерть.
Смерть свистела, смерть выма, смерть уха-
ла, смерть падала ¢ воздуха, ползла по
земше, и казалось, никуда от нее не уйти,
He спрятаться, Ничего не видет теперь

`Алекоей Куликов: au войны, ни поля. ни

товарищей. — только смерть глядела ему в
глаза, толыко смерть on и видел, И на
всей: земле тольк и было: я и смерть.

‚Смерть,— железная, огненная, вездесущая,
‘а я, Алексей Куликов, существо человече-

ское, < хрупкими костями ‘и мяюом. Долго
ли кость перебить. ткань порвать. пробить
cepitte?

И таким беопожошным. жалким, одино-
ким показалоя себе Куликов, что он даже

`затлажал. До жалости был он одинок на
  этом бальшем пюле, никому до него дела
‘нет, никто не спасет, не выручит, не по-
‚плачет рядом. ;

Й он досадовал на себя, что уродиля

и круглым, уязвимым co всех

сторон, и в ячейке окопа ему тесно. и пу-

ле ето легко найти. Лежат и дрожал. —
Ждал омерти. . :

сам утивилея этому. Вее ощупыват себя,
Bee потягивалея. Ничего! Ни царалиньь

’ — Ишь ты, — смущенно улыбнулся он.
‚ Он попытался расскавать товарищам про
это чудо: «Вот, пюнимаешь, история! Пу
‘чуть-чуть... Кабы вна ловей пошла—и
Крышка...» Но товарищи cm
` И тогда опять поскучнел
уумал: «He Beye Tam завтра. Вее одно
должны убить: сленное ли дело из
талото страха живым выйти?»
-Вез же во второй бой Алексей Кулуков
ношех с надеждой: авось ошать посчаетли-
витея. И опять дышала ему смерть в лицо,

уликов и по-

‚Ной доЧжью. перебегая поле, втятивал го-
лову в плечи и глава закрывал, от каждого
зыстрела вздрагивал, каждому  снаряду
вланялея и все смерти ждал, хорошо б
сворой...

И только одиночества не было теперь.

Оно рассеялось сразу и само собой. Нем-
‘цы бомбили Алексея Куликова у перепра-
вы, & OH лежал под деревом, у самой во-
ды, и твердо знал: тэпервь взашравиу конец.
‚ Ш вдруг прошелестело, заптумело Bo-
‘круг:— Наши, наши летят! — и кто-то
‘ядом вздохнул облегченно м’ радостно.
‚ Куликов не сразу открых глаза, а когда
открым, увидел над головой небо. Небо бы-
‚10 большое, высокое и такое синее, слоЕ-
HO его маляры подновали на этот случай.
И в этом небе наши били немцев, выру-
warm Kyra.
‚ Странно тихо стало на земле, чуть иле-
`сжалась волна о берег, чуть скрипели де-
ревья, м все— земля, река, люди, все
смотрело теперь в небо: там кипел бой.
`Озверело ревелы моторы, чиркали красные
пули, и ‘иков увидел, как над самой его
‘головой газламыгвается «Хейнкель». Рза-
ламывается, как спичечная коробка. Поле-
‘тело олно крыло, потом второ. Вдруг рае-
крылся белый купол паралиюта («Неужто
уйдет, собака?» — заметалея Куликов), но
парашют вепыхнул. в мгновение на гла-
зах у Алексея с’ежился, похудел и, вах ло-
торающий факел, упал где-то за ресой,

И  крывал и ушей не прятал. Раныше каж-

. Avance видел, как трусы тгабнут, и
этом:

Ни ИНО человек. Как бы-

линка в поле. Ветер подул—и нет его.

Но однажды в медсанбате, тде Алексею
перевязывали пустяковую царапину, дове-
лось ему увидеть сержанта Чернова, про
которого в тот день весь полк шумел. Жи-
вого места не было на том сержанте, все
го тело было перебито и переколото, а он
все дралея с ромом, и немцы пика ero

— А! А! — закричал тогда, не помня
себя от ралостя Куликов.—А! Ата! Ага,
гад -—он даже заплясал на мэсте; злорад-
ствуя, и вое повторял «Ага, ата!», а ког-
1% «Хейнкели» трусливо побежали с неба
вепять, на запад, он закричал им вдотон-
ку: «Куда, куда? Бей их! Ату!».

Теперь Куликов стал присматриваться и
прислушиваться к бою. Глаз уже не за-

‚На бой вончился, а Куликов уцелел. бя.

Плохо.

й опать он дрожал мелкой, оюенней, стыд-

дый выстрел заставлял его вздрапивать,
теперь фазличал он, когда бьют немцы,
когда ваши. Й чем болыше и чате биля
наши, тем веселее становилось у Буликл-
ва на душе, и страх таял. Больше не был
OH иноким на огромном поле: илть, сколь-
ко сил собралось, чтобы выручить Бу-
личка!

Но тут нал самой его головой 79-то тон-
ко-тонко свистнуло. Он даже не понял

что. Он \видел, как чиркнула © песок my-
далея Куликов. — Гордая. у человека

душа. Он опросил врача:

as... Eme и еще... Так падают xomiesnre
капли в воду — всплеск, и крут по воде.
Но капли падали все чаще а чаще и все
вокруг Куликова. и он увидел, как вздра-
гивают на сосне ветки и иголки хвои сы-
плются рядом на песок. Вое ближе и ближе
палают капли, и спереди, и сзади, и со
всех сторон, словпо то-то лалекий м не-
БИДИМЫЙ вяжет петлю вокруг Буливовой
шеи и некуда выскочить из петли.

Й что Куликову ¢ Toro, что ваша ар-
тиллерия теперь била часто‘ м густо, все
равно — петля вокруг его шеи вязалась
неотвратимо, вражеский автоматчик Bee
чиркал и чиркал, подбирался к самозву гор-
ay... вдруг, словно захл Ch,
i tee ветки, пузырьки

Перестали взхративать
иочезли на песке. Куликов робко, осторож-
но оглянулся вокруг и Увидел, как сосед,
весело улыбаясь. досылает новый патрон в

— Это ты ето? — удивленно и почти-
тельно спросил Куликов.

—- Я, — гордо ответил сосед, — каж? Ни-
чего?

И тогла Куликов вепомнил, что у него
у самого есть винтовка. Bor ona, рядом.
До сих пор бн и не думал о ней. И во
вчерминем бою ие думал. Таскал за с0-
бой — это верно, потому что казенную
вещь бросать нельзя, во HU разу HS Hee
не выютралил. i ;

Теперь схвалил ок ©9 топячо и HAIN,
словно в ней от всех бед спахение, и стал
стрелять. ба палил, не глядя, торопливо и
лихорадочно (только фуки дрожализ, он
словно обводил себя отйенным EDPYTOM, Kab

старуха древняя обводит себя крестом, 3700.

оградиться от нечистого. И казалось Куля-
кову, что теперь не прорвется к его горлу
смерть, огненной черты не переступит.

Но тут нах. ним раздался сердитый го-

ay a

л0с командира:

ze? Кого видишь?

Куликов уронил винтовку, Рядом с ним
лежал командир и пристально смотрел на
него. А вокруг на песке тут и там. валя-
лись стреляные гильзы.

— Crpamno tebe? — отрывисто спро-
сил командир,

— Страшно... — сознался Куликов и
с’ежился, подумав-—сейчасе станет коман-
дир ругать. Но командир помолчал, поже-
вал губами и сказал тихо:

—- В первый раз всем страшно.

И из sroporo боя Алексей Куликов вы-
шел пелым м невредимым. Опять он уце-
xex! И уцелев — опять удивился. А ве-
чером подошел к командиру и, переми-
наясь с ноги на ногу, спросил:

— Rak, товарищ лейтенант, ваше мне-
ние: много ль металла потребно, чтоб че-
ловека убать? :

Командир удивленно посмотрел на
потом улыбнулся и ответил:
Для труса— шальной пули хватит.
Для смелого — а тонны мало.

Над этими словами Куликов задумался
крепко. Ёто говорит, что в бою думать не
приходится, тот накогла не был в бою.
В бою думают, и мысль тут остра я быст-
ра, а глаз приметливый.

Куликов скоро приметил, что трусу дей-
‘ствительно’ погибнуть легче, чем мухе.
Подет пули, а стало быть, м полет смерти,
свой закон имеет, закон этот надо знать.
А трус под огнем мечется, трус ничего не
видит, его любая пуля найдет, На пристре-
ляном рубеже он лежит, а под шальным
огнем в панике бегаег. Трус и с винтов-
кой безоружный. Он огнем Ha огонь
не отвечает. Он: не войн, он -—— мишень.

него,

Северный Кавказ. Конники гвардейского казачьего корпуса генерал-лейтенанта Кириченко на ра

— Ты чего патроны жгеть? Фуда па-

Убить не могли и не убили.

Куликов ¢ почтениём глядел на его ра-

ны и удивленно головой крутиз. Ему в%
хотелось посмотреть, пощупать, что за ко-
ети у этого человека,
нельзя.

что их перебить

А Чернов метался на соломе й севозь’

стиснутые зубы хрипел:

— Врешь! Врешь, выживу! Врешь!
— Это он с0 смертью воюет; — дога-

— Неужто жать будет?
— Byyzer!— уверенно ответил врач, — в

драться еще будет.

Так этот случай поразил Шуликова, что,

вернувитись из медсанбата, он долго pac-
скавывал о нем товарищам. к

— Понимаешь, хилое существо  чело-

век, а смотри, никак его убить . нельзя,
если в нем душа горизя. Нет, я так по-
`нимаю,
драться надо. Он в тебя смерть шает, и
ты в него смерть шли. А там поглядим,
чей козырь крепче!

если хочешь жить, 34 жизнь

Тут он заметил, что к словам ето при-.

слушивается политрув, и смутился.

это так, товарищ политрук, —,

сконфуженно сказал он, — рассуждаю CBO-
им беспартейным ‘умом. Momer, He Tan?

Но политрук его одобрил:
— Так, товарищ Куликов, тах!

Это был новый политрук в роте, това-
рищ Званцев. Ирежнего политрука звали
Миреким; и того политрука Куликов не лю-
бил. Тот все, бывало,
Шли ли фазведчики в поиск, он налут-
ствовал их: «Вы mere на смерть, това-
риши! Ho долг свой выполняйте свято».
Шиа, ли рота в атаку, он кричал нервно,
BWA:
правое, ве ‘умрем, по врола не шустим».
Только и слышно было от него: умрем да.

кричал о смерти.

«Умрем, товарищи, наше дело

умрем. И от этих слов какому казалось,
чо смерть все вокруг тобя ходит, тебя
ищет.

Tipo бя Миракий говори: я презираю

емерть. Но Куликов ‘усхехалея в пуще:

нет, товарищ, ежели ты презираешь
смерть, так и но думай о ней. Дерись с
открытой душой, смерти. не
смерти ‘не хлопоча. А если вое время го-
врать. да кричать. омерти, так. и. выхо-
LIT: Go TH ee, 2 она тебя презирает. Все-
ми твюими мыюлями овладела, живого в

саван облекла. С такой душой драться
худо! ]
К дыханию смерти привьныуть нельзя,

но притерпеться можно. И Куликов
притертелея. Ош паучилоя хитрить, юбма-
бывать смерть, ве бояться ее, & потом и
вовсе о ней но думать. И котла перестал
думать —= сразу стало легко и жить, и
драться, и пули олозню обходили его.

Миракого скоро снали и перевели юуда-

T0,— он нервами болел-— & в роту назна-
ЧИЛИ ева. Этот о смерти не говорил,
& больше о жизни“и победе. Быш он чело-
век молодой, веселый, непоседливый и
краоноречивый. И так он складио говорил
0 жизни, о том, какая жизнь после побе-
ды будет, —вольная, безоблачная, счастли-
вая, что за эту жизнь и умереть было
He жаль!

И об этой жизни любил помечтать Юу-
ликов вочью. И понесет ого мечта в род-
HOS село, за реку, на взгорье, подле po-
щи, где березка, вперемежку © молодым
хУбном. ’

.зА какие хлеба в августе! А какле
кони в конюшию! А какие у жены з0л0-
тые руви, & у дочки какие глаза — синие,
синие, такой синевы и не бывает нигде!
И вот розвралцается домой Куликов, и ве
село ему навстречу, на колхооном дворе в
котокол быют, под березами столы накры-
ты... Богатство какое! Что хлеба! - Что
птицы! Что молока! Жена к нему руки
протягивзет... золотые у бабы руки, тен
лые, теплые...

—— Да, —крякнет, размечтазттиеь, Ку-
ликов,—— BOT оно Как... Хочешь Алексей
Тихоныч жить,— за жизнь драться надо!

(Продолжение следует).

боякь и о.